Урок является обобщающим по теме «Высшая нервная деятельность»




Скачать 102.64 Kb.
НазваниеУрок является обобщающим по теме «Высшая нервная деятельность»
Дата конвертации28.01.2013
Размер102.64 Kb.
ТипУрок
ЦЕЛЬ БЕСЕДЫ.

Этот урок является обобщающим по теме «Высшая нервная деятельность»

Сегодня мы поговорим о высшей нервной деятельности человека (ВНД). Мы попытаемся выяснить, общие черты ВНД человека и животных, и отметить специфические особенности нервной деятельности человека.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ БЕСЕДЫ.

  1. Что такое рефлекс?

  2. Какие вы знаете рефлексы?

  3. Приведите примеры безусловных рефлексов животных и человека.

Вывод: Обратить внимание, что безусловные рефлексы на естественные раздражители у высших животных и человека одинаково.

  1. Приведите примеры условных рефлексов животных. Сейчас давайте обратимся к примерам описанных в литературе. Работа проводится по группам, каждая группа знакомится с предложенным текстом.

 группа.

Примерно в это же время мы впервые узнали о необыкновенных способностях Фигана. Число посетителей станции все возрастало, и прежняя система подкормки уже не удовлетворяла ни их, ни нас. Стальных крышек, изготовляющихся в Кигоме по нашему заказу, было явно недостаточно, кроме того, нас беспокоило то обстоятельство, что самки и детеныши вообще не получили своей доли бананов. Поэтому мы стали прятать плоды в кроне деревьев. Однажды, уже после того, как группа закончила трапезу, Фиган увидел среди ветвей никем незамеченный банан. Но сразу, же схватить его он не мог, так как под этим деревом сидел Голиаф. Быстро взглянув на Голиафа, Фиган отошёл в сторону и сел за палаткой, откуда он не мог видеть банан. Минут через 15 Голиаф поднялся и ушел, и тогда Фиган молниеносно бросился к дереву и схватил плод. Было совершенно очевидно, что Фиган оценил ситуацию: если он забрался на дерево раньше, Голиаф наверняка отнял бы у него плод. Оставаться на прежнем месте Фиган тоже не мог он бы то и дело поглядывал на банан, и, в конце концов, местонахождение лакомства было бы обнаружено другими шимпанзе, которые тотчас догадались бы об этом по движению его глаз. Поэтому Фиган не только воздержался от немедленного удовлетворения своего желания, но даже на время ретировался, как хороший игрок, который делает ложный ход, чтобы « не потерять всю партию», и таким образом оставляет последнее слово за собой. Мы с Гуго были потрясены действиями Фигана, и он ещё не раз удивлял нас. Д.Гудолл «В тени человека».

II группа.

Наше внимание привлекла афиша, написанная от руки. Она приглашала посетить зверинец. Нашли мы его легко, взяли билеты и пошли обозревать вагончики с животными. Их было не много, стояли они буквой «П». Пройдя половину вагончиков, мы очутились у клетки, где лежал лев. Животное было очень крупное, что-то знакомое было во всей его фигуре, а особенно в его профиле со слегка вздернутым носом. Мне показалось, что я узнаю в нем своего льва Аракса, которого 3 года назад сдала в один из наших зверинцев. Я сказала об этом Саше, и он предложил мне попробовать посмотреть льва поближе. Я подлезла под барьер ограждения и только хотела подойти поближе, как вдруг передо мной возникла девочка, которая повисла у меня на руке с криком: «Подходить к решётке нельзя!». Тут вступился Саша Арамов и стал говорить девочке о том, кто я такая. Она недоверчиво посмотрела на нас, но все, же немного успокоилась. Я тихонько произнесла: «Аракс!». У льва вздрогнуло ухо. Я тогда обычным голосом, как когда-то в клетке, повторила его имя. Лев вздрогнул, поднял голову и посмотрел куда-то вверх, как бы вслушивался в мой голос. Я продолжала повторять его кличку. Аракс резко встал на ноги и пошёл ко мне. Подошёл и уткнулся лбом в решетку. Это был его привычный жест. Потом он стал прохаживаться, тереться боком о решётку. Встреча была столь неожиданной, что я даже не помню своих слов. Не заметила, что возле нас начал собираться народ. Помню лишь то, что Аракс начал ходить совсем медленнее и наконец, совсем остановился, потом отошёл от меня, лёг на тоже самое место, где лежал, положил голову на лапы и застыл. Я стояла как зачарованная, не ощущая радости встречи: слишком много возникло в памяти горьких и трудных дней, когда в Сочи он однажды взбунтовался, а за ним взволновалась вся группа.

«С Араксом после вашего отъезда что-то случилось. Раньше он был спокойным и ленивым, все лежал в углу, а как вы уехали, до сих пор волнуется, забыть вас не может. То бегает по клетке, а то часами сидит грустный и смотрит сквозь решетку вдаль, будто кого-то ждет…приезжайте… Оксана». И.Бугримова. «На арене цирка».

II группа.

Я эту собаку запомнил как человека…

Случилось такое в сорок четвертом.

Зимой игрался спектакль «Охота 20 века»

Перед шеренгой, застывший от страха, немой.

У коменданта была привязанность к долгам,

И был экземпляр-казался сном среди всех,

Даже эсэсовцы боялись верзилу дога,

И вот этот зверь шагнул величаво на снег

И вывели жертву…

Стоял мальчишка, продрогнув.

Куда тут бежать?

Он давно ослабел.

Комендант наклонился, подал команду догу,

И тот в два прыжка расстояние преодолел.

Обнюхав смертника, прошелся спокойно рядом.

Был он великолепен в размашистом, легком шагу

Вернулся дог к коменданту,

И честным собачьим взглядом

Сказал человеку пёс:

«Ребенок ведь-не могу»…

Лагфюрер пожал плечами: ему-то разницы нет.

Раскрыл кобуру у упряжки с надписью «С нами бог».

Но, едва сверкнула вороненая сталь пистолета,

В эсэсовское горло впился красавец дог.

В.Калиниченко «Я вспоминаю, как человека».

Укладывается ли описанная ситуация в понятие условного рефлекса? Да, по-видимому, не укладывается. На это в свое время не раз указывал Иван Петрович Павлов. Анализируя опыты, проведенные на человекоподобных обезьянах, он писал: «Когда обезьяна строит свою вышку, чтобы достать плод, то условным рефлексом назвать это нельзя. Это есть случай образования знания, улавливания нормальной связи вещей».

Способность животных улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, а также использовать значение этих закономерностей в новых условиях была названа рассудочной деятельностью. В наши дни разработаны специальные методики, с помощью которых изучают элементарную рассудочную деятельность животных разных видов в лабораторных и естественных условиях. Л.В. Крушинский обнаружил, что чем более развита нервная система, тем выше уровень рассудочной деятельности. Высшего развития она достигает у человека и проявляется в виде мышления. Рассудочная деятельность – это высшая форма приспособления к условиям среды. Благодаря ей организм не только приспосабливается к быстро меняющимся условиям среды, но и может предвидеть эти изменения и учитывать их в своем поведении.

РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

В процессе эволюции у человека появились, как говорил И.П.Павлов «чрезвычайная прибавка к механизмам работы мозга» - речь. Слова, произносимые, слышимые и видимые – это сигналы, символы конкретных предметов и явлений окружающей среды. Словом человек обозначает все, что воспринимает с помощью органов чувств, но значение слова для человека не ограничивается функцией условного раздражителя. Для нас с вами слово:

  1. Средство общения;

  2. Средство обобщения;

  3. Средство выражения понятий;

  4. Основа мышления;

Речь человека тесно связана с абстрактным мышлением. Ребята, ваши родители наверняка помнят первое слово, произнесенное вами. С годами овладевали речью, сложными стали понятия, обозначаемые словами, вместе с речью развивалось ваше мышление. Способность обучаться речи человек наделен от рождения. Но если ребенок изолирован от человеческого общества, эти способности не реализуются. Примером может служить такой факт, в 1927 году в Индии в логове волка были обнаружены две девочки: одна двухлетняя, а другой было семь лет. Оказавшись снова среди людей, девочки первое время ходили на четвереньках. Старшая через 4 года обучения знала всего шесть слов, а через 7 лет - 45 слов. Все человеческое у нас от людей, длительная изоляция приводит к утрате многих человеческих качеств. Давайте обратимся к книге Ольги Форш «Одеты камнем». Главный её герой Михаил Бейдерман – участник покушения на царя, это он таинственный узник Алексеевского равелина Петропавловской крепости. Вот так описывается в книге встреча с ним его друзей через 26 лет. В большой, давно не беленой комнате, на больничной койке сидело существо. Я не знаю, кто.… Ни одной черты Михаила. Как лунь белые волосы и борода. Глаза стеклянные, без признака мысли, когда он увидел что мы подходим, лицо его исказилось ужасом; он дернулся к постели, привстал, хотел было юркнуть под койку, но распухшие от колена ноги не пустили…

Сейчас я должен вспомнить, отчего Михаил стал таким. Да 20 лет одиночного заключения в равелине. Увезён безумный в казанский сумасшедший дом, где ещё 6 лет одиночества. Итого 26 лет, я считал, глядя на этого чужого мне человека, где не одной черты вдохновенного, прекрасного юноши.

ЭМОЦИИ.

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и воздействует на него. Ко всем предметам и явлениям у него есть определенное отношение. Читая книгу, слушая музыку, общаясь с друзьями, люди ощущают радость, грусть, воодушевление, огорчение. Переживание, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и самим себе называют эмоциями. Эмоции могут проявляться на субъективном физиологическом и поведенческом уровнях. Очень часто наше эмоциональное состояние бывает «написано» на лице, т.е. отражено в мимике.

… Только человек из всех живых существ

Открытым отличается лицом

Имеет нос, миниатюрный рот

И очи с заостренными углами…

И тайны изумительных пропорций

Лик может радовать, сулить блаженство,

Дарить доверие, внушать надежды.

В нем мысли волшебство и чувств запечатленность.

Лицо – природы дар и гордость человека.

Это написал швейцарский священник, поэт и художник Иоганн Лафатер.

Сейчас мы с вами попытаемся составить описание эмоционального состояния людей по мимике. Работа проводиться по группам.

Задание.

Перед вами репродукции портретов. Составьте устное описание эмоционального состояния изображения на них женщин. Используя при этом описание глаз, губ, мимических мышц.

1 группа – Ф. Пойя, «Портрет актрисы Антонии Сарате.

2 группа – О.Кипренский, «Портрет Олимпиады Александровны Рюминой».

3 группа – Леонардо да Винчи, «Джоконда».

Вопрос: Что является самым выразительным на нашем лице?

Ответ: Глаза.

Давайте убедимся в этом.

Каждой группе выдаются фотографии, на которых изображены только глаза.

Задание.

Определить по глазам эмоциональное состояние человека.

Михаил Булгаков писал об этом так:

Вам задают внезапный вопрос. Вы даже не вздрагиваете, в одну секунду овладеваете собой и знаете, что нужно сказать, чтобы укрыть истину… и ни одна складка на Вашем лице не шевельнется, но, увы, встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и все кончено. Она замечена…

По выражению глаз оценивается эмоциональное состояние человека, читается уровень понимания происходящего. Неспособность сосредоточить взгляд на чем – то конкретном, специалисты расценивают как показатель эмоциональной неуравновешенности.

Вопрос: Какую же роль в выражении эмоций играют мимические мышцы?

Ответ: В мимических движениях лица в той или иной мере участвует около 100 мышц. Среди них есть «мышца иронии» - она тянет угол рта вверх», «мышца траура» отпускает углы рта.

Задание: Рассмотрите, рисунки и по мимическим мышцам определить какое состояние передает эта схема:

  1. Недовольство;

  2. Отвращение / человек морщит нос и поднимает верхнюю губу, прищуривает глаза/;

  3. Злость, ярость/прижатые к оскаленным зубам губы, пристальный взгляд, нахмуренное лицо/;

  4. Радость/выражается улыбкой, смехом/;

  5. Горе, печаль/брови изгибаются дугой, углы рта вытягиваются и опускаются вниз, могут быть слезы/;

  6. Удивление /поднимаются брови, широко открываются глаза, а часто и рот/;

Вопрос: Какие бывают эмоции?

Задание: рассмотрите репродукции следующих картин:

1 группа – К. Флавицкий «Княжна Тараканова».

2 группа – В. Тропинин «Золотошвейка».

3 группа – О. Неменский «Девушка в черном».

Вопрос: Какие чувства вызвали у вас эти картины, какое настроение они у вас создали?

Задание: Приведите примеры положительных и отрицательных эмоций.

Люди, подавленные горем ,бездеятельны, они выражают свое состояние повторением одних и тех же слов или междометий.

Вспомним Тараса Бульбу в повести Н.В.Гоголя. После того как у него погиб сын, Тарас все время твердил одно и тоже «Остап, Остап, сын мой…» Эмоции требуют разрядки, разрядка у разных людей может происходить по-разному.

Вот как А.П.Чехов описывает в рассказе «Тоска» состояние своего героя, у которого умер единственный сын:

- Пойти лошадь поглядеть, - думает Иона.

- Спать всегда успеешь,… небось, выспишься…

Он одевается и идет в конюшню, где стоит его лошадь.

Думает он об овсе, сене, о погоде…

Про сына, когда один, думать он не может…Поговорить с кем-нибудь о нем можно, но самому думать и рисовать его образ невыносимо жутко…

- Жуёшь? – спрашивает Иона свою лошадь, видя ее блестящие глаза.

- Ну жуй, жуй … Да … стар уж стал я ездить … жить бы только.

Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина… И он увлекается и рассказывает ей все.

Что произошло? Произошла разрядка накопленной эмоции.

Отрицательные эмоции – это не то иное, как неудовлетворенные потребности, и ради их удовлетворения порою принимаются самые отчаянные действия. В отдельных случаях отрицательные эмоции – не зло, а великое благо, так как иногда неприятности и страдания могут превратить человека в сгусток энергии.

Вспомним болдинскую осень… Поэт, будучи разлученным со своей невестой Натальей Гончаровой, страдает от вынужденной разлуки. В невероятно короткий срок он создает целый ряд великолепных произведений, одним из которых является стихотворение «Мадонна».

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков

Пречистая и наш Божественный Спаситель

Она с величием, он с разумом в очах

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Один, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Какая сила чувств выражена в этом стихотворении!

Появление эмоциональных реакций связана с работай больших полушарий и отделов промежуточного мозга. Большое значение для формирования эмоций имеют височные и лобные доли. Любая эмоция сопровождается активизацией нервной системы и появлением в крови биологически активных веществ/ гормонов/, изменяющих деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения и др. Человек может сдержать внешние проявления эмоций, но внутренние компоненты эмоционального состояния при этом не исчезают, а даже усиливаются. Сдерживаемые проявления отрицательных эмоций, а также стрессовые ситуации ведут к серьезным нарушениям деятельности внутренних органов / язва желудка, гипертония, гипертиреоз/. За то положительные эмоции в высшей степени благотворно влияют на организм. Врачи говорят: «Оптимисты быстрее выздоравливают».

Может быть, вы помните мультфильм про Крошку Енота?

Мать посылает малыша собрать камыши, но он никак не может это сделать, потому что. Тот, Кто Сидит В Пруду, корчит ему страшные рожи, угрожает палкой. Крошка Енот не понимает, что видит в воде собственное отражение.

Так и мы, глядя на грустные, усталые лица на улице, не осознаем, что видим себя. И в этой атмосфере ещё больше и больше напрягаемся, каменеем лицом. Но попробуйте расслабить его, разгладить – вы почувствуете, что даже физически становиться легче. Сам вид улыбающего лица - положительная эмоция. Почаще улыбайтесь. И тогда «Тот ко сидит в пруду», обязательно тоже вам улыбнется.

Похожие:

Урок является обобщающим по теме «Высшая нервная деятельность» iconНервная и эндокринная системы. Анализаторы. Органы чувств. Высшая нервная деятельность. Часть а – выберите один правильный ответ

Урок является обобщающим по теме «Высшая нервная деятельность» icon“focus on russia”
Данный урок является завершающим и обобщающим по теме Travelling, подтема focus on russia
Урок является обобщающим по теме «Высшая нервная деятельность» icon«Убийство Александра ii»
Данный урок является обобщающим по разделу: «Россия при Александре ii»
Урок является обобщающим по теме «Высшая нервная деятельность» icon7F347d-ec34-E341-C4ad-a268-812B-5E8111 0 version 0 TaKir создание документа З. А. Зорина, И. И. Полетаева Элементарное мышление животных: высшая нервная

Урок является обобщающим по теме «Высшая нервная деятельность» iconВопросы к тесту по теме "Нервная система" 9 класс

Урок является обобщающим по теме «Высшая нервная деятельность» iconУрок географии янао по теме: «Реки, озера, болота, подземные воды янао» в 8 классе
Цель: организовать деятельность учащихся для усвоения, повторения и закрепления знаний по теме
Урок является обобщающим по теме «Высшая нервная деятельность» iconУрок истории по теме «Боги Древней Греции»
Место в программе: урок изучения нового материала по теме «Религия древних греков» и 5 урок в разделе «Древняя Греция»
Урок является обобщающим по теме «Высшая нервная деятельность» iconКомпьютерные вирусы
Место и роль данного урока в системе уроков по теме: Данный урок является вводным по теме компьютерной безопасности, на котором учащиеся...
Урок является обобщающим по теме «Высшая нервная деятельность» iconУрок обобщающего повторения по теме «Гидросфера»
Урок-игра всегда имеет большой успех у школьников. Поэтому обобщающий урок по теме «Гидросфера» я часто провожу в форме игры
Урок является обобщающим по теме «Высшая нервная деятельность» iconУрок по теме «Древняя Русь»
Заключительный урок по теме «Древняя Русь», учебник О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарев, В. А. Рогожкин «Россия и мир»....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©tnu.podelise.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница