Работа дефектолога с приёмными детьми




Скачать 65.25 Kb.
НазваниеРабота дефектолога с приёмными детьми
Дата конвертации27.01.2013
Размер65.25 Kb.
ТипДокументы

Работа дефектолога с приёмными детьми



Александра Переладова, дефектолог детского дома №19

Omnes, quantum potes,juva

(Всем, сколько можешь, помогай)

Как известно, природа создала человека уникальным и неповторимым. У каждого из нас свои особенности, как внешние, так и те, что составляют наш внутренний мир, характер, личность. Развитие человека всегда идёт по определённым этапам. При нормальном развитии эти этапы идут последовательно, переходя из одного в другой, физическое развитие малыша сопровождается познавательным интересом, интеллектуальным ростом. Но иногда что-то рвётся, ломается, сбивается с намеченной цели. Причин этого явления великое множество. Разобраться в этих причинах и помочь исправить или улучшить ситуацию призвана специальная наука – дефектология.

Дефектология – наука, изучающая проблемы обучения, адаптации и социальной реабилитации людей с проблемами развития, например, нарушениями интеллектуального развития или дефектами органов чувств (органов зрения или слуха), с нарушениями речи.

К причинам, вызывающим подобные нарушения, относятся:

  • наследственные генетические поражения (синдром Дауна, дефекты зрительного и слухового анализаторов и др.),

  • внутриутробные поражения плода,

  • хронические заболевания родителей,

  • факторы, неблагоприятно влияющее в период беременности (резус-несовместимость крови матери и плода, интоксикация, токсикозы, нарушение обмена веществ, инфекции, гипоксия плода, воздействие химических веществ, лекарственных препаратов, радиации, употребление алкоголя, наркотических веществ, вредные излучения, механические повреждения),

  • родовые травмы (обвитие пуповиной, асфиксия (кислородная недостаточность, удушье), затяжные или стремительные роды, неквалифицированное родовспоможение),

  • результат неправильного лечения (чаще всего это относится к антибиотикам);

  • перенесённые в раннем детском возрасте заболевания (менингит, энцефалит, полиомиелит, грипп, корь),

  • органические поражения центральной нервной системы

  • травмы (ушибы и сотрясения головного мозга, травмы конечностей и нарушение деятельности анализаторов вследствие механических повреждений),

  • отсутствие должного ухода за ребёнком,

  • содержание ребёнка в плохих социальных условиях (ограничение его интеллектуального и физического развития).

Работая в детском доме не первый год, я могу говорить о том, что количество нарушений, диагностирующихся у детей при поступлении, очень велико и разнообразно. Никогда не знаешь заранее, с чем столкнёшься.

Пожалуй, самый большой процент поступающих к нам деток составляют те, кто при сохранном интеллекте не был обеспечен необходимой развивающей и любящей средой с самого раннего возраста, с периода новорождённости. Это дети из неблагополучных семей или те, от кого отказались ещё в роддоме, те, кого предали самые родные люди – мама и папа. Это детки с так называемой задержкой развития. Под этим термином понимают синдромы временного отставания развития психики или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации свойств организма. Задержка темпа может иметь обратимый характер. Причинами задержки развития могут быть конституциональные факторы, хронические, соматические заболевания, органическая недостаточность нервной системы.

Следующую группу составляют дети с нарушениями речи. Уровень речевого развития напрямую зависит от состояния познавательной сферы и моторики, а также от состояния нервной системы. Существует большое количество терминов, обозначающих различные речевые нарушения. Можно выделить основные группы:

  • нарушения темпо-ритмической стороны речи (замедленный, ускоренный темп речи, заикание),

  • фонетические дефекты (неправильное произношение отдельных звуков или групп звуков),

  • общее недоразвитие речи (системное нарушение, затрагивающее все стороны речевого развития),

  • речевой мутизм (отказ от речевого общения вследствие перенесённой психотравмы);

  • алалия (отсутствие или недоразвитие речи вследствие органических поражений речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка (до формирования речи)).

Также мы часто сталкиваемся с органическими поражениями центральной нервной системы у детей. Они могут проявляться в виде умственной отсталости разной степени. Например, олигофрения – клиническая форма умственной отсталости, характеризующая общее необратимое недоразвитие мозговых структур.

Основной задачей дефектолога детского дома является выявление и учет детей с особенностями психофизического развития, детей инвалидов, проведение совместно с другими специалистами углубленного психолого-медико-педагогического обследования детей и подростков с целью выявления особенностей их развития, установления диагноза, отбора в соответствующие учреждения для обучения и лечения.

Основными функциональными обязанностями дефектолога являются:

  • организация и осуществление учебно-коррекционной и воспитательной работы с детьми и подростками с учетом особенностей психофизического развития, характера и структуры нарушений;

  • проведение коррекционно-реабилитационной работы с детьми, развитие их способностей и наклонностей, организация их трудовой, физкультурно-оздоровительной, художественно-творческой деятельности;

  • осуществление оздоровительно-профилактических мероприятий;

  • анализ и динамика развития детей;

  • обеспечение условий для максимально-возможного вовлечения детей-инвалидов в социально-экономическую жизнь общества;

  • разработка методических рекомендаций и проведение консультаций по вопросам психолого-педагогической диагностики, обучения, лечения, социальной реабилитации детей с особенностями психофизического развития;

  • осуществление социальной и физической реабилитации детей с особенностями психофизического развития, подготовка их к самостоятельной жизни;

  • разработка методических рекомендаций по вопросам воспитания и обучения детей в патронатных семьях, взаимодействие с этими семьями.

Конечно, никому не под силу справиться с такими трудностями в одиночку. Только совместными усилиями семьи, специалистов и самого ребёнка можно добиться хороших результатов. Немаловажную роль играет образовательное учреждение, которое посещает ребёнок. Необходим постоянный контакт учителей, родителей и специалистов, обсуждение проблем и поиски решений. Иногда нам бывает сложно найти контакт с администрацией школ и педагогами. В основном это происходит из-за предвзятого отношения к данной категории детей.

Это некое клеймо: «ребёнок из детского дома» создаёт большое количество трудностей, в том числе и трудностей адаптации таких детей в образовательных учреждениях. Разрушить эти стереотипы бывает порой очень трудно. А ведь, в соответствии с законами об образовании РФ, родители имеют право отдать своё чадо в любую понравившуюся им школу. Но, как показывает практика, при виде ребёнка, который сильно выделяется из общей массы детей (будь то нарушение зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата) администрация большинства общеобразовательных школ начинает ссылаться на отсутствие мест в школе, на необходимость пройти с ребёнком ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) для определения вида обучения. По незнанию родители часто идут на такую комиссию, твёрдо полагая, что это обязательный момент для оформления в школу. Это не так. Опять же, в соответствии с законодательством, ПМПК может проводиться по желанию или требованию родителей или лиц, ответственных за ребёнка (например, опекуна, администрации детского дома и т.д.). Обязать вас проходить такую комиссию школа не в праве.

Почему же наше общество так боится пустить к себе тех, кто «не как все»? Почему такие дети вынуждены жить в страшных зданиях за высоким забором с колючей проволокой? Общество их изолирует, вытесняет. Почему, приходя на детскую площадку, родители ловят на себе косые взгляды родителей других детей, и в воздухе висит претензия: «Как можно с ТАКИМ ребёнком приходить на детскую площадку, где играют нормальные дети?» Это ведь страшно.

90% родителей, узнав о том, что за одной партой с их ребёнком в школе сидит мальчик (девочка) с ограниченными способностями или просто этот ребёнок из детского дома, идут выяснять отношения в школу, ругаться, возмущаться, требовать прекратить это «безобразие». Почему-то им не приходит в голову, что, постоянно общаясь, дети многое могут дать друг другу. Ребёнок с нарушениями будет тянуться к норме, у него будет стимул учиться и развиваться, у него будет шанс на помощь со стороны сверстников. Нормальный ребёнок с детства будет знать, что люди бывают разные, но они ЛЮДИ! Научится доброте и заботе. Что же тут страшного! До каких пор мы будем делить людей на «хороших» и «плохих», только исходя из наличия у них рук, ног, хорошего зрения?.. Как говорил небезызвестный персонаж повести Михаила Булгакова профессор Преображенский, «разруха в головах!» Не пришло ли время навести порядок в общественном сознании?

Не надо бежать от проблем и прятаться от неуверенности и страха. Детство – явление временное и очень скоротечное, но это время, когда можно многое изменить и повлиять на дальнейшее развитие.



Похожие:

Работа дефектолога с приёмными детьми iconРассказал как обстоят дела с усыновленными российскими детьми в США и в Финляндии
Рф павел Астахов, граждане этой страны ежегодно усыновляют в России около тысячи детей. При этом, по словам омбудсмена, все чаще...
Работа дефектолога с приёмными детьми iconИсточник риа новости
Стивену и Эдельвине Лещински, обвиняемым в издевательстве над приемными детьми из России и признавшим вину, запланировано в суде...
Работа дефектолога с приёмными детьми iconВ. А. Сухомлинский Особенности педагога, работающего с одаренными детьми
Обобщение опыта по теме: «Работа с одаренными детьми на уроках музыки» учителя моу лицея №3 Теленчи Натальи Валерьевны
Работа дефектолога с приёмными детьми iconДоклад «Организация работы с одаренными детьми во внеурочное время»
Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать...
Работа дефектолога с приёмными детьми iconВзаимодействие воспитателя, учителя-дефектолога и музыкального руководителя при подготовке праздников и развлечений

Работа дефектолога с приёмными детьми iconС 30 апреля по 8 мая 2011 года на базе межрайонного ресурсного центра по работе с одаренными детьми г. Дудинка была организована работа интенсивной школы
С 30 апреля по 8 мая 2011 года на базе межрайонного ресурсного центра по работе с одаренными детьми г. Дудинка была организована...
Работа дефектолога с приёмными детьми iconА и его содержание
Анализ системы работы с одаренными детьми и детьми с повышенной учебной мотивацией
Работа дефектолога с приёмными детьми iconПротокол № Приказ №
Работа с одаренными детьми и учащимися, имеющими высокий уровень развития учебно-познавательной деятельности
Работа дефектолога с приёмными детьми iconМероприятия Сроки Работа с детьми
Анкета опрос приложение к анкетированию родителей «Книги остаются с нами навсегда»
Работа дефектолога с приёмными детьми iconМетодические рекомендации для родителей для проведения с детьми бесед по соблюдению правил дрожного движения
Совершенно естественно, что значительная часть этого времени проводится детьми на улице. Родители не всегда могут осуществлять за...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©tnu.podelise.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница