Урок обществознания по теме «Социальное познание». 10 класс




Скачать 34.77 Kb.
НазваниеУрок обществознания по теме «Социальное познание». 10 класс
Дата конвертации27.01.2013
Размер34.77 Kb.
ТипУрок
Урок обществознания по теме «Социальное познание». 10 класс.


1. Изучая общество, учёные наблюдают, сравнивают, иногда экспериментируют.

Значит ли это, что для изучения общества используются те же методы, что и для изучения природы?


2. Поработайте с источниками информации:

1) ознакомьтесь с отрывком из книги А. Шюца (смотрите приложение).

2) Социальное познание:

  • познание общества

  • познание социальных явлений

  • познание социальных процессов.

3) Задачи социального познания:

  • Описание социальных явлений

  • Объяснение, выявление сущности социальных явлений.

4) Методы социального познания:

теоретические

эмпирические

1. Метод анализа:

  • Анализ документов

  • Сравнительно-исторический анализ литературы

2. Метод обобщения

3. Метод классификации

4. Метод умозаключения

5. Статистический метод

6. Выдвижение гипотезы

1. Метод наблюдения

2. Метод опроса:

  • Анкетирование

  • Интервью

3. Тестирование

4. Метод экспертной оценки

5. Метод социометрии

6. Метод эксперимента

7. Измерение социальных установок



5) Особенности социального познания:

  • Трудности в изучении социальных явлений и процессов (многообразные связи и отношения)

  • Исследование идеальных, духовных отношений (более сложных и противоречивых)

  • Общество одновременно объект и субъект познания

  • Ограниченные возможности методов наблюдения и эксперимента

  • Применение конкретно-исторического подхода к социальным явлениям – изучение социальных явлений в историческом развитии.

Рефлексия


Оцените свою работу на уроке по 10- балльной шкале, ответив на вопросы:

  • как Вы усвоили материал темы?

      • получил прочные знания, усвоил весь материал – 9 – 10 б.

      • усвоил учебный материал частично – 7 – 8 б.

      • мало что понял, необходимо ещё поработать – 4 – 6 б.

  • как Вы работали? Удовлетворены ли Вы своей работой?

      • сам справился со всеми заданиями, удовлетворен своей работой - 9 – 10 б.

      • допускал ошибки (указать, где) – 7 – 8 б.

      • сделал много ошибок – 4 – 6 б.

  • как работала группа?

      • дружно, совместно разбирали задачи – 9 – 10 б.

      • не все активно участвовали в обсуждении – 7 – 8 б.

      • работали вяло, без интереса – 4 – 6 б.


Сформулируйте свое мнение об уроке: что понравилось, свои пожелания.


Приложение к уроку


Поработайте с источником: ознакомьтесь с отрывком из книги А. Шюца


О естественных и социальных науках

Формирование понятий и теорий в социальных науках стало темой для обсуждения, которая более чем на полвека расколола… социальных учёных на два лагеря. Одни из них придерживались точки зрения, согласно которой одни лишь методы естественных наук, приведшие к столь блистательным результатам, являются научными, и следовательно, лишь они во всей их полноте должны использоваться для изучения человеческих дел. Отказ от использования, как утверждалось, не позволил социальным наукам развить объяснительные теории, по точности сравнимые с естественно-научными…

Представители другой школы видели фундаментальное различие в структуре социального и природного миров. Это ощущение привело к другой крайности, а именно, к заключению, что социальные науки всецело отличны от естественных. В поддержку этой точки зрения приводилось множество аргументов. Утверждалось, что социальным наукам…свойствен индивидуализирующий подход и поиск единичных утвердительных суждений, в то время как естественные науки являются обобщающими, им присущ поиск всеобщих достоверных суждений. Словом, сторонники этой школы утверждают, что естественные науки должны иметь дело с материальными объектами и процессами, социальные же науки – с психологическими и интеллектуальными и что, следовательно, методом первых является объяснение, вторых – понимание.


Вопросы и задания:

  • Согласны ли вы с тем, что в науках о природе невозможно достичь понимания, а науки о человеке и обществе ничего не объясняют?

  • В чём состоит своеобразие социального знания в сравнении с естественно-научным?

Похожие:

Урок обществознания по теме «Социальное познание». 10 класс iconУрок обществознания: 9 класс Тема: Международное гуманитарное право Тип урока
Хлановская Маргарита Валдимаровна, учитель истории и обществознания моу «Лицей №1 г. Инты»
Урок обществознания по теме «Социальное познание». 10 класс iconМетодическая разработка урока истории и обществознания 11 класс на тему: «Политический портрет М. С. Горбачева. Тип урока: итоговый интегрированный Форма урока: урок дискуссия Задача урока: На основе знаний учащихся по курсу «ссср в 1985 1991годах»
Методическая разработка урока истории и обществознания – 11 класс на тему: Политический портрет М. С. Горбачева
Урок обществознания по теме «Социальное познание». 10 класс iconУрок по теме: "Чувственное познание"
Совершенствование навыков работы с текстовым редактором ms word. Структурирование текста при помощи таблиц
Урок обществознания по теме «Социальное познание». 10 класс iconУрок обществознания в 9 классе по теме
Развивать свои умения анализировать конкретные ситуации с позиций норм морали, проводить сравнительный анализ сходных явлений
Урок обществознания по теме «Социальное познание». 10 класс iconУрок по теме «Военные походы фараонов»
Урок по теме «Военные походы фараонов» к учебнику «История Древнего мира. 5 класс» (авторы Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая...
Урок обществознания по теме «Социальное познание». 10 класс iconУрок обществознания, 6 класс Тема: «Исторические ступени развития общества»
Развивающий аспект: способствовать формированию и развитию общеучебных умений и навыков как основы формирования ключевых компетентностей...
Урок обществознания по теме «Социальное познание». 10 класс iconУрок изобразительного искусства по теме: "Древнерусские воины-защитники". 4-й класс ( Урок с мультимедийной поддержкой )
Познакомить учащихся с образом древнерусского воина-богатыря, с особенностями его воинских доспехов
Урок обществознания по теме «Социальное познание». 10 класс iconУрок истории по теме «Боги Древней Греции»
Место в программе: урок изучения нового материала по теме «Религия древних греков» и 5 урок в разделе «Древняя Греция»
Урок обществознания по теме «Социальное познание». 10 класс iconПознание
Познание человеком мира и самого себя. Познание и знание. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное
Урок обществознания по теме «Социальное познание». 10 класс iconСтатья в методический журнал. В. А. Голубева, учитель истории и обществознания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Белоярская средняя общеобразовательная школа №1»
Гиа и егэ. Именно поэтому современный урок истории и обществознания немыслим без исторических источников
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©tnu.podelise.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница