«Особенности развития ребенка до поступления в школу»




Скачать 94.92 Kb.
Название«Особенности развития ребенка до поступления в школу»
Дата конвертации28.01.2013
Размер94.92 Kb.
ТипРеферат
Психологическое сопровождение первоклассника

Содержание программы

Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.

В программу работы по сопровождению первоклассника входят:

- консультации для педагогов, обучающих первоклассников, по темам: « Психологическая готовность детей к школе», «Характеристика детей младшего школьного возраста», « Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения» ;

- индивидуальные беседы с родителями первоклассников на тему «Особенности развития ребенка до поступления в школу»;

-выступление на родительском собрании по теме « Ребенок идет в первый класс» (психологическая готовность к этому родителей);

-заполнение родителями анкеты по выявлению уровня адаптации ребенка к школе;

-проведение цикла занятий с детьми «Введение в школьную жизнь»;

-проведение коррекционной работы с детьми, показавшими средний и высокий процент дезадаптации.

Цикл занятий с детьми « Введение в школьную жизнь»

Занятие 1. «Знакомство»

Цель: помочь детям войти в контакт друг с другом и с взрослыми, осознать себя как личность.

Ход занятия

Разминка

Психолог представляется, рассказывает о себе. Предлагает детям представиться, назвать свое имя и фамилию, затем встать по кругу и назвать свое имя с улыбкой, можно с прикосновением руки, глядя в глаза стоящему справа соседу.

Ставится стул в середину круга, один ребенок садится на стул, остальные по очереди говорят ему свой вариант ласкового имени. Когда все участники по одному разу назовут имя сидящего на стуле, он встает, благодарит за приятные слова кивком головы и словом «спасибо» выбирает и называет наиболее понравившееся.

Рисование

Предложить всем сесть за парты и нарисовать по цветку.

Если ребенок не может или не хочет рисовать, сказать ему: «Если бы ты был художником, смог бы нарисовать? Я три раза щелкну, и ты начнешь рисовать».

Собрать все нарисованные цветы в один букет и «посадить» (разложить на столе или на полу)-получится красивый яркий луг.

Игра «Передай тепло цветка другу»

Стоя в кругу, соединить ладони, прочувствовать, как тепло передается по цепочке. В парах: на ощупь определить, какие у партнера руки, лицо, погладить его по голове.

Домашнее задание

Ребенок должен узнать у родителей, что означает его имя.

Занятие 2.«Я и мое имя»

Цель: способствовать установлению контакта между детьми, помочь детям осознать свои положительные черты характера.

Ход занятия

Разминка

Психолог. На прошлом занятии мы узнали как его зовут. Мое имя обозначает…(психолог рассказывает о своем имени). А вы узнали что обозначает ваше имя?

Дети по очереди рассказывают о своем имени. Если не знают, психолог помогает. Психолог: Ребята, вам нравится, когда вас называют Колька, Машка? А Коленька, Машенька? Почему? Как вас называет мама?

Дети отвечают по очереди. Можно предложить детям придумать себе имя: « Как бы вы хотели чтобы вас называли?»

Игра «Волшебный стул»

Один ребенок садится на отдельный стул в середине круга. Для того кто садиться на этот стул, волшебный, произносятся самые лучшие слова, пожелания, называют его самые лучшие качества характера.

Рисование

Дети рисуют свой автопортрет.

Упражнение на релаксацию

Дети представляют себя волшебниками(сказочными персонажами), вспоминая и повторяя все положительные слова, сказанные им окружающими.

Занятие 3. «Я и моя семья»

Цель: Знакомство с членами семьи, общими интересами, традициями.

Ход занятия

Упражнение «Рисунок семьи»

Сидя в кругу на стуле или на полу, ребенок рассказывает, как зовут родителей, остальных членов семьи (по рисунку или по фотографии), кто чем любит заниматься.

Игра «Поменяйтесь местами те у кого…»

Психолог предлагает поменяться местами детям, у кого

А) есть старший брат

Б) младшая сестренка

В) младший брат

Г) старшая сестра

Д) есть и брат и сестра

Е) дедушка и бабушка живут с ними вместе

Ж) дедушка и бабушка живут в деревне и т. д.

Занятие 4 «Урок и перемена»

Цель: познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене, упражняться в их применении. Выявить школьную мотивацию.

Ход занятия

Беседа на тему «Что такое урок?»

Дети высказывают свои мнения.

Психолог. Как можно показать, что ты готов к уроку? Например, в школе есть правило «Готов к уроку»: по звонку ученик становится возле своей парты и ждет команды учителя. Давайте потренируемся выполнять это правило.

Проигрывание ситуаций

Что нужно сделать:

А) когда входит учитель (или кто-то старший) в класс;

Б) когда хочешь что-либо сказать;

В) когда кто-то опаздывает на урок и т.д.

Игра на внимание

Психолог. На уроке надо быть очень внимательным. Чтобы проверить вашу наблюдательность, давайте поиграем. Закройте глаза и положите голову на парту.

У кого сосед по парте со светлыми волосами? Поднимите руку с закрытыми глазами. Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед с темными глазами? Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед…

Беседа « Что можно сделать за перемену»

Обобщение ответов детей: за перемену можно приготовиться к следующему уроку, сходить в туалет, переодеться на урок физкультуры, ритмики, дежурным вытереть доску, поиграть в игры.

Подвижная игра (по выбору детей)

Выработка правил поведения

Осуществляется самими детьми:

- в школе можно улыбаться и смеяться

-нельзя ругаться и драться и т.д.

Рисование на тему « Что мне нравится в школе

Завершение занятия

Психолог. Прозвенит сейчас звонок - наш закончится урок. Урок закончен. В начале урока мы научились выполнять правило « Готов к уроку», то же самое нужно делать, когда урок закончен. Учитель по звонку говорит: «Урок закончен», и все ученики должны встать возле своих парт.

Занятие 5-7 « Экскурсия по школе»

( проводится в течение 3 уроков)

Цел : научить детей ориентироваться в помещении школы, познакомить с сотрудниками.

Ход занятия

Психолог

Ребята, я хочу познакомить вас с сотрудниками школы и показать, где находятся их кабинеты.

Посещение медицинского кабинета

Психолог представляет медсестру. Она проводит беседу по вопросам: Для чего нужны прививки? Почему нельзя болеть школьнику? Что нужно делать, чтобы не болеть, а быть здоровым?»

Посещение спортивного зала

Учитель физкультуры представляется и задает детям вопросы: для чего люди занимаются спортом? Нужна ли физкультура школьнику? Кто делает зарядку по утрам? Кто из детей занимается уже в спортивных секциях? Если кто-то из детей занимается в спортивных секциях, можно предложить им показать какие-либо упражнения.

Посещение кабинета музыки

Учитель музыки после представления предлагает детям угадать трех китов музыки: играет марш (дети маршируют), затем танцевальную музыку (предлагает потанцевать), по выбору дети поют или слушают песню.

Посещение кабинета изобразительного искусства

Учитель знакомит детей с «царством карандаша и кисточки».

Дети в прах играют в игру «Скульптор»: один «лепит» животное по своему желанию, затем рассказывает о своей «скульптуре». Затем дети меняются ролями.

Посещение библиотеки

Библиотекарь задает детям загадки:

Без языка, без голоса, а все расскажет.

Не куст, а с листочками, не рубашка а сшита, не человек, а рассказывает.

Проводится беседа по вопросам: для чего нужны книги? Какие книги бывают? Кто их пишет и выпускает? У кого какая любимая книга? И т.д.

Предлагается записаться в библиотеку тем детям, кто уже умеет читать.

Экскурсия в кабинет психолога

Психолог. Ребята, сегодня я приглашаю вас к себе. Кто знает, кто такой психолог?

Ответы детей.

Если кому-то стало грустно, плохо, психолог утешит, защитит, даст возможность отдохнуть.

Релаксационное упражнение.

Посещение столовой

Часть урока проводит учитель этикета или классный руководитель. Он показывает и рассказывает, кому, куда и как правильно сесть, как пользоваться приборами. Познакомить детей с поварами.

Пиктограмма

После посещения всех кабинетов в конце третьего урока дети рисуют картинки: школа, класс, учеба , болезнь, вкусная еда, чистота, интересная книга, сила, музыка и т.д.

Занятие 8 « Ученье – свет, а не ученье – тьма»

Цель: Укрепить желание учиться, получать знания, показать, что знания необходимы.

Ход занятия

Разминка

Психолог. Ребята как вы думаете, зачем людям надо учиться?

Выслушивает ответы всех детей, делает обобщение.

Игра «Отгадай профессию»

Дети по очереди имитируют движения, которые выполняются при определенной профессии, или говорят, что нужно для этой работы. Остальные дети отгадывают, кем хочет быть тот или иной ребенок, и называют качества, какими должен обладать представитель этой прфессии.

Беседа

Дети отвечают на вопросы: « А вас можно назвать работником? Кем вы сейчас работаете? Какими должны быть ученики? Что нужно для вашей работы?»

Игра « Алфавит».

Психолог предлагает детям пройти испытание на звание ученика. Сначала – проверка внимания.

Игра « Чего не стало»

Теперь - проверка памяти.

Решение задач на сообразительность

Проверка мышления – решение «хитрых» задач.

Итог

Психолог. Вот какие вы внимательные, умные, значит - все вы можете учиться хорошо и всем вам присваивается звание ученика.

Занятие 9. « Когда всем весело, а одному грустно»

Цель: учить детей сопереживать друг другу, воспитывать дружелюбие, умение различать и понимать эмоциональные состояния.

Ход занятия

Разминка

Психолог. Во время прогулки в школьном дворе вы увидели грустного ученика. Ребята давайте подумаем: почему он грустный?

Ответы детей.

Вам его жалко? А как мы его можем утешить?

Дети предлагают варианты, выбирают наиболее подходящие. Психолог предлагает подойти к мальчику и попробовать его утешить.

Упражнение «Настроение»

Демонстрация лиц с различным эмоциональным состоянием: радости, печали, веселья, злости, удивления и т.д. Предложить детям выбрать и «сделать» какое либо лицо, спросить, что ему хочется сделать в этом состоянии, нравится или нет такой человек и почему? Когда у человека бывает такое настроение?

Психолог. За цветом можно увидеть различные предметы, живые существа. При помощи цвета человек даже может выразить свое настроение. Когда человеку радостно, у него все получается, он доволен, говорят, что он видит все в розовом цвете. А когда у человека неприятности, какого цвета у него настроение? ( Ответы детей). Итак, если настроение хорошее, то его «рисуют» яркими, светлыми тонами: желтым, оранжевым, красным, светло-зеленым,голубым. Плохое настроение- темные цвета: черный, коричневый. Если трудно определить настроение, показать его можно при помощи синего, зеленого,серого цветов. Я вам предлагаю каждый день рисовать свое настроение.

Занятие 10 « Волшебные слова»

Цель: воспитывать культуру поведения, вызвать желание соблюдать правила поведения, использовать в речи « волшебные» слова: здравствуйте, спасибо, до свидания, пожалуйста и т.д.

Ход занятия

Беседа

Психолог. – Здравствуйте!-

Ты скажешь человеку.

-Здравствуй!-

Улыбнется он в ответ.

И, наверно,

Не пойдет в аптеку

И здоровый будет много лет.

Когда люди говорят: « Здравствуйте», они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья. Любая встреча начинается с приветствия. Какие слова – приветствия вы знаете? А еще как можно приветствовать? ( Кивок головой, помахать руками, поклон, рукопожатие.)

Разминка

Предложить детям походить по классу и поприветствовать друг друга. Спросить: чье приветствие больше понравилось?

Психолог. Слова « До свидания!»,

« Спасибо!», «Простите!»,

Щедро дарите,

Дарите прохожим,

Друзьям и знакомым,

В троллейбусе, в парке,

И в школе, и дома,

Слова эти очень важны,

Они человеку,

Как воздух, нужны.

Без них невозможно на свете прожить.

Слова эти нужно

С улыбкой дарить.

Беседа

Психолог. С кем можно здороваться, а с кем – нет: дома, в школе, на улице? В каких случаях говорим « на здоровье», «пожалуйста», «спасибо», и всегда ли надо их произносить? Вспомните, пожалуйста, случаи, когда вам помогли «волшебные слова».

Игра с мячом « Вежливые слова»

Психолог. Чтобы узнать, какие еще вежливые слова вы знаете, мы поиграем в игру. Я бросаю мячик, а вы, поймав, должны назвать вежливое слово и вернуть мяч. Не забывайте, что вежливые слова произносятся доброжелательно, глядя прямо в глаза.

Похожие:

«Особенности развития ребенка до поступления в школу» iconРечевая готовность ребенка
Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка ко...
«Особенности развития ребенка до поступления в школу» icon«Информационной системе обеспечения иммунизации в шт. Массачусетс»
Массачусетс обновлены на текущую дату и ваши данные всегда пребывают в состоянии постоянной готовности к использованию, например,...
«Особенности развития ребенка до поступления в школу» icon«правовой статус ребенка. Конвенция о правах ребенка». Урок по обществознанию в 8 классе.
Цель: познакомить школьников с отношением к детям в разные периоды исторического развития, дать представление о правовом статусе...
«Особенности развития ребенка до поступления в школу» iconТруд и игра в жизни младшего школьника
С поступлением в школу ребенка надо учить самообслуживанию, а не освобождать от него: требовать от ребенка уборки своей постели,...
«Особенности развития ребенка до поступления в школу» iconАнкета заявление для поступления в школу японского языка
Предполагаемые даты въезда и выезда, авиакомпания номер рейса время прилета,аэропорт
«Особенности развития ребенка до поступления в школу» iconПрограмма работы кружка «Первоклашка»
Приход в школу ребёнка является переломным моментом в его жизни. Происходит переход к новому образу жизни, деловой деятельности,...
«Особенности развития ребенка до поступления в школу» iconДетский массаж играет огромное значение в лечении маленьких пациентов с неврологическими патологиями. Массаж в детской неврологии, можно сказать, ещё очень
Ответственных периодов жизни ребенка проходит в промежутках с рождения до года. Особенности развития, точнее недоразвитие центральной...
«Особенности развития ребенка до поступления в школу» iconЗакон РФ «Об образовании»
Мдоу центр развития ребёнка – детский сад №112 функционирует с 1973 года. Доу имеет лицензию на образовательную деятельность, в 2007...
«Особенности развития ребенка до поступления в школу» iconЛекция Курс лекций по «Возрастной Психофизиологии»
Значимость возрастной психофизиологии (теоретические и практические аспекты). Особенности онтогенетического развития, возрастная...
«Особенности развития ребенка до поступления в школу» iconДоклад “ Взаимодействие семьи и общеобразовательного учреждения в интересах развития личности ребенка”
Разования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребёнка. На смену авторитарной по характеру и социоцентрической...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©tnu.podelise.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница