Познание




Скачать 158.14 Kb.
НазваниеПознание
Дата конвертации27.01.2013
Размер158.14 Kb.
ТипДокументы
Тема ПОЗНАНИЕ

Требования обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования к содержательной линии «Познание»:

  • Познание человеком мира и самого себя. Познание и знание. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.

  • Истина и ее критерии.

  • Многообразие форм человеческого знания. Научное познание и его особенности.

  • Основные методы научных исследований. Социальное познание. Исторические факты, их интерпретация и оценка.

  • Науки о человеке и обществе.

Основные понятия: познание, знание, сознание, мышление, объект познания, предмет познания, чувственное познание, рациональное познание, ощущения, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, память, мышление, интуиция, агностицизм, уровни научного познания: эмпирический и теоретический, анализ, синтез, сравнение, дедукция, индукция, интуиция, истина, объективная истина, субъективная истина, критерии истины, опыт, практика, гипотеза, научное познание, социальное познание, факт, концепция, теория, методы научного исследования, социальное познание, социология, социальная философия, правоведение, экономика, география, антропология.


Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырех.

А1. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются:

1) представлениями

2) ощущениями

3) гипотезами

4) понятиями


А2. Рациональное - это познание:

1) с помощью наблюдения

2) прямого контакта

3) с помощью интуиции

4) с помощью мышления


А3. Возможность получения истинного знания отрицается:

1) философами

2) социологами

3) агностиками

4) духовенством


А4. Отражение общих и существенных признаков называется:

1) сознанием

2) суждением

3) понятием

4) ощущением


А5. Методом эмпирического познания не является:

1) эксперимент

2) наблюдение

3) аналогия

4) описание


А6. Верны ли суждения:

А. Любая истина объективна и относительна.

Б. Абсолютная истина практически недостижима.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны


А7. Верны ли суждения:

А. Противоположностью истины может быть другая истина.

Б. Противоположностью истины всегда является заблуждение.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А8. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером:

1) обыденного знания

2) мифологического знания

3) эмпирического знания

4) научного знания


А9. Верны ли следующие суждения о цели научного познания:

А. Цель научного познания - осознание закономерностей процессов и явлений.

Б. Цель научного познания - получение достоверного знания

1) верно только А 2) верно только Б

3) верно А и Б 4) оба суждения неверны


А10. Верны ли следующие суждения о речевой деятельности человека: Речевая деятельность человека прежде всего связана с

А. Чувственным познанием

Б. Абстрактным мышлением

1) верно только А 2) верно только В

3) верно А и В 4) оба суждения неверны


А11. И абсолютная; и относительная истины:

1) носят объективный характер

2) всегда находят подтверждение на практике

3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете

4) могут быть опровергнуты со временем


А12. Среди перечисленных наук изучением социальных статусов и ролей занимается:

1) этика

2) правоведение

3) социология

4) политология


А13. Верны ли следующие суждения о ложном знании?

А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изучения.

Б. Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путем.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


А14. Обобщение является составной частью

1) производственной деятельности

2) чувственного познания

3) рационального мышления

4) игровой деятельности


А15. Сознание идеально, а это значит:

1) сознание находится в ином измерении, нежели весь остальной мир

2) сознание есть поток душевных переживаний

3) сознание представляет собой внутренний и глубинный слой нашей жизни

4) в сознании нет ни грана вещества, оно лишено телесности и чувственной осязаемости


А16. Среди перечисленных наук функции и формы государства изучает:

1) социология

2) политология

3) философия

4) история


А17. Какая из перечисленных наук изучает общество?

1) зоология

2) астрономия

3) социология

4) химия


А18. Какая из перечисленных наук изучает общество?

1) лингвистика

2) анатомия

3) генетика

4) юриспруденция


А19. Верны ли следующие суждения?

А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной деятельности.

Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спецификой и сложностью изучаемого объекта.

1) верно только А

2) верно только В

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны


А20. В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная деятельность ученого:

1) основывается на использовании эксперимента

2) основывается на творческом подходе к работе

3) интеллектуально развивает

4) ставит целью открытие нового, достоверного знания


А21. И религиозное, и научное знание:

1) имеет объективный характер

2) необходимо человеку для рациональной деятельности

3) может передаваться из поколения в поколение

4) предполагает доказательства


А22. Только в состав научного знания входят:

1) экспериментально обоснованные выводы

2) установленные факты

3) логические умозаключения

4) результаты наблюдений


А23. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения:

1) философия

2) история

3) социология

4) политология


А24. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?

А. Опыт повседневной жизни - это один из способов познания мира.

Б. И научным, и обыденным знаниям свойственна теоретическая обоснованность выводов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны


А25. Среди перечисленных наук изучением наций как социально-этнических групп занимается

1) этнография

2) социология

3) антропология

4) социальная психология


А26. Отличие социологии от других наук об обществе является

1) изучение людей как представителей человеческого рода

2) рассмотрение неповторимых, индивидуальных черт человека

3) изучение общества как целостного явления

4) изучение общества во всей конкретности и многообразии


А27. Верны ли суждения о познании?

А. Чувственное и рациональное познание - ступени единого процесс а познания.

Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окружающем мире.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны


А28. Доказательность как признак научного знания конкретно выражается

1) в совпадении выдвигаемых идей с многолетним опытом и интуицией ученых

2) при ссылке на тот или иной авторитет в науке

3) в соответствии теоретических выводов нравственным установкам общества

4) в подтверждении научного знания опытом, экспериментом, законами логики


А29. Верны ли следующие суждения о практике?

А. Практика - основа познания и критерий истины.

Б. Общественно-историческая практика - единственный критерий истины.

1) верно только А

2) .верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А30. Какое суждение верно отражает отличие теоретического знания от эмпирического?

А. Эмпирическое знание ограничивается миром явлений. Теоретическое же ищет за видимыми проявлениями скрытые, внутренние, сущностные связи и явления.

Б. Видим так, как думаем; и потому не эмпирия определяет теорию, а наоборот, теория - эмпирию.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

Задания уровня В

Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр, в заданиях на установление соответствия нужно записать буквы или цифры в правильной последовательности.


В1. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Самостоятельное использование целых систем освоенных человеком навыков, сознательная группировка их в определенной последовательности, оценка результатов действий, способы действий». Ответ:__________________


В2. 3авершите фразу: «Человек как носитель сознания, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные чувства - это ... » Ответ: __________________


В3. Вставьте пропущенное слово: «………..- это самые простые заученные движения, выполнение которых не требует специальных усилий». Ответ: ____________


В4. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности» Ответ: _______________


В5. Вставьте пропущенное слово: «Сочетание способностей, которое обеспечивает

возможность творческого выполнения какой-либо деятельности», называется …………... к данной деятельности. Ответ:_________________


В6. Установите соответствие между науками, в той или иной степени или ином аспекте изучающими человека, и их краткими описаниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго.



1

2

3

4

5

6

7

8


























В7. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго.



1

2

3

4

5

















В8. Что из предложенного ниже ряда представляет формы чувственного познания, а что - рационального? (Правильный ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке возрастания, в которой первые три представляют чувственное познание, а вторые три - рациональное)

1) Ощущения

2) Восприятия

3) Суждения

4) Понятия

5) Представления

6) Умозаключения

Ответ:______________________


В9. Вставьте пропущенное слово: «Познание - это ……... отражение или воспроизведение действительности в сознании человека».

Ответ:_____________________


В10. Закончите фразу: «Умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении делается вывод об их сходстве в другом, называется ……..»

Ответ:____________________


В11. Закончите фразу: «Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется ...»

Ответ: ____________________


В12. Закончите фразу, вставив словосочетание: «Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и ... » ,

Ответ:______________________


В13. Вставьте пропущенное слово: «Знание об обществе и общественных явлениях всегда нагружено оценкой, следовательно, это - ……………. знание».

Ответ:_______________________


Задания уровня С

Дайте развернутый ответ.

С1. Назовите формы чувственного познания.


С2. Назовите уровни научного познания.


С3. В чем состоит специфика социального познания? Ответ аргументируйте на основе трех оснований.


С4. Назовите два любых отличия учебного познания от научного и проиллюстрируйте каждое на примерах.


С5. «Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь». (И. Гете)

1) О каком познании ведет речь Гете?

2) Какими методами предлагает автор человеку познавать себя?

3) Кто еще из философов задавался вопросом: «Что такое человек»?


С6. Прочитайте фрагмент и ответьте на вопросы к нему.

«Наиболее значительным событием в науке ХХ века является чувство конца науки ... В начале ХХ века еще возникали новые концепции, которые переворачивали представление о мире (квантовая механика, теория относительности, генетика). А во второй половине ХХ века ничего подобного не произошло. Спутники, компьютеры, - это не наука, а техника. Наука же открывает законы природы».

1) Что понимает один из российских ученых под «чувством конца науки в ХХ веке? В чем он видит главное назначение науки? Согласны ли вы с автором? Ответ аргументируйте на двух конкретных примерах.

2) Что такое концепция в науке? Дайте определение. Согласны ли вы с мнением автора, что «спутники и компьютеры – не наука, а техника»? Ответ обоснуйте на конкретном примере.


С7. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИ ИЗУЧАЮТ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Выводы, которые создаются на основе повседневного опыта, а также благодаря накоплению мудрости философов, поэтов и писателей, часто оказываются проницательными и информативными, но при этом недостаточно доказательными. Здравый смысл часто ставит нас перед дилеммами и нерешенными загадками в случаях, касающихся социального поведения человека. Для его понимания важно обратиться к научным методам ...

Термин «научный» не обозначает избранную группу высокоразвитых областей человеческой деятельности. Он скорее указывает на общий набор методов - техник, которые могут использоваться для широкого круга проблем. Следовательно, если мы пытаемся понять, является ли та или иная область научной, ключевым вопросом становится следующий: использует ли она научные процедуры? Если нет, то она оказывается вне сферы науки.

Эти методы и процедуры включают в себя попытки собрать систематическую информацию об интересующих исследователя проблемах плюс скептическое к ним отношение. Основной предпосылкой науки является убеждение, что все основные предположения о физическом мире должны быть проверены и перепроверены, чтобы принять их за истину ...

В социальной психологии, изучающей причины социального поведения и социального мышления, чаще других используется экспериментальный метод, в рамках которого исследователи пытаются изменить одну переменную с целью наблюдения влияния этого на другие переменные, и корреляционный метод, когда ученый просто наблюдает естественно происходящие изменения интересующих ее переменных, чтобы узнать связаны ли они.

1) Какие виды познания упоминаются в этом тексте?

2) Каковы, на взгляд автора, особенности научного познания? Укажите две черты.

3) В чем автор усматривает недостатки ненаучных методов познания? Приведите пример, конкретизирующий один из них.

4) О каких двух научных методах в области социальной психологии говорится в этом отрывке? Укажите существенное различие между ними. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще один метод, который может использоваться в научном познании социальных явлений.


С8. Выберите одно из предложенных высказываний для рассуждения в форме сочинения-эссе. Напишите такое эссе.

  • «Почему я художник, а не философ? Потому, что я мыслю словами, а не идеями». (А. Камю )

  • «Вещь не перестает быть истинной от того, что она не призвана многими». (В. Спиноза)

  • «Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек». (М.В. Ломоносов)



Ответы по теме. Познание

УРОВЕНЬ А

Задания

Ответ

Задания

Ответ

Задания

Ответ

1

1

11

1

21

3

2

4

12

3

22

1

3

3

13

1

23

4

4

3

14

3

24

1

5

3

15

4

25

2

6

2

16

2

26

3

7

2

17

3

27

3

8

4

18

4

28

4

9

3

19

3

29

1

10

2

20

4

30

1

УРОВЕНЬ В

Задания

Ответ

1

Умения

2

Личность

3

Навыки

4

Способности

5

Талант

6

1А 2З 3Б 4Ж 5Е 6Г 7В 8Д

7

1А 2В 3Б 4Б 5А

8

3 4 5 6

9

Активное

10

Аналогия

11

Умозаключение

12

По аналогии

13

Ценностное

УРОВЕНЬ С

С1. Правильный ответ: ощущения; восприятие; представления.

С2. Эмпирический и теоретический.

С3. Правильный ответ должен содержать следующие позиции: в социальном познании субъект познания (человек) совпадает с объектом познания (обществом), так как сам субъект является членом данного общества, т.е. изучает «сам себя»; позиция исследователя всегда влияет на оценку факта, т.е. исследователь - активный субъект, его оценка во многом личностна и может зависеть, например, от идеологии общества, воззрений исторической эпохи. Социальное знание всегда ценностно; в социальном познании методы естественных наук неприемлемы, так как общество представляет собой мир живых людей. Если естествознание ориентировано на причинно-следственное объяснение явлений, то социальное познание - на понимание смыслов и целей. Могут быть приведены и другие основания суждения, не искажающие его смысл.

С4. В ответе должны присутствовать следующие позиции: если ученик «открывает» новые знания, то они новые для него, а не для науки; ученик приобретает готовые знания, изложенные в учебниках и других источниках знаний, а ученый их «добывает»; ученик использует учебные приемы, а ученый - методы науки. Например, лабораторный эксперимент в учебной деятельности отличается от научного эксперимента. Примеры могут быть приведены иные, но не искажающие смысл суждений.

С5. В ответе должны присутствовать следующие позиции: 1) Гете ведет речь о самопознании; 2) автор предлагает познавать себя «не созерцанием», а активной деятельностью; 3) могут быть названы имена Аристотеля, И. Канта, Ф. Ницше и др.

С6. Верный ответ должен содержать следующее: 1) Ученый считает, что во второй половине ХХ века не произошло новых теоретических открытий, равных открытию квантовой механики, теории относительности, генетики. 2) Правильный ответ может содержать следующие позиции: Главное назначение науки ученый видит в открытии законов природы. При несогласии: наука изучает не только законы природы, но и законы развития общества. Так, недооценка социологической науки в советский период развития нашей страны привела к разрыву между декларируемыми положениями и реальностью. Или пагубно для экономики сказалось отсутствие рыночных механизмов регулирования экономики. Могут быть приведены другие примеры для обоснования своей точки зрения. 3) Правильный ответ может включать следующее: Концепция - понятие многозначное, его основные значения - идея, замысел, точка зрения, система взглядов, объединенных общей логикой, руководящий принцип, трактовка. 4) При отрицательном ответе могут быть приведены аргументы в пользу того, что в современном мире наука стала активной производительной силой, а современное общество - постиндустриальное, техногенное. С другой стороны, широкое внедрение компьютеров и спутников в жизнь общества может иметь отрицательные последствия. Могут быть приведены любые примеры, раскрывающие собственную точку зрения.

С7. Содержание верных ответов на задания к тексту. 1) В ответе могут быть названы следующие виды познания, упоминаемые в тексте: - обыденное (повседневное); - философское; - средствами искусства; - научное. 2) В ответе могут быть указаны следующие особенности научного познания: - использование специальных методов; - сбор систематической информации; - доказательность; - проверка и перепроверка полученных данных 3) Содержание ответа должно отразить следующее: - недостаточная доказательность ненаучного познания; - возникновение «неразрешимых загадок и дилемм», Примером последнего недостатка может быть любая пара взаимоисключающих утверждений: «Вез труда не вытащишь и рыбку из пруда» и «Работа не волк, в лес не убежит». В примерах не должно быть искажения суждения. 4) В ответе должны быть указаны: - экспериментальный метод и метод корреляции; - в рамках эксперимента изменения могут вноситься только в одну из изучаемых переменных. При корреляции происходит простое наблюдение за естественными процессами. В качестве других методов социального познания могут быть названье - выдвижение гипотез; - построение теорий.





Похожие:

Познание iconДоклад Об эволюционной теории познания (этп). Понятие мезокосмоса
В мире, где нет регулярности, познание невозможно → познание в нашем мире существует, и это эмпирически доказано
Познание iconПонятия
Познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: чувственного познания и абстрактного мышления. Всякое...
Познание iconУроки Самопознания Познание себя
Познание себя, иначе, самопознание процесс, не поддающийся осмыслению до конца. Самопознание подразумевает изучение индивидуально-личностных...
Познание icon«Познание», «Коммуникация», «Художественный труд»
...
Познание iconАндрей Лапин Даосская йога (китайская даосская алхимия)
Целью таких школ является достижение высшей духовности и активного бессмертия [8, 11, 15-22]. А это подразумевает практическое познание...
Познание iconКонспект образовательной деятельности по образовательной области «Познание»
Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познание». Конструирование из бумаги на тему: «Волшебные цилиндры»...
Познание iconКонспект интегрированного занятия (образовательные области: «познание», «коммуникация», «художественное творчество»)
Образовательные области: «познание», «коммуникация», «художественное творчество»
Познание iconС. Ю. Жданова Познание индивидуальности как методический прием в работе со студентами психологами
Познание индивидуальности как методический прием в работе со студентами психологами
Познание iconПолное познание того, что было так недосягаемым и загадочным

Познание iconКонспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе образовательные области «Чтение художественной литературы», «Познание», «Музыка». Тема: «Морская картина»
Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе образовательные области «Чтение художественной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©tnu.podelise.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница