Прокофьева Виктория Альбертовна Лекция №4 от 25. 01. 02. Психические процессы Познавательные психические процессы




Скачать 177.63 Kb.
НазваниеПрокофьева Виктория Альбертовна Лекция №4 от 25. 01. 02. Психические процессы Познавательные психические процессы
Дата конвертации29.01.2013
Размер177.63 Kb.
ТипЛекция

Кошеваров Е.Н.

Прокофьева Виктория Альбертовна

Лекция №4 от 25.01.02.

Психические процессы

Познавательные психические процессы


  1. Ощущения - отражение свойств предметов объективного мира при непосредственном воздействии на органы чувств.



Физиологическая основа ощущения


Нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватные ем анализаторы

Свойства рецептора


  1. Высокая чувствительность

  2. Специализация по видам раздражителя



Классификация ощущений


  1. ЛУРИЯ (систематическая)

1 принцип: систематический - в зависимости от модальности ОЩ, качества анализатора

2 принцип: генетический - определяет уровень сложности возникновения ОЩ и особенности их построения

  1. ШЕРИНГТОН (систематические группы)

  1. Экстероцептивные (связь человека с объективной реальностью)

    1. Дистантные (вне контакта рецептора с воздействующим стимулом) - зрение, слух

    2. Контактные (ОЩ при непосредственном контакте) - вкусовые, температурные, осязательные

    3. обонятельные

  2. Интероцептивные (представляют собой сигнал или информацию о состоянии внутренних органов и процессов, рецепторы находятся в стенках вн. органов, наиболее дифференцированы, диффузны)

    1. Органические ОЩ (голод, сытость, жажда, секс - информация о состоянии организма - связь с эмоциями)

    2. ОЩ боли, кроме того, при воздействии неадекватного раздражителя или сверх-высокого

  3. Проприоцептивные (рецепторы в мышцах, связках, сухожилиях - информация о положении тела в пространстве)

    1. ОЩ равновесия (вестибулярный аппарат)

    2. ОЩ движения

  1. ХЕД

  1. Протапотическая чувствительность - первичные, органические, простейшие ОЩ - генетический подход - роднит с животным миром

  2. Эпикритическая чувствительность - человеческие виды ОЩ

  1. ТЕПЛОВ

  1. Экстероцепторы - внешние, в т.ч. болевые

  2. Интероцепторы - внутренние, внешне не видимые, недифференцированы, низкая локализованность - комплексные

  1. Дифференциация ОЩ по особенностям свойств раздражителя

  1. Механическая - ОЩ движения, осязательная, кинестетическая

  2. Акустическая - слух, вибрация

  3. Оптическая - свет, цвет, зрение

  4. Термическая



Свойства ощущений


  1. Качество или МОДАЛЬНОСТЬ ОЩ - осн. особенность ОЩ данного вида, принципиально отличающая его от других, опред. видом раздражителя и особенностям рецептора

  2. ИНТЕНСИВНОСТЬ ОЩ - количественная характеристика ОЩ, определяется:

    1. силой действующего раздражителя

    2. функциональным состоянием анализатора

  3. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ - временная характеристика - ОЩ имеет латентный (скрытый) период - возникает не сразу, а спустя некоторое время после воздействия раздражителя - различный для различных видов рецепторов ===>ПОСЛЕОБРАЗ продолжение ОЩ после прекращения действия раздражителя:

  • положительные послеобразы - соответствует первоначальному ОЩ

  • отрицательные послеобразы - противоположное ОЩ

  1. АДАПТАЦИЯ - изменение чувствительного анализатора в процессе его приспособления к действию раздражителя

  • притупление ОЩ под влиянием сильного раздражителя, снижение чувсвительности анализатора - негативная адаптация

  • повышение чувствительности анализатора при действии слабого раздражителя - положительная адаптация

  1. ПОРОГИ ОЩ

    1. Абсолютная чувствительность - свойства анализатора воспринимать объективную реальность - абсолютные пороги ограничивают возможность человека воспринимать объективную реальность

    2. Относительная чувствительность - разностные пороги, чувствительность к различию раздражителя одного качества

–––––––––––––––––––

Нижний абсолютный порог - величина стимула, при котором начинается ОЩ (Р1 от Мах к Мин; Р2 от Мин к Мах, S = (P1+P2)/2; S - абсолютный средний нижний порог)

Абсолютный верхний порог - при кот. стимул перестает восприниматься адекватно - болевой порог

≡≡≡[≡≡≡≡]≡≡≡

Субсенсорная область - зона, не вызывающая ОЩ, влияет на общее состояние человека

Абсолютная чувствительность - характеристика анализатора (E)

E = 1/P1 - обратнопропорциональна нижнему порогу

–––––––––––––––––––

Относительные пороги - минимальное различие между раздражителем, которое дает едва заметное различие в ОЩ - величина прибавки

I - величина действующего стимула.

∆I - относительный порог, зависит от величины действующего стимула.

I/I = Const - константа Вебера

Основной психофизиологический эффект


Закон Вебера-Фехнера

S - сила ОЩ

S = K*LgI + C - ОЩ растет медленней относительно раздражителя, Lg от силы раздражителя, раздражитель растет в геометрической прогрессии, ощущение возрастает в арифметической.

Постулат Стивенсона


E/E = Const - мир ОЩ чувствительных анализаторов подчиняется законам мира стимулов

E/E = K*∆I/I

S = K*Rn - величина действующего стимула в степени n - степенная зависимость

Забродин


E/EZ = K*I/I - абсолютная чувствительность в степени Z - характеристика осведомленности испытуемого о цели исследования

полное неведение: Z = 0 => закономерность Фехнера => S = K*LgI + C

полностью в курсе: Z = 1 => закономерность Стивенсона => S = K*Rn

Сила ОЩ растет значительно медленней силы раздражителя, но она может быть увеличена при соответствующей мотивации и/или информированности

Взаимодействие рецепторов


  1. Сенсибилизация - повышение чувствительности рецептора, в результате взаимодействия анализаторов и упражнений - влияние раздражителя одной природы на пороги чувствительности другого анализатора

  2. Сеностезия - возникновение ОЩ качественно иной природы при раздражении конкретного анализатора

Явление ПУРКИНЬЕ - желто-зеленый - стабильный, красно-фиолетовый - темнеет с наступлением сумерек, насыщенный зелено-голубой - светлеет  изменяются пороги чувствительности


  1. Восприятие - познавательный процесс, предст. собой целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающих при непосредственном воздействии физ. раздражителей на органы чувств



Классификация восприятия


  1. По ведущей МОДАЛЬНОСТИ

  2. По ФОРМЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ

    1. восприятие ВРЕМЕНИ

    2. восприятия ПРОИЗВОДСТВА

    3. восприятие ДВИЖЕНИЯ



Типы восприятия


  1. Синтетическое или Аналитическое восприятие
    Синтетическое
    - комплексный, целостный охват ситуации, предмета, явления
    Аналитическое - восприятие окр. реальности в частностях и деталях (порциональное восприятие, события, явления, детализация)

  2. Описательное или Объяснительное восприятие
    Описательное - констатация фактора без привнесения нового
    Объяснительное - констатация с пояснением

  3. Объективное или Субъективное восприятие
    Объективное - «абстрактное», «обезличенное»
    Субъективное - больший акцент на индивидуально-личностные переживания

Восприятие реальности опирается на такую характеристику, как наблюдение и/или осущ. посредством наблюдения: СПОНТАННОЕ (непреднамеренное) и СОЗНАТЕЛЬНОЕ (намеренное)

Свойства восприятия


  1. Предметность восприятия (отражение реальности в форме предмета - гештальтпсихология)

  2. Целостность восприятия (образ реальности складывается на основе обобщения информации свойств и качеств предмета)

  3. Структурность (абстрактная структура предмета, явлений - вычленяется главное)

  4. Константность восприятия (относительное постоянство некоторых свойств)

  5. Апперцепция (историчность - содержание нашей психической жизни)

  6. Осмысленность восприятия (восприятие реальности всегда связанна с конкретной целью)

  7. Активность (избирательность - часть объектов реального мира)

Фигура - наиболее значимая, контрастная

Восприятие времени


Не воспринимается как явление материального мира, его течение видим по определенным или косвенным признакам:

  • субъективный аспект - личностная оценка

  • объективно-условный - условно-договорные точки отчета



Законы восприятия времени


  1. Закон заполненного временного отрезка - чем более заполнен, расчленен на виды деятельности, тем более длительным он воспринимается

  2. Закон эмоционально-детерминированного времени - положительные операции в восприятии укорачиваются, в воспоминании удлиняются



Восприятие пространства


  1. Величина и Форма предмета, взаимное расположение, взаимный размер

  2. Фиксирование направления

  3. Расстояние или Удлинение до точки в пространстве (до 2 500 м)

  • конвергенция (сведение зрительных осей) и дивергенция (разведение)

  • явление аккомодации - изменение кривизны хрусталика

В основе пространственного анализа лежит:

  1. Особая роль двигательных анализаторов

  2. Комплексное согласованная деятельность внешних анализаторов

  3. Функциональная асимметрия (ведущий глаз…)



Восприятие движения


Скорость, ускорение, направление

  1. Непосредственное перемещение объектов

  2. Умозаключение о движении при сравнении начального и конечного положения

Восприятие движения:

  1. фиксированный взор

  2. прослеживающее движение глаз



Иллюзии движения


  1. Стробоскопический эффект (0,45 с)

  2. Индуцированное движение (движение недвижимых объектов, вызванным движением других)



Иллюзия восприятия


  • взаимодействие фигуры и фона

  • сила мышечных усилений при анализе картинки

иллюзии: стрелы, железнодорожных путей, вертикали, параллельных прямых, веера…


Прокофьева Виктория Альбертовна

Лекция №4 от 26.01.02.


  1. Представление

Формирование вторичного образа, образы ранее воспринимаемых предметов, объектов, явлений, которые возникают на основе припоминания или же продуктивного воображения, обобщенный характер, относиться к настоящему, здесь и сейчас, актуализация следов ранее воспринимавших чувствительных образов;

Леонов: первая элементарная форма обобщения чувствительных образов

Классификация представлений


  1. По ведущему анализатору (органу чувств, ориентация в пространстве)

  2. По степени обобщенности

    1. Единичные представления

    2. Общие представления

  3. По степени новизны

    1. Представление памяти (отсроченность во времени, размытое представление, не зависит от направленности внимания, ––– не первичные образы! - ПЕРСЕВЕРИРУЮЩИЕ образы - непроизвольный образ)

    2. Представление воображения

  4. По степени волевых усилий

    1. Представления непроизвольны - формируются и актуализируются сами по себе

    2. Представления произвольные - целенаправленные усилия




  1. Воображение

Вторичный образ реальности - процесс преобразования представления, создание новых представлений, связана с ПАМЯТЬЮ (перегруппировка информации), МЫШЛЕНИЕМ, ОСНОВНЫМИ МЕХАНИЗМАМИ ВООБРАЖЕНИЯ, ЭМОЦИИ

Типы воображения


  1. По степени волевых усилий

    1. преднамеренное

    2. непреднамеренное

  2. По степени активности

    1. активное

    2. пассивное

1 гр: ТВОРЧЕСКАЯ: 1.1. и 2.1.

2 гр: ГРЕЗЫ: 2.1. и 1.2.

гр: СОН (дремотное состояние): 2.2. и 1.2.


  1. Память

Формирование вторичного образа, процесс организации и сохранения предыдущего опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности

Основные процессы памяти


  1. Восприятие информации (запоминание)

  2. Сокращение информации

  3. Воспроизведение информации

  4. Забывание информации (отрицательные, востребованность, детали)


Классификация памяти

  1. По характеру психической активности (Блонский)

    1. Двигательная (превичная, неосознаваема, непроизвольная)

    2. Эмоциональная (эмоциональная окраска усиливает запоминание; Фрейд - лучше +; Блонский - детализированней – ; Эффект Зейгарник: незавершенное действие)

    3. Образная (субъективность, размытость)

    4. Словесно-лолическая - обеспечивает деятельность второй сигнальной системы

  2. По характеру целей деятельности

    1. Непроизвольная (зап. субъективная информация)

    2. Произвольная

1 Феномен: ЭЙДЕТИЧЕСКИЕ образы - ярко окрашена, детализирована

2 Феномен: явление РЕМИНИСЦЕНЦИИ - смутное припоминание - отсроченное восприятие информации более полное и детализированное, чем непосредственное (кроме моторной и забывании)

  1. По продолжительности сохранении материала

    1. Оперативная (связь с настоящим действием)

    2. Кратковременная (принцып МИЛЛЕРА 7±2)

Принцип ассоциативной памяти


  • принцип смежности

  • во времени

  • в пространстве

  • принцип сходства

  • принцип контраста

    1. Долговременная память (длительный промежуток времени)

      1. Эксплицитная (память на место)

      2. Инплецитная (навык)

Общие характеристики памяти


  1. Объем памяти

  2. Быстрота воспроизведения

  3. Точность воспроизведения

  • Дословная (механическая)

  • Смыслообразовательная

  1. Длительность (способность удерживать)



Краткая характеристика процессов памяти


  1. Восприятие запоминания

    1. Непреднамеренное и преднамеренное (активность[включение в деятельность и постановка цели] и осмысление[повторение, концентрация и распределение внимания, группировка по частям ])

    2. Механическое (ошибочное воспроизведение, временна)

    3. Логическое (последовательность и взаимосвязь)

  2. Воспроизведение

ВИДЫ: Преднамеренное и непреднамеренное

ФОРМЫ: узнавание (идентификация) и припоминание

  1. Забывание (наибольший объем забывается в начале 1 часа) - АМНЕЗИЯ ДЕТСТВА (способ кодирования)




  1. Мышление

формирование третичного образа, высший познавательный процесс, активная форма творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Формы мышления


  1. Понятия (обобщенное знание о предмете…)

  2. Суждения (утверждение положения)

  3. Умозаключения

    1. Создание нового СУЖДЕНИЯ

    2. Абстрагирование

  4. Рассуждения (формирование нового ПОНЯТИЯ)



Мыслительные операции


  1. Анализ (расчленение на части)

  2. Синтез (целого из различных частей)

  3. Сравнение

  4. Обобщение (объединение по ВИДАМ)

    1. СИНКРЕТИЧЕСКОЕ основание - обобщение по частным признакам

    2. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ основание (родовые и видовые признаки)

    3. КОМПЛЕКСНОЕ

  5. Абстрагирование (исп. ключевые признаки - идеализация)

  6. Конкретизация (детальное)

Методы мышления


  1. индуктивный - от ед к общему

  2. дедуктивный - от общ к ед

  3. метод мышления по аналогии - метод «научного тыка»

Виды мышления


  1. по форме

    1. наглядно-действенное

    2. наглядно-образное

    3. абстрактно-логическое

  2. по характеру мыслительной деятельности

    1. теоретическое мышление

      1. наглядно-действенное

      2. наглядно-образное

  3. по степени развернутости

    1. интуитивное (краткость, скорость)

    2. дискуссионное (выделение причинно-следственных связей)

  4. по степени новизны

    1. продуктивное мышление (появление нового понятия)

    2. репродуктивное (операции с уже известными понятиями)




  1. Интеллект

совокупность разнообразных умственных способностей, обеспеч. успех в познавательной деятельности человека; ориентировочно-поисковая активность;

Функции интеллекта


  • обеспечение ориентации в реальности мира

  • познание

  • адаптация - приспособление

Структура интеллекта


Куб ГИЛФОРДа

  1. по содержанию

    1. образование (наглядно-образное)

    2. символическое

    3. семантическая (идеи и понятия)

    4. поведенческая

  2. по продукту (результат)

    1. элементы

    2. классы

    3. отношения (причина + следствие)

    4. системы (взаимосвязь)

    5. преобразование

    6. применение

  3. по характеру

    1. познавательные функции

    2. память

    3. дивергенция (разведение глазных осей)

    4. конвергенция (сведение глазных осей)

    5. оценка




  1. Речь

процесс общения, функционирование второй сигнальной системы; система условных знаков с опред. значением и смыслом; Характеризуется:

  1. Лексическим составом (значащие знаки)

  2. Грамматика (формы)

  3. Фонетика (звуковой состав)

Слово - взаимосвязь речи и познавательных психических процессов

Виды речи


  1. Внешняя (для окружающих)

  2. Внутренняя

    1. обслуживание процессов мышления

    2. самоанализ

      1. внутренняя проговариваем ость (подготовка)

      2. собственно внутренняя речь; специфические единицы:

        1. образы

        2. качественно иную структуру (свернутость)

        3. высокая скорость протекания

      3. внутренне программирование (специфические схемы мыслительной деятельности)

  3. Кинетическая (двигательные знаки, мимика, глухонемые)

Формы внешней речи


  1. Устное сообщение

    1. по степени включенности (активное/пассивное)

    2. по количеству участников взаимодействия

      1. Монологическая (2/3)

      2. Диалогическая

      3. Полилог

  2. Письменное

    1. идеографическое письмо (наскальные картинки)

    2. иероглифическое

    3. алфавитическое

Функции речи


  1. Сигнифигтативная (звукосочетание)

  2. Сообщения (передача знаний, сведений)

  3. Выражения (эмоциональное - субъективное)

  4. Коммуникативное (способ воздействия)

Условия развития речи


  1. Развитый речевой аппарат

  2. Наличие речевого образца

  3. Потребность в общении




  1. Эмоциональные процессы

Эмоции и чувства - отражение значимой для человека явлений действительности;

Эмоции - отражение отношения при удовл/неуд биологически-значимой потребности

Чувства - ––//–– моральной потребности

Формы переживания чувства


  1. Эмоция - временное отражение

  2. Настроение - общее состояние (безотчетность и слабая выраженность)

  3. Чувственный тон (слабо выраженная эмоциональная реакция)

  4. Аффект (быстро овладевающий, бурно протекающий, неконтролируемый, кратковременный)

  5. Стресс (эмоциональное состояние вызванное неожиданной или опасной ситуацией) ФАЗЫ: стадия тревоги, адаптации, истощения.

  6. Реакция Фрустрации (эм. реакция, вызванная на невозможности достичь цель при ее возможном достижении)

  7. Толерантность (устойчивость к стресс-факторам)

Свойства эмоций и чувств

  1. Субъективность

  2. Качество (+/-)

  3. Содержание (эмоция + процесс)

  4. Интенсивность (радость-веселье-восторг-экстаз)

  5. Динамичность (затухание - эмоциональная адаптация)

  6. Фазовость (принцип напряжени-разряжения)

  7. Заразительность (параллельная передача)

  8. Иррациональность (последовательная передача к противоположному)


Прокофьева Виктория Альбертовна

Лекция №__ от 27.01.02.


  1. Эмоциональные процессы

Эмоции и чувства - отражение значимой для человека явлений действительности;

Эмоции - отражение отношения при удовл/неуд биологически-значимой потребности

Чувства - ––//–– моральной потребности

Формы переживания чувства


  1. Эмоция - временное отражение

  2. Настроение - общее состояние (безотчетность и слабая выраженность)

  3. Чувственный тон (слабо выраженная эмоциональная реакция)

  4. Аффект (быстро овладевающий, бурно протекающий, неконтролируемый, кратковременный)

  5. Стресс (эмоциональное состояние вызванное неожиданной или опасной ситуацией) ФАЗЫ: стадия тревоги, адаптации, истощения.

  6. Реакция Фрустрации (эм. реакция, вызванная на невозможности достичь цель при ее возможном достижении)

  7. Толерантность (устойчивость к стресс-факторам)

Свойства эмоций и чувств

  1. Субъективность

  2. Качество (+/-)

  3. Содержание (эмоция + процесс)

  4. Интенсивность (радость-веселье-восторг-экстаз)

  5. Динамичность (затухание - эмоциональная адаптация)

  6. Фазовость (принцип напряжени-разряжения)

  7. Заразительность (параллельная передача)

  8. Иррациональность (последовательная передача к противоположному)

Классификация эмоций

  1. по качественной составляющей (по знаку)

    1. отрицательный

    2. положительные

    3. неопределенные (ожидание, безразличие)

    4. двойственные (амбивалентные) - знак меняется в зависимости от ситуации

  2. в зависимости от их влияния на деятельность

    1. стенические (активизирующие деятельность)

    2. астенические

  3. по продолжительности

    1. долговременные

    2. кратковременные

    3. периодические

  4. по степени интенсивности

    1. сильные эмоции (доминирующие)

    2. слабые эмоции

  5. по степени осознанности

    1. осознаваемые (реальная оценка)

    2. неосознаваемые

  6. по степени регуляции

    1. регулируемые и развивающие

    2. скрывающиеся

Характеристики проявления эмоций

  1. Экспрессия (внешне видимые, изменение речи, движений)

  2. Импрессия (физиологические изменения)

Функции эмоций

  1. Сигнальная (информация о состоянии) экспрессивные - оценка реальности, ложные - сигналы наигранные; импрессивные - состояние внутренних органов

  2. Регуляторная - экспрессия - регуляция собственного состояния, поведения др. людей

Общая эмоциональная направленность (Додонов)

  1. Альтруистический - эмоция во вне, сочувствие, сострадание, «Я для других»

  2. Коммуникативный - эмоции с общением, взаимодействием

  3. Праксический - деятельность, целеопределение, «Движение вперед»

  4. Гностический - ориентация на знание, приобретение новой информации

  5. Романтический - таинственность, риск, неопределенности, тайны

  6. Пугнический - жить значит бороться, страх притягателен

  7. Эстетический - переживание красоты внешнего мира

  8. Глорический - слава, достижение успеха

  9. Акезитивный - материальные ценности, стремление к накоплению

  10. Видонический - наслождение




  1. Регуляторные процессы

2. Внимание

- сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-нибудь реальном или идеальном объекте

Гальперин: Внимание - ф-ия внутреннего контроля за соответствие умственных действий программ их осуществления

Виды внимания

  1. Непроизвольное - выз внешним раздражителем, не требует никаких усилий - ориентировочная реакция

  2. Произвольное внимание - сосредоточенность сознания, волевое усилие

  3. Постпроизвольное - сосредоточенность внимания на объекте, в силу его самоценности

Свойства внимания

  1. Устойчивость - определенное время сосредоточить внимание на опр предмете (Рубенштейн: ключевая форма предметного сознания)

  2. Объем - количество объектов, которое мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно

  3. Концентрация - степень или интенсивность, узкая направленность

  4. Распределение - способность иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов

  5. Переключаемость - гибкость внимания

  6. Отвлекаемость - непроизвольное переключение внимания

  7. Избирательность - усиленная настройка восприятия информации сознательной цели




  1. Воля

Фрейд - черта личности

- сознательное организация и саморегуляция человека в собственной деятельности

Пуни - особая форма активности личности, определяемая постоянством.

Функции воли

  1. Активизирующая - преодоление преграды, препятствия

  2. Тормозящая - сдерживающая нежелательные проявления личностной активности

Основные характеристики воли

  1. Гностический - интеллектуальный - осмысление и анализ ситуации

  2. Эмоциональный - отношение и оценка - деятельная сторона моральных чувств

  3. Умение - преодоление препятствий - выполнение действий

Психическая структура волевого акта

  1. Побуждение к совершению действия

  2. Выделение или осмысление цели действия

  3. Принятие решения, выбор ценностей

  4. Волевое усилие - оценка энергетических затрат в сравнение с результатом

  5. Внутреннее волевое действие - формирование программы

  6. Внешнее исполнение волевого действия

Общая характеристика волевого действия

  1. Простое - 2 этапа:

    1. побуждение к действию

    2. непосредственное действие осуществляется немедленно, побуждение и акт связаны

  2. Сложное волевое действие - 3 этапа:

    1. подготовительный - возникновение побуждения

    2. основоной - исполнительный - реализация

    3. оценочный - сравнение достигнутого результата с планируемым


Психические свойства личности

  1. Темперамент - совокупность психологических свойств

  • скорость и устойчивость психических процессов

  • их интенсивность

  • темп и ритм

  • направленность психической деятельности

Темперамент и деятельность

  1. Т не оказывает на результат деятельности

  2. Т оказывает влияние на способы достижения результата

  3. Т лежит в основе формирования индивидуального стиля деятельности

Основные теории Т

  1. Гуморальная

    1. сангвиник - кровь

    2. флигматик - лимфа-слизь

    3. халерик - желчь (желтая)

    4. меланхолик - черная желчь

Лезгоф - выделил типы темпераментов в зависимости от особенности кровообращения.

  1. Морфологическая - в основе строение тела человека и особенноститалии:

      1. КРЕЧНЕР:

        1. атлетик

        2. пикник

        3. астеник

        4. дипластик

      2. Шелдон - Соматип - активнось работы тканевых клеток

        1. эндоморфный

        2. незоморфный (нервы)

        3. экзоморфный (органы)

  2. Высшая нервная деятельность - Павлов, Теплов, Небылицин, Русалов - в основе - свойства Н.системы

    1. сила (работоспособность НК) (Павлов)

    2. уравновешенность (баланс возб/торможение) (Павлов)

    3. подвижность (быстрое развитие) (Павлов)

    4. лабильность (как часто возникают, и как быстро сменяются возбуждение и торможение) (Небылицин)

    5. динамичность (скорорсть образования условных рефлексов) (Мерлин)

Свойства темперамента

/можно определить 2-мя способами: ДИАГНОСТИРОВАТЬ свойства НС, особенности человека И: исследование свойств темперамента/

  1. свойство: сензетивность - чувствительность - абсолютный порог ОЩ

  2. реактивность - сила ответных реакций

  3. активность - упорство

  4. соотношение реактивности и активности - работоспособность; внутренний стимул - активность, внешний стимул - реактивность

  5. платичность-ригидность - быстрота и легкость приспособления к новым условиям

  6. эмоциональность - сила переживаний

  7. экстравервия-интроверсия - анализ реальности и принятия решения исходя их внешних факторов (экстра), и внутренних факторов (интроверсия)

  8. импульсивность - сдержанность - особенности осознавания поведения деятельности

  9. темп реакции - скорость протекания психических процессов - временная характеристика Т

Похожие:

Прокофьева Виктория Альбертовна Лекция №4 от 25. 01. 02. Психические процессы Познавательные психические процессы icon1. Психические процессы и психологические воздействия
В психологии рекламы сегодня эти процессы изучаются главным образом для того, чтобы создавать психологически и коммерчески более...
Прокофьева Виктория Альбертовна Лекция №4 от 25. 01. 02. Психические процессы Познавательные психические процессы iconПрограмма дисциплины общая психология. Часть3 «Психические процессы и состояния»
Подготовка студентов по курсу «Общая психология. Часть 3»(«Психические процессы и состояния» ) осуществляется в соответствии с требованиями...
Прокофьева Виктория Альбертовна Лекция №4 от 25. 01. 02. Психические процессы Познавательные психические процессы iconИстория развития взглядов на психические явления (Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. С. 16-21). Первая
Психические явления и процессы порождаются в ходе развития жизни и необходимы для жизни. И именно потому, что их порождение и развитие...
Прокофьева Виктория Альбертовна Лекция №4 от 25. 01. 02. Психические процессы Познавательные психические процессы iconТема «Психические процессы»
Мышление – познавательный психический процесс, устанавливающий связи и отношения между познаваемыми объектами и явлениями объективного...
Прокофьева Виктория Альбертовна Лекция №4 от 25. 01. 02. Психические процессы Познавательные психические процессы iconПсихические процессы и их роль
Цели: раскрыть сущность психических процессов «ощущение», «восприятие», «внимание», «память», «мышление»; познакомить учащихся...
Прокофьева Виктория Альбертовна Лекция №4 от 25. 01. 02. Психические процессы Познавательные психические процессы iconТема «Психические процессы: память, внимание» Внимание
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других
Прокофьева Виктория Альбертовна Лекция №4 от 25. 01. 02. Психические процессы Познавательные психические процессы iconПсихические /душевные/ процессы и состояния
Её то сближают е неврологией, то вообще вульгарно заявляют, что "все болезни от нер­вов", то объявляют болезнью талант, альтруизм,...
Прокофьева Виктория Альбертовна Лекция №4 от 25. 01. 02. Психические процессы Познавательные психические процессы iconПсихические процессы (память, внимание, мышление) и их роль в профессиональной деятельности Из книги «Предпрофильная подготовка. Основы профессионального самоопределения»
Цель: раскрыть сущность понятий «память», «внимание», «мышление» и показать влияние протекания
Прокофьева Виктория Альбертовна Лекция №4 от 25. 01. 02. Психические процессы Познавательные психические процессы iconПсихические вирусы ивц «Маркетинг» Москва 2002 Содержание кризис разума 4 смена парадигмы 5
Б 17 Ричард Броди. Психические вирусы. Методическое пособие для слушателей курса. «Современные психотехнологии». Москва, 2002, 192...
Прокофьева Виктория Альбертовна Лекция №4 от 25. 01. 02. Психические процессы Познавательные психические процессы iconС. Х. Урынбаев Психические и социальные процессы. Возможность рационализации представлений
Логично рассматривать органы чувств совместно с управляющими и исполнительными механизмами той цепи, где происходит передача, обработка...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©tnu.podelise.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница