Урок по биологии




Скачать 152.54 Kb.
НазваниеУрок по биологии
Дата конвертации28.01.2013
Размер152.54 Kb.
ТипУрок
Урок по биологии

8 класс

Тема «Командный пункт организма»

Учитель первой категории МОУ «Замостянская СОШ» Толмачева Людмила Викторовна


Цель: дать общие топографические сведения о положении головного мозга в черепе человека, его строении и функциях; раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении безусловных рефлексов и выяснить их значение; выявить специфические особенности строения этих отделов мозга у человека. Развить эмоциональную сферу учащихся, привлекая элементы игровых технологий. Создать условия для развития у учащихся коммуникативных навыков, умений планировать свою деятельность, анализировать результаты работы.

Оборудование: муляж головного мозга, плакат «Строение головного мозга», таблица «Масса головного мозга»

Раздаточный материал: инструктивные карточки, схема опорного конспекта, тесты-опросники, карточки со знаками «+» и «-»

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний.

  1. Продолжите предложение:

Система органов, обеспечивающая согласованную работу всех органов и систем организма, осуществляющая ориентацию организма во внешней среде и реакции на её изменения, называется………(нервная система)

  1. Два отдела, на которые подразделяется нервная система: ….. (ЦНС и переферическая)

  2. Логическая цепочка:

Соматическая, автономная, спинной мозг

  1. Аналогии (какого термина не хватает)

Периферическая Соматическая Автономная Сигматическая Парасимпатическая

  1. У человека орган есть

Где информации не счесть

Про всю работу тела знает

Импульсы всем посылает

Он в коробке черепной

С именем …..мозг головной

/по ходу беседы и ответов учащихся заполняется схема на доске/


1. Нервная система


2.ЦНС 2. Периферическая


3.Спинной мозг 5.Головной мозг


3. соматическая 3. автономная

Аспекты изучения

строение

функции 4.симпатическая 4. парасимпатическая

значение


//Ответьте на вопросы теста-опросника под номерами 1,2,3// (Приложение 1)

  1. Мотивационно-ориентационный этап.

Объявляется тема урока, формулируется цель.

Еще 60 лет назад люди знали о таинственной работе головного мозга очень мало. Первым, кто сумел наглядно показать, как мозг управляет всей жизнью организма, был великий русский ученый Иван Петрович Павлов. Недалеко от Санкт-Петербурга, среди лесов и пологих холмов, раскинулся небольшой городок нарядных белых домиков. Это бывшее село Колтуши, а ныне научный городок Павлово. Здесь когда-то проводил свои смелые опыты Иван Петрович Павлов, сейчас трудятся его ученики и последователи. В центре городка возвышается большое здание, похожее на старинную крепостную башню. Сотрудники городка в шутку называют его «Башня молчания». В многочисленных камерах башни, наглухо отделенных от внешнего мира, ученики Павлова наблюдают, как работает мозг животных-собак и обезьян. На сегодняшний момент уже многое знают о строении и функциях головного мозга. И на сегодняшнем уроке мы тоже с вами поговорим о головном мозге.

/заполняется схема аспектов изучения головного мозга/

  1. Исполнительно-операционный этап

Работа в группах /по ходу ответов учащихся заполняется опорный конспект (Приложение 2 )/

Группа №1 Инструктивная карта:

-Расскажите о расположении головного мозга в организме человека.

-Укажите, где в виде чего находится серое и белое вещество головного мозга. (&9 стр.35)

Дополнения учителя:

Головной мозг располагается в полости мозгового черепа, форма которого определяется формой мозга. Масса мозга в среднем 1500г, объём-1200см3 Абсолютная и относительная масса не является надежным критерием для суждения о степени развития организма. /таблица/



Макака - 62г

Гиббон-100г

Кошка-30г

Дельфин-1800г

Кти-7000г

Слон-5000г



Изучение головного мозга наносит удар по расистским теориям. А так же, абсолютная масса головного мозга не позволяет судить об интеллекте человека/таблица/



Тургенев-2012г

Байрон-2238г

Шиллер-1871г

Либих-1325г

Франц-1017г



От рождения до взрослого состояния масса головного мозга у человека увеличивается почти в 4 раза. Учёные полагают, что из огромного числа нейронов головного мозга активны лишь 4 %, остальные активизируются лишь при усиленной умственной работе.

Группа №2. Инструктивная карта.

-Назовите отделы головного мозга, используя рисунок. (&9 стр 35 рисунок 21, стр.36).

Дополнения учителя: головной мозг условно подразделяют на большой мозг (большие полушария), малый мозг (мозжечок), ствол мозга (промежуточный, средний, продолговатый, мост)

Группа №3 Инструктивная карта.

Расскажите о функциях малого мозга (мозжечка), укажите его строение и особенности. (&9 стр.35 абзац 4)

Дополнения учителя:

Мозжечок расположен позади продолговатого мозга и моста в затылочной части и делится на два полушария. Его поверхность имеет складчатое строение и представлена корой, которая образована серым веществом. Белое вещество, проникая между серым, образует «дерево жизни». Мозжечок участвует в координации движений, поддержания позы и равновесия тела. Устраняет лишние движения, например возникшие в силу инерции.

ОПЫТ №1 «Устранение движения, возникшего в силу инерции, благодаря функциям мозжечка»

К доске вызывают испытуемого. Преподаватель захватывает его руку, согнутую в локте, за предплечье и предлагает тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление экспериментатора. После того, как испытуемый будет выполнять это действие с достаточным усилием, экспериментатор неожиданно отпускает руку испытуемого, с тем, чтобы она двигалась по инерции. Однако это движение не происходит: испытуемый делает небольшой рывок и останавливается: благодаря функции мозжечка движение, возникшее по инерции, затормаживается.

ОПЫТ №2 «Координация работы мышц, осуществляемая мозжечком, при выполнении пальценосовой пробы»

Опыт проводится фронтально. По команде учителя учащиеся закрывают глаза, протягивают вперед руку с вытянутым указательным пальцем и его кончиком дотрагиваются до кончика носа.

Учитель обращает внимание на то, что целенаправленное движение осуществлялось быстро и плавно, я в нм участвовало более 30 мышц. Последовательность мышечных сокращений при выполнении движений программируют отделы головного мозга, и, в частности, мозжечок, который контролирует очередность и порядок работы нервных центров спинного мозга, управляющих мышцами. Каждая мышца должна вовремя включится в работу, развить строго определенное усилие и вовремя выйти из работы. При этом человеку приходится преодолевать внешнее сопротивление, силы инерции и влияние других факторов. Мозжечок получает импульсы от многих рецепторов, обрабатывает их и, благодаря его деятельности, ответная реакция не происходит с учетом этих внешних сил. Кроме того мозжечок участвует в управлении многими функциями внутренних органов.

//Ответьте на вопросы теста - опросника под номерами 4,5//

Группа №4

Инструктивная карта. Расскажите о функциях продолговатого мозга и моста, укажите их расположение и особенности. (&9 стр.35 абзац 2)

Дополнения учителя: продолговатый мозг по своему строению и функциям сходен со спинным мозгом, с которым имеет непосредственную нижнюю границу. В продолговатом мозге находятся ядра блуждающего нерва, иннервирующего сердце и другие внутренние органы. В ядрах серого вещества находятся центры защитных рефлексов -мигательного и рвотного рефлексов? кашля и чихания. Другая группа центров связана с питанием и дыханием, слюноотделением, глотанием, отделением желудочного сока. Через продолговатый мозг проходят пути, соединяющие спинной мозг с мозжечком, средним мозгом и др., до коры больших полушарий включительно. Мост образуется продолжением продолговатого мозга, от него отходят слуховые и лицевые нервы. Продолговатый мозг называют «большой дорогой» из-за того, что через него проходят нервные пути, связывающие спинной и головной мозг.

Валеологическая пауза:

Потянули руки, распрямили плечи

Поразмяли мышцы? Сразу стало легче.

Шеей покрутили. Что-то захрустело?

Обо всем забыли, отдыхает тело.

Пальцы очень сильно вы в кулак сожмите,

А потом вы пальцы резко распрямите.

Кисти рук устали? Им поможем тоже.

Ну-ка по вращаем. Кто насколько сможет.

Повернулись вправо. Повернулись влево.

Друг дружке улыбнулись.

И к биологии вернулись.

Группа №5 Инструктивная карта. Расскажите о функциях среднего и промежуточного мозга, укажите их строение и особенности. (& 9 стр.35. абзац 6 и 8)

Дополнения учителя:. Средний мозг-отдел головного мозга, где находятся центры, обеспечивающие четкость зрения и слуха. Они регулируют величину зрачка и кривизну хрусталика. В среднем мозге содержится ряд ядер, регулирующих мышечный тонус. Благодаря им поддерживается устойчивость тела при состоянии, ходьбе, беге, изменении позы. В среднем мозге находятся центры, ориентировочного рефлекса. В случае отклонения от устойчивого положения тела средний мозг восстанавливает нормальное положение тела.

ОПЫТ № 3. Пронаблюдать позный рефлекс среднего мозга.

Учитель предлагает учащимся встать и сделать какие-нибудь движения, а затем дает команду «замри». Команда вызвала остановку движения при этом одновременно должны были быть заблокированы движения во многих суставах тела. Если бы этого не произошло, то ученики упали бы как настольная лампа, у которой не закрепили шарниры. Кости в суставах закрепляются лишь тогда, когда одновременно сокращаются мышцы противоположного действия, следовательно в данном случае все мышцы противоположного действия, всех суставов одновременно сократились, фиксируя новую паузу.

//Ответьте на вопросы теста-опросника под номерами 6,7,8//

/по ходу заполняется схема на доске и опорный конспект/

С т в о л м о з г а

2. Мост


4. Средний 3. Продолговатый мозг


Головной мозг


1.Мозжечок 6. Большие полушария


5. Промежуточный мозг


Примечание: графа №6 заполняется после слов: «Знаете ли вы, что больше всего воды в головном мозге содержится в больших полушариях. Большие полушария вы будете изучать на следующем уроке»

От ствола мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов. Нервы связывают мозг с органами чувств, мышцами, железами, расположенными на голове. Одна пара-блуждающий нерв, связана с внутренними органами. Наш мозг-это командный пункт организма. Клетки мозга работают непрерывно. И вс1 время они требуют пищи, словно прожорливые птенцы в гнезде. А пищи им нужно в десять раз больше, чем любым другим клеткам. Снабжением мозга кислородом и питательными веществами занимается кровь. Но чтобы ей было легче справится с такой ответственной задачей, сеть кровеносных сосудов мозга необыкновенно густа. На небольшом сравнительно пространстве уложено 120 тысяч метров сосудов. За 2 секунды поток свежей крови омывает весь мозг. Но сердце гонит кровь по телу сильными и резкими толчками. А можно ли заниматься серьезной работой, когда тебя всё время толкают? Нет, клеткам мозга такой режим не подходит! Им нужна тишина и полный покой. Природа позаботилась и об этом. Большие артерии, несущие кровь к мозгу изогнуты так хитро, что чем ближе подходят они к головному мозгу, тем толчки пульса становятся слабее. А при входе в самый мозг пульсация затихает совершенно, и по сосудам полушарий кровь движется уже без толчков, плавно, равномерно, непрерывной спокойной струёй.

//Ответьте на вопрос теста-опросника под номером 9//

Самоконтроль, самооценка. Ответы на вопросы теста-опросника:

Вариант 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

в

а

в

а

б

б

в

а

а

Вариант 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

б

в

а

а

б

в

а

б

в



Дети формулируют выводы по уроку:

  • Головной мозг подразделяется на отделы: продолговатый мозг, мост, средний мозг (ствол мозга0, промежуточный мозг, мозжечок, большие полушария.

  • Все отделы выполняют проводниковую и рефлектроную функцию.

  • Работа центральной нервной системы многоуровневая и взаимосвязанная.

  1. Рефлексия.

Выберите правильный ответ( карточки с «+» и «-«)

  1. От головного мозга человека отходит 12 пар черепно-мозговых нервов .+

  2. Мозжечок является отделом большого мозга -

  3. Средний мозг поддерживает тонус скелетных мышц. +

  4. Промежуточный мозг согласует работу внутренних органов и регулирует обмен веществ +

  5. Продолговатый мозг и мост обеспечивают четкость зрения и слуха. -

  6. Ствол мозга образован мостом, продолговатым мозгом и средним мозгом. +

  7. Основная функция мозжечка -обеспечение дыхательных движений. -

  8. «Дерево жизни» находится в мозжечке. +

  9. Урок мне очень понравился, и я многое сегодня узнал о головном мозге.

Верные ответы: 1,3,4,6,8.

  1. Домашнее задание

Вы все, наверное, слышали о пагубном влиянии алкоголя на организм человека, на его головной мозг. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: а какой именно отдел головного мозга «страдает» от алкоголя больше других и почему вы так решили?

А ответить на этот вопрос вам поможет текст параграфа №9. Это и будет ваше домашнее задание. До свидания.


Приложение 1

Тест-опросник. Вариант 1

  1. Что представляет собой серое вещество спинного мозга?

А) нейроны

Б)отростки нейронов

В) тела нейронов


2. Какие звенья составляют рефлекторную дугу?

А) рецепторы, нейроны, рабочий орган.

Б) рабочий орган, отдел головного мозга

В) рецепторы, нейроны, отделы спинного мозга


3. Благодаря каким процессам, протекающим в нервной системе, осуществляется её деятельность?

А)возбуждению

Б) торможению

В) возбуждению и торможению


4. Где располагается серое вещество головного мозга?

А) ядра и кора

Б) продолговатый мозг и мозжечок

В) проводящие пути головного мозга


5.Какой отдел головного мозга обеспечивает точность движения?

А)промежуточный мозг

Б)мозжечок

В) средний мозг


6.Какие отделы головного мозга обеспечивают тонус мышц?

А)ствол мозга

Б)средний мозг и промежуточный

В) мозжечок


7. Какие отделы головного мозга участвуют в регуляции функций внутренних органов и в осуществлении их согласованной работы?

А)средний и промежуточный

Б)мозжечок и продолговатый мозг

В) промежуточный мозг


8.Какой отдел головного мозга включает в себя таламус и гипоталамус?

А)промежуточный

Б)продолговатый

В)средний


9.Какой отдел вегетативной нервной системы усиливает и учащает работу сердца?

А)симпатический

Б)парасимпатический

В)оба этих отдела

Таблица для ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9




























Тест-опросник. Вариант 2

  1. Что представляет собой белое вещество спинного мозга?

А) нейроны

Б)отростки нейронов

В) тела нейронов


2. У каких животных появляется центральная нервная система?

А) простейшие

Б) кишечнополостные

В) членистоногие


3.Что такое рефлекс?

А) ответная реакция организма на раздражение

Б) раздражение рецепторов

В) импульсы в ЦНС


4. Где располагается белое вещество головного мозга?

А) проводящие пути, исключая ядра и кору

Б) продолговатый мозг и мозжечок

В) проводящие пути головного мозга


5.Какой отдел головного мозга обеспечивает точность движения?

А)промежуточный мозг

Б)мозжечок

В) средний мозг


6.Какие отделы головного мозга обеспечивают тонус мышц?

А) средний и промежуточный

Б) мозжечок и продолговатый мозг

В) промежуточный мозг


7.Какой отдел головного мозга включает в себя таламус и гипоталамус?

А)промежуточный

Б)продолговатый

В)средний


8. Какие отделы головного мозга обеспечивают тонус мышц?

А) ствол мозга

Б) средний и промежуточный мозг

В) мозжечок


9.Какие отделы включает вегетативная нервная система?

А)симпатический

Б)парасимпатический

В)оба этих отдела


Таблица для ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9































Приложение 2

Опорный конспект



Г

О

Л

О

В

Н

О

Й


М

О

З

Г

Отделы головного мозга

строение

функции

Малый мозг (мозжечок)

-Состоит из_____________________

полушарий.

-Поверхность____________________

представлена____________________

из______________________________

вещества

1.


2.


3.

С т в о л м о з г а

Средний

-___________________________ отделы

головного мозга.

-Серое вещество в виде _____________

_________________________________



  1. Ядра обеспечивают регуляцию ____________________________

  2. Обеспечивает четкость ____________________________,

регулируя кривизну __________


Продолговатый

-Сходен со ________________________

________________________________

-Серое вещество в виде _____________

________________________________

-Вверху переходит ________________

________________________________



  1. Ядра регулируют __________

_____________________________

_____________________________

  1. Через него проходят ________

_________________________

  1. От моста отходят __________

___________________нервы

Промежуточный

-Серое вещество в виде большого количества взаимосвязанных _______

________________________________

-Центральная часть называется _____

______________________________

-Нижняя часть носит название ______

_______________________________


  1. Таламус ___________________

__________________________

  1. Гипоталамус отвечает за ___

_________________________

_________________________

  1. Поведенческие реакции, связанные с ____________




Большой мозг (большие полушария)







Похожие:

Урок по биологии iconКонкурс "Современный урок" Урок биологии в 7 классе. Тип членистоногие
Куликова нина васильевна, учитель биологии, высшая квалификационная категория, педстаж 31 год
Урок по биологии iconУрок химии и биологии по теме «Белки»
Интегрированный урок химии и биологии в 10 профильном химико – биологическом классе
Урок по биологии iconУрок по биологии в 10-м классе
Тип урока: комбинированный (урок презентации знаний, урок введения нового материала)
Урок по биологии iconУрок биологии в 7 классе
Лавриченко М. В., учитель биологии дош №105, г. Донецка, координатор школьной организации «Берендеи»
Урок по биологии iconУрок-соревнование Урок биологии. 7 класс. Подготовила учитель биологии Петровской специализированной школы №2 Филиппова А. В. 2011 г. Тема: «Корень. Побег»
Цель урока: Образовательная: конкретизировать и обобщить информацию о строении и значении корня и частей побега; Активизировать мыслительную...
Урок по биологии iconУрок биологии по теме: «Многообразие пресмыкающихся»
...
Урок по биологии iconУрок биологии в 7 классе. Учитель биологии
Моу «Волоконская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Александра Васильевича Забояркина»
Урок по биологии iconУрок биологии 8 класс Учитель биологии Боброва Г. В
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления
Урок по биологии iconУрок по биологии и химии на тему: «Элементы жизни» (8 класс)
Обобщить полученные на уроках химии и биологии знания о единстве живой и неживой природы и процессах, протекающих в них
Урок по биологии iconАннотация дисциплины
Цели и задачи биологии почв. Основные разделы биологии почв. Объекты и методы биологии почв. Положение биологии почв в системе разделов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©tnu.podelise.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница