Объективный мир и место человека в нем




Скачать 125.48 Kb.
НазваниеОбъективный мир и место человека в нем
Дата конвертации27.01.2013
Размер125.48 Kb.
ТипДокументы

Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры










основные типы




роль мировоззрения в деятельности людей










обыденное (житейское) – возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности




дает человеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности, позволяет ему сформулировать цели, которые он намерен достичь в процессе своей деятельности










религиозное – основой которого являются религиозные учения




дает людям понимание того, как достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности










научное – включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания




позволяет человеку находить истинные ценности жизни и культуры










гуманистическое – наиболее перспективно для деятельности людей, стремящихся осуществить развитие общества по пути научно-технического, социального и экологического прогресса



















Познание – это активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, то есть обусловленный, прежде всего, практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование













Рациональное (от лат. ratio – разум) познание (абстрактное или логическое мышление)



















умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения







суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе

Чувственное
познание




понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса










представление – актуализирует образ объекта познания, запечатленный в памяти, а, следовательно, когда-то воздействовавший на органы чувств




восприятие – это отражение целостной картины объекта познания (чувственно-конкретный образ)




ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса







Эмпиризм
(от греч. эмпирия – опыт)




Рационализм

Единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт




Наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства













форма
сопряжения

























Интуиция – способность непосредственного или прямого постижения истины в результате "озарения", "наития", "прозрения"













Истина – процесс адекватного (верного, правильного) отражения действительности в сознании человека










Объективная истина

Абсолютная истина

Относительная истина

Отражает реальное положение вещей, окружающий мир, как он существует вне и независимо от нашего сознания

Полное, исчерпывающее, точное знание, не опровергаемое последующим развитием науки

Знание, характеризующее ограниченность и несовершенство наших представлений о действительности. Зависит от реальных исторических условий (точность или совершенство средств наблюдения или измерения, эксперимент)













возможные
критерии




















































чувственный
опыт




разум




практика – материальная предметно-чувственная деятельность человека (материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент)




теория

























Формы знания













Научное – объективное, истинное знание




Ненаучное – разрозненное, несистематизированное знание, которое находится в противоречии с существующей научной картиной мира










Донаучное – прототип, предпосылочная база научного знания




Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием










Лженаучное – знание, сознательно использующее домыслы и предрассудки




Антинаучное – знание утопично и сознательно искажающее представления о действительности










Обыденно-практическое – знание, доставляющее элементарные сведения о природе и окружающей действительности, основой которых выступал опыт повседневной жизни




Личностное – знание, являющее достоянием отдельной личности




Эксперимент,
сравнение,
наблюдение




Непротиворечивость,
доказательность,
проверяемость,
системность




Выражает объективные факты, выявление в результате экспериментов и наблюдений, как правило, со стороны их очевидных связей

эмпирические




признаки




эмпирический
















методы




Научное познание
– это процесс получения объективного, истинного знания




Уровни
















теоретические




формы




теоретический

анализ,
синтез,
обобщение,
формализация




вопрос,
проблема,
гипотеза,
теория,
концепция




выявление фундаментальных закономерностей, которые иногда идут вразрез с чувственными восприятиями, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.
Этот уровень составляют идеи, концепции, идеальные объекты.







Социальное познание



















Особенности










Принципы
















субъект и объект познания – общество – совпадают




рассматривать социальную действительность в развитии
















сложность изучаемого объекта




изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости
















возможность наблюдения и эксперимента ограничены




выявлять общее и особенное



















главный источник знаний



















социальная
действительность




исторический
опыт




общественная
практика



















основа знаний об обществе






















социальный факт



















объективный факт










научный факт
















событие, имевшее место в определенное время, при определенных условиях




знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место






















виды






















действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп




продукты человеческой деятельности (материальные и духовные)




словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки







Методы
социального прогнозирования


































моделирование




экспертиза




экстраполяция

создание реальных или мыслительных моделей социальной реальности и изучение возможных тенденций их развития




получение мнений экспертов по определенным проблемам, их анализ для выявления наиболее вероятных вариантов развития




изучение части или явления в целом и распространение выводов по одной части на другие части или на будущее
















Похожие:

Объективный мир и место человека в нем iconА3 Какие из категорий характерны для научного познания мира?
Способность человеческого мозга отображать объективный материальный мир в субъективных идеальных образах составляет сущность
Объективный мир и место человека в нем iconПроект по химии «Влияние тяжёлых металлов на здоровье человека»
Богат и интересен мир металлов. В нем встречаются старые друзья человека: медь, железо, свинец, ртуть, золото, серебро, олово, эта...
Объективный мир и место человека в нем iconЛеонид Дмитриевич Долгушин: географ, гляциолог, полярник
В семье царил мир и согласие. Выше всего ценились честность, правдивость и трудолюбие. Человек бескорыстно должен работать на благо...
Объективный мир и место человека в нем iconКонкурс переводчиков муниципальный 6 Федорченко Андрей Олегович, 3 место; Вухрер Мартина Ральфовна, 3 место 4 Научный турнир по химии «Мир вокруг нас»
Филиппенко Юлия Александровна, 3 место в крае, Каптелинин Сергей Александрович, 3 место в районе
Объективный мир и место человека в нем iconУрок 1 место человека в системе органического мира цели: определить место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; сущность понятий «рудименты»
Цели: определить место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; сущность понятий «рудименты» и...
Объективный мир и место человека в нем iconДоклад Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о положении в области прав человека в Камбодже (A/hrc/7/42) и содержащиеся в нем рекомендации,
Уставе Организации Объединенных Наций и подтвержденные во Всеобщей декларации прав человека, и согласно своим соответствующим обязательствам...
Объективный мир и место человека в нем iconРазработка методических материалов олимпиадных заданий по географии Состав научно-образовательного коллектива
Новосибирская область, Омская область, Брянская область, Республика Башкортостан, Красноярский край. Победителями и призерами стали...
Объективный мир и место человека в нем iconОсновой экономического потенциала страны является промышленный комплекс. Наиболее заметное место в нем занимают машиностроение и металлообработка, химическая и
Наиболее заметное место в нем занимают машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, электроэнергетика,...
Объективный мир и место человека в нем iconПрактическая работа по изготовлению макета изготовление разверток геометрических фигур
На занятиях элективного курса «Наглядная геометрия» мы узнали, что мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор...
Объективный мир и место человека в нем iconДоклад Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан в 2010 году
Дагестан. В нем представлен обобщенный анализ фактов нарушения прав человека на территории Республики Дагестан, результаты рассмотрения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©tnu.podelise.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница