Конспект лекций дисциплина «Менеджмент» Раздел Внутренняя и внешняя среда организации Раздел Внутренняя и внешняя среда организации




Скачать 125.05 Kb.
НазваниеКонспект лекций дисциплина «Менеджмент» Раздел Внутренняя и внешняя среда организации Раздел Внутренняя и внешняя среда организации
Дата конвертации28.01.2013
Размер125.05 Kb.
ТипКонспект

Коробова Е.В. Конспект лекций – дисциплина «Менеджмент» Раздел 2. Внутренняя и внешняя среда организации

Раздел 2. Внутренняя и внешняя среда организации


2.1. Современная организация. Внутренняя среда: философия организации. Миссия организации. Цели организации. Классификация целей. Структура организации. Ресурсы.


Современная организация


Организации окружают нас, мы являемся их членами, сотрудничаем с ними.

В теории менеджмента термин организация употребляется в различных смыслах.


Организация – объединение людей, занимающее определенное место в обществе с целью достижения организационных целей. В этом смысле организация выступает как социальный институт с определенным социальным статусом.


Организация может рассматриваться как процесс, направленный на упорядочивание какой-либо деятельности – организовываение (функция управления)

В данном случае мы будем рассматривать организацию – как социальный институт.


Признаки организации

  • Наличие людей

  • Люди объединяются в организации для достижения определенных целей, которые принимаются всеми членами организации

  • Для координации людей в процессе достижения целей осуществляется управление

Организация – систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующих достижение определенных целей


Обозначим основные положения, которыми, мы будем руководствоваться в процессе детального рассмотрения организации - на внутреннем и внешнем уровнях.

  1. организация – это система

  2. организация – это открытая система, активно взаимодействующая с внешней средой, окружением (следует рассмотреть факторы внешней среды)

  3. организация – это открытая система, организованная людьми.(следует рассматривать факторы внутренней среды.


«Организация не имеет целей – цели имеют только люди» - от того, готовы ли люди реализовывать поставленные цели зависит успех организации.

Например – цель современного образования – реализация личностно-ориентированного подхода к воспитанию ребенка, а все ли педагоги готовы к этому? Это ли является ценностью отдельно взятого педагога?


Приступим к непосредственному изучению организации, и проанализируем основные факторы внутренней среды организации…


Внутренняя среда


Философия организации

Философия – жизненная позиция

Изучение это организационной составляющей было связано с развитием гуманистического подхода в менеджменте в 60-70-е годы ХХ века.


Философия организации заключается в определении ценностных оснований, верований и принципов сотрудников, в соответствии с которыми организация будет строить свою деятельность.

К сожалению многие руководители не придают особого значения философии организации, считая это пустой тратой времени, разговорами ни о чем. Они не понимают, что без определения ценностных оснований деятельности организации все их последующие действия не имеют смысла.

Определение философии организации это большой и длительный труд, возможно на это уйдет много времени. Все зависит от заинтересованности руководителя и членов коллектива. Необходимо понимание необходимости поиска ответов на вопросы – почему мы работаем в данной организации? Что нами движет? Что для нас важно в работе? Какие результаты работы представляют для нас важность, ценность?

Важно чтобы руководство создавало такую атмосферу, которая бы позволяла работникам творчески раскрываться. Если философия определяется как «Я подумала и решила что мы работаем ради…» то она остается только внешним атрибутом и не представляет ценности для членов организации. Философия организации не обладает конкретностью, но именно она служит основанием для выбора конкретных целей.


Миссия организации


Миссия организации – есть ее предназначение, то есть то, для чего она существует, каковы ее основные отличия от окружающих организаций.

Миссия с одной стороны демонстрирует законность существования организации, а с другой является основой для установки организационных целей.

Выработка миссии организации предполагает определение:

Групп людей, потребности которых будут удовлетворяться организацией

Направление деятельности организации и возможных способов ее существования.


При определении миссии необходимо учитывать следующие важные моменты:

  1. Перспективность миссии

  2. Гласность и коллегиальность в разработке миссии (следует учитывать мнение членов коллектива)

  3. Конкретность миссии – четкая и понятная для всех


Изменение миссии организации может быть вызвано невозможностью качественного выполнения обозначенной миссии либо преобразованием потребностей клиентов.


Определение миссии организации помогает перейти к выработке ее целей


Цели организации


Цели организации это конкретный, охарактеризованный качественно, а где возможно и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого организация реально может достичь к четко определенному моменту времени.


Структура цели


Цель


Предмет Средства Результат

совершенствования совершенствования совершенствования

преобразования преобразования преобразования


Классификация целей

У организации могут быть разнообразные цели, особенно если говорить об организациях различных типов. Например, деятельность организаций, занимающихся бизнесом, сосредоточена главным образом на создании определенных товаров и услуг в рамках специфических ограничений - по затратам и получаемой прибыли. Государственные учебные заведения и больницы и т.п. не стремятся получить прибыль, но их действия сопряжены с ограничением затрат. Это стремление некоммерческих организаций находит отражение в наборе целей, сформулированных как представление конкретных услуг в рамках бюджетных ограничений. Изложенное свидетельствует о том, что классификацию целей следует считать важной научно-практической задачей, способствующей пониманию возможностей их практического использования при проектировании организации или в процессе ее функционирования. Приведем несколько классификаций организационных целей по разным основаниям.

Классификация по направленности. В данном случае цели подразделяются по характеру тех действий, которые намерены предпринимать для их достижения.

  1. Цели функционирования направлены на поддержание рабочего состояния организации и ее подразделений. Целевые программы по обеспечению функционирования содержат задачи по созданию постоянного притока ресурсов, техническому обслуживанию, постоянному контролю за деятельностью членов организации. Как правило, подобного рода задачи рассчитаны на длительное время. Такие цели могут вызывать трудности при мотивации поведения членов организации, так как их достижение не связано с разовыми усилиями, а требуют постоянного напряжения сил.

  2. Цели усовершенствования. Любая цель, включающая в себя активное действие, может рассматриваться как цель усовершенствования. К таким целям можно отнести повышение производительности труда, увеличение доли товаров организации на рынке и др. Обычно такие цели хорошо понимаются работниками, однако их реализацию не всегда удается обеспечить соответствующими ресурсами (особенно это касается заведомо завышенных целей). В случае недостижимости целей усовершенствования (особенно если они были широко освещены в подразделениях организации) возможны негативные последствия, которые выражаются, в частности, в потере авторитета руководителей, снижением мотивации членов организации и т.д.

  3. Цели развития аналогичны целям усовершенствования, но относятся к своеобразным формам роста, расширения, обучения и прогресса. К этим целям могут относиться увеличение количества наименований внедряемых в производство новых товаров, внедрение новых идей в области менеджмента, кардинальные

Классификация по критериям предусматривает разделение целей по их отношению к основным показателям успешной деятельности организации. Чем выше запросы организации относительно показателей своей деятельности, чем шире области ее деятельности, тем более разнообразно разделение целей по критериям. Чаще других в организации используются следующие основные критерии.

  1. Продуктивность.

  2. Рыночные критерии.

  3. Ресурсы.

  4. Прибыльность.

  5. Обновление.

  6. Социальная ответственность.

В целом можно утверждать, что классификация целей по критериям наиболее значима для руководства организации, так как именно на их основе проводится построение дерева целей, которое служит ориентиром для руководителей в деле управления организацией.

Классификация во временной области. Деятельность по управлению в организации должна быть четко ориентирована во времени, т.е. необходимо выделить первоочередные цели, постоянно отслеживать, как реализуются среднесрочные и долгосрочные цели. Чтобы обеспечить осуществление всего целевого комплекса, руководителю нужно правильно распределить ресурсы во времени, что дает возможность концентрировать усилия в нужных точках и достичь непрерывных, поступательных действий членов организации. Возможности для этого дает классификация целей во временной области.

  1. Текущие цели обычно относятся к тем задачам, которые следует решить в течение одного года. Эти цели хорошо воспринимаются членами организации в том случае, если они реально достижимы, подкреплены соответствующей мотивацией. Обычно текущие цели являются руководством к действию для организаций, производящих продукты.

  2. Среднесрочные цели охватывают период протяженностью от одного до трех лет. Цели, реализация которых рассчитана на такие сроки, требуют проведения тщательного анализа условий деятельности (в первую очередь рыночной среды), существующих ресурсов организации и возможностей их привлечения. В организациях, слабо ориентированных на среднесрочные цели, в силу неудовлетворительного планирования и учета ресурсов очень часто допускается коррекция среднесрочных целей, что ведет в конечном итоге к потерям темпов организации, решению неперспективных сиюминутных задач, потере мотивации у членов организации, а в итоге - к сокращению возможностей выживания организации во внешнем окружении. Разработка и достижение среднесрочных целей особенно важны для торговых организаций.

  3. Долгосрочные цели обычно относятся к периоду планирования деятельности организации свыше трех лет. Работа на перспективу актуальна далеко не для всех организаций. Так, организации, осуществляющие торговые операции, не могут быть полностью ориентированы на долгосрочные цели из-за высокой изменчивости рыночного окружения. Тем не менее многие из них ставят долгосрочные цели, но, как правило, детально их не разрабатывают, а рассматривают лишь как ориентиры, как отдаленную веху, вопрос далекого будущего. Эти цели могут иметь мотивирующее значение, поскольку их достижение рассматривается как выдающееся достижение организации, как важный этап ее деятельности. Однако в ряде областей деятельности долгосрочные цели имеют решающее значение, являются главными ориентирами, например в научных разработках.


Структура организации


Структура организации – строение, взаиморасположение и связь ее составляющих частей (подразделений), позволяющее достичь организационных целей.


Организационные структуры состоят из подразделений – объединение определенной части сотрудников организации по заданным критериям (схожесть работы, функции)

Например в ДОУ можно выделить педагогическое подразделение, оздоровительное подразделение, обслуживающее подразделение

Координация взаимоотношений осуществляется посредством координации и реализации организационных связей – горизонтальных, вертикальных, диагональных.

Связи – подчинения и субординации.

Организационная структура управления
Педагогическим колледжем №4
г. Санкт – Петербурга


УЧРЕДИТЕЛЬ (КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ)




Ресурсы организации

Организация состоит из людей, которые прикладывают усилия для достижения целей – поэтому главный ресурс – персонал организации.

Реализация деятельности людей в организации возможна посредством обеспечения ее следующими ресурсами.

Ресурсное обеспечение деятельности организации

Группа ресурсов

Характеристика ресурсного обеспечения

доу

Правовые ресурсы, включают нормативные документы, пирующие деятельность данной организации

Устав ДОУ; договора с учредителем, родителями, поставщиками; положения о деятельности коллегиальных органов ДОУ и т. д.

Производственные (технические ресурсы, включающие технологию производства а, осуществление исследований, направленных на его совершенствование

В связи со спецификой деятельности ДОУ (осуществление образовательного процесса) целесообразно говорить о методическом обеспечении образова­тельного процесса ДОУ — программ­ное обеспечение, комплекс образо­вательных технологий и т.д.

Финансовые ресурсы, предполагающие наличие в организации денежных средств, активное использование

Финансовые ресурсы поступают в ДОУ в соответствии со сметой из бюджета органов государственного или муни­ципального управления по определен­ному законодательному механизму. Другим источником поступления фи­нансов в ДОУ являются внебюджетные средства, полученные от реализации дополнительных платных услуг, предпринимательской деятельности ДОУ и т.д.

Материально-техническиеI, включающие определенное оборудование, [позволяющее реализовывать .деятельность организации

Оборудование групповых и специаль­ных (изостудия, музыкальный и физ­культурный залы и т.д.) помещений, территории сада

Вывод – рассмотрев внутренние переменные организации следует отметить, что они тесно взаимосвязаны друг с другом и изменение одной из них повлечет за собой преобразование других.

2 .2 Окружение современной организации. Внешняя среда.


Внешняя среда подразделяется на макроокружение и микроокружение. Макроокружение состоит из глобальных факторов, которые могут не оказать влияние на отдельно взятую организацию, но могут сказаться на отрасли. Микроокружение непосредственно оказывает влияние на деятельность организации.


Микроокружение организации



Характеристики факторов микро­окружения

Влияние микроокружения на функционирование и развитие ДОУ

Покупатели — лица и/или орга­низации, приобретающие продук­ты, выпускающиеся предприяти­ем. Следует учитывать: характеристики покупателей (воз­раст, пол, экономическое положе­ние и т.д.), влияющие на их по­купательское поведение; отношение покупателей к продук­ту, степень его лояльности, при­верженности и т.д.

В зависимости от запросов родителей конкретные ДОУ определя­ют спектр оказываемых услуг. На­пример, возрастающий уровень заболеваемости детей, забота ро­дителей об их здоровье обусловли­вает стремление ДОУ включать в ассортимент своих услуг — оздо­ровительные

Конкуренты — лица и/или орга­низации, выпускающие продукты, аналогичные тем, что предлагает организация ДОУ, и удовлетворя­ющие схожие потребности. Организации могут конкурировать на следующих рынках: потребительском; рабочей силы; ресурсном

В связи со снижением количества
детей дошкольного возраста в
большинстве регионов России
конкретные ДОУ конкурируют на
потребительском рынке, пытаясь
заинтересовать родителей предос­тавляемыми услугами.
В связи с низкой заработной пла­той работников системы образо­вания существует дефицит педаго­гических кадров. Большинство
ДОУ конкурируют за трудовые ре­сурсы, пытаются привлечь воспи­тателей на работу.
Низкое финансирование, поиск
заведующими дополнительных
средств финансирования обуслов­ливает конкуренцию ДОУ на ре­сурсном (финансовом) рынке

Поставщики — лица и/или орга­низации, обеспечивающие пред­приятие ресурсами

В зависимости от качества продуктов, цен поставщиков (например' фирм, производящих мебель для детей, игрушки) конкретный детский сад принимает решение о со­вершении сделки

Рынок трудовых ресурсов — специалисты, которые потенциально готовы стать сотрудниками организации и удовлетворить ее потреб­ить в рабочей силе

Подготовка педагогическими вуза­ми и колледжами специалистов с углубленной подготовкой в облас­ти преподавания иностранных язы­ков детям дошкольного возраста привела к широкому включению в спектр услуг ДОУ данной услуги

местное население — группы людей, проживающие там, где функционирует организация. Следует поддерживать отношения с данными группами с целью развития де­льности организации



Отношение жителей микрорайо­нов, в которых находятся ДОУ, чаще всего «отражается» в разби­тых окнах детских садов, разломан­ных детских площадках.

Некоторые дошкольные учрежде­ния как выход из ситуации осу­ществляют взаимосвязь с населе­нием посредством ведения актив­ной просветительской деятельно­сти и предоставления услуг не только детям дошкольного возра­ста, но и различным слоям насе­ления (например, подросткам, будущим мамам и т.д.) как выход из ситуации осу­ществляют взаимосвязь с населе­нием посредством ведения актив­ной просветительской деятельно­сти и предоставления услуг не только детям дошкольного возра­ста, но и различным слоям насе­ления (например, подросткам, будущим мамам и т.д.)


Макроокружение организации






Похожие:

Конспект лекций дисциплина «Менеджмент» Раздел Внутренняя и внешняя среда организации Раздел Внутренняя и внешняя среда организации icon5. Внешняя и внутренняя среда организации Любая организация располагает внутренней и внешней средой
Цели подразделений должны составить конкретный вклад в цели организации как целого, а не вступать в противоречие с целями других...
Конспект лекций дисциплина «Менеджмент» Раздел Внутренняя и внешняя среда организации Раздел Внутренняя и внешняя среда организации iconВ доперестроечные времена и особенно в послевоенные годы отечественные тиры и стрелковые клубы процветали. Внутренняя и внешняя политика государства
Внутренняя и внешняя политика государства обеспечивала им полную загрузку, всяческую помощь и поощрение делу воспитания «ворошиловских...
Конспект лекций дисциплина «Менеджмент» Раздел Внутренняя и внешняя среда организации Раздел Внутренняя и внешняя среда организации icon1 Что такое этимология и для чего она нужна? Методы этимологии. Фонетические законы, родственные языки, внутренняя и внешняя реконструкция
Методы этимологии. Фонетические законы, родственные языки, внутренняя и внешняя реконструкция, индоевропейская семья языков. Санскрит....
Конспект лекций дисциплина «Менеджмент» Раздел Внутренняя и внешняя среда организации Раздел Внутренняя и внешняя среда организации iconТемы сроки 1-3 Складывание древнерусского государства в IX-X в в. Норманская теория. Княжение первых Рюриковичей, их внутренняя и внешняя политика. Крещение Руси, его значение сентябрь
Складывание древнерусского государства в IX-X в в. Норманская теория. Княжение первых Рюриковичей, их внутренняя и внешняя политика....
Конспект лекций дисциплина «Менеджмент» Раздел Внутренняя и внешняя среда организации Раздел Внутренняя и внешняя среда организации iconВопросы
Петр 3 внутренняя и внешняя политика. Дворцовый переворот 1762 года. Первые годы правления Екатерины 2
Конспект лекций дисциплина «Менеджмент» Раздел Внутренняя и внешняя среда организации Раздел Внутренняя и внешняя среда организации iconТема занятия: «Культура человека – внешняя и внутренняя»
Цель: Формирование гражданской позиции, нравственной культуры у старшеклассников
Конспект лекций дисциплина «Менеджмент» Раздел Внутренняя и внешняя среда организации Раздел Внутренняя и внешняя среда организации iconВопросы к Государственному экзамену по специальности 030401- «история»
Великобритания в XVIII в.: экономика, внутренняя и внешняя политика. Оформление парламентской системы
Конспект лекций дисциплина «Менеджмент» Раздел Внутренняя и внешняя среда организации Раздел Внутренняя и внешняя среда организации iconВнутренняя и внешняя политика России в 80-90-е годы XIX в. Контрреформы Александра III. Русское общество в конце XIX в
Внутренняя и внешняя политика России в 80—90-е годы XIX в. Контрреформы Александра III. Русское общество в конце XIX в
Конспект лекций дисциплина «Менеджмент» Раздел Внутренняя и внешняя среда организации Раздел Внутренняя и внешняя среда организации iconУрок по теме: «Внутренняя и внешняя политика Николая I»
Развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости
Конспект лекций дисциплина «Менеджмент» Раздел Внутренняя и внешняя среда организации Раздел Внутренняя и внешняя среда организации iconАзербайджан в период ханств
Образование ханств, их государственный строй. Внешняя и внутренняя политика ханств. Экономика и культура
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©tnu.podelise.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница