Урок по мировой художественной культуре в пятом классе




Скачать 90.14 Kb.
НазваниеУрок по мировой художественной культуре в пятом классе
Дата конвертации28.01.2013
Размер90.14 Kb.
ТипУрок
Урок по мировой художественной культуре в пятом классе.


Раздел: Культура Древней Греции.


Тема: Музыка Древней Греции


Разработан преподавателем МХК Малоозерской средней школы №3 Елизарьевой Светланой Владимировной.


Малоозерская средняя общеобразовательная школа №3

Цель урока:

  1. Формировать у учащихся основы восприятия родства искусств, общности эмоционально-эстетического воздействия произведений разных видов искусства.

  2. Развивать у учащихся:

А) чувство прекрасного

Б) монологическую речь.


Тип урока: Повторение пройденного материала, изучение нового материала, школьная лекция.


Оборудование: 3 карточки: каждому учащемуся для индивидуальной работы на уроке. Оформление на доске состоит из трех разделов.

  1. Театр Древней Греции - изображение бога Диониса; фоторепродукция театра бога Диониса в Афинах; изображение музы-покровительницы театра.

  2. Изобразительное искусство Древней Греции – цветная репродукция древнего вида храма Парфенона в Афинах; репродукция статуи Афины из Парфенона работы Фидия, статуи Венеры Милосской, Ники Самофракийской, Аполлона Таврического, Артемиды; репродукция пелики с ласточкой работы Ефрония, развернутые изображения древнегреческих сосудов.

  3. Музыка Древней Греции – изображение бога Аполлона; репродукция статуй муз-покровительниц театра, танца, поэзии; изображение Орфея с кифарой. Фонограмма греческого народного танца «Сиртаки»; макет древнегреческого храма Парфенон (г. Афины); стилизованные древнегреческие костюмы; лавровые венки (или венки из листьев винограда (из бумаги)).



Учитель: Хайрете - по гречески здравствуйте. Ребята, сегодня мы продолжим путешествие по Древней Грции. Греция-это жаркое Солнце, ласковое море. Греция-это огненные сладкие апельсины. Греция-это маслянистые оливки или как называют их греки маслины. Греция-это переливающиеся, словно жемчуг, сладкие гроздья винограда.

Ученик 1: Древние греки, античные греки,

Многим прославились греки на веки.

Даже порой удивленье берет:

Ну до чего знаменитый народ!

Храбро с врагами они воевали,

Мудрые мифы они создавали

(с детства знакомы любому из нас

И Прометей, и Геракл, и Атлас).

Древние греки моря бороздили,

Время для спорта они находили,

И Олимпийские игры они

Тоже придумали в давние дни!

Ученик 2: Строили греки театры и храмы,

Ставили греки комедии, драмы.

А посмотрите теперь, каково

Было скульптурное их мастерство!

Ну, а всего поразительней, братцы,

То, что мы с ними могли б изъяснятся!

«Физика»,

«Космос»,

«Медуза»,

«Стратег»-

Понял бы мигом слова эти грек!

Скажешь:

«Асфальт»,

«Стадион»,

и «Динамо»-

Скажешь ты это по-гречески прямо!

«Библиотека»,

«Театр»,

«Берилл»-

Так, между прочим, и грек говорил!

О. Тарунин «Что видел в

Эрмитаже»

Учитель: Да, великая древнегреческая культура обогатила своими достижениями и открытиями все народы на земле. Особенно благоприятно во времена Древней Греции развивались разные виды искусства. Некоторые из них зародились именно в Древней Греции. На предыдущих уроках мы говорили об изобразительном искусстве, о мифах и легендах Древней Греции. Скажите, глядя на кисть винограда, какой из видов искусства родился от кисти винограда?

Ученики: Театр.

Учитель Ребята, сегодня всем, кто будет давать правильные ответы на вопросы, я буду вручать лавровый венец победителя, так как это делали во времена Древней Греции, Древнего Рима за выдающиеся успехи и достижения.

Скажите, каким же образом от кисти винограда родилось искусство театра?

Ученики: После сбора винограда и изготовления вина греки устраивали праздник в честь бога Диониса. Считалось, что Дионис научил греков выращивать виноград.

Учитель: Как же проходил этот праздник?

Ученики: Греки разыгрывали представление. На роль бога Диониса выбирали красивого юношу. В представлении разыгрывалась сцена прибытия бога Диониса в Грецию на корабле. В сопровождении сатиров (ряженых) бога Диониса везли на корабельной повозке-каррус навалис.

Учитель: Ребята, а какое слово впоследствии произошло от слова каррус навалис?

Ученики: Карнавал.


Учитель: Перед вами на столах лежат карточки. Обратите внимание на карточку №1. Подпишите, что изображено на этой карточке. (кар. №1 изображение древнегреческого амфитеатра бога Диониса).

Скажите, а где находится этот древнегреческий амфитеатр?

Ученики: В афинах, у подножия Акрополя.

Учитель: Покажите на доске изображение этого амфитеатра.

Древние греки достигли огромных вершин в изобразительном искусстве. Какие из видов Изобразительного искусства процветали в Древней Греции?

Ученики: Архитектура, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура.


Учитель: Из наших источников ученые узнали очень многое о жизни древних греков?

Ученики: Мифы, легенды, росписи на греческих вазах, сосудах.

Ученик 1: Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему-то не сразу

«Подумаешь, вазы!»-подумали мы

Другим были заняты наши умы.

Ученик 2: Сначала на них мы взглянули, скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

Потом загляделись…

И может быть, час

Никак не могли оторваться от ваз.

Ученик 3: … То вазы-гиганты,

То карлики вазы,

И каждая ваза-с рисунком рассказом!

Ученик 4: … Герой в колеснице летит на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает Медузу Гаргону.

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл

(и Гектор, как видно, лишается сил)…

А вот Артемида, богиня охоты,

Из меткого лука стреляет в кого-то.

Ученик 5: А это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот-Одиссей, подающий советы.

А это-кентавры…

А это…

А это…

Но мы описать и не пробуем враз

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

О. Тарунин «Что я видел

В Эрмитаже»

Учитель: Мы с вами назвали виды изобразительного искусства, процветавшие в Древней Греции. Найдите на одной из карточек изображение самого знаменитого архитектурного сооружения Древней Греции и напишите его название. (карточка №2 Парфенон храм в г. Афины). Перед вами два изображения на одном из них современный вид храма, на другом древний. Подпишите, где современный, а где древний. (карточка №2).

Ребята, а почему современный вид такой разрушенный?

Ученики: Потому что в 17 веке во время войны турков с эллинами в Парфеноне устроили пороховой склад. Один из снарядов попал в Парфенон, взорвался порох и храм сильно пострадал. Этот трагический день стал днем траура в Греции.

Учитель: Ребята, а что такое акрополь?

Ученики: Это главная часть города, расположенная на возвышенности и обнесенная укрепленной высокой стеной.

Учитель: Ребята, кто руководил строительством Акрополя в Афинах?

Ученики: Фидий-древнегреческий зодчий, скульптор.

Учитель: Автором каких знаменитых статуй был Фидий?

Ученики: Статуя Афины, Зевса.

Учитель: Из чего они были изготовлены?

Ученики: Из золота, слоновой кости.

Учитель: Ребята, на карточке №3 найдите статуи работы Фидия и подпишите их названия. Скажите, ребята, эти статуи сохранились до сегодняшних времен?

Ученики: Нет. Перед нами реконструкции, составленные учеными.

Учитель: Ребята, перед вами на карточке №4 изображения знаменитых древнегреческих статуй. Подпишите их названия.

Карточка №4 Венера Милосская, Артемида, Ника Самофракийская.

Учитель: Сегодня я расскажу вам, откуда берет начало волшебный мир звуков Древней Греции. Если я говорю о звуках, скажите о каком виде искусства пойдет речь? (музыка).

Древние греки достигли огромных высот и в музыке. Само слово музыка в переводе с греческого звучит как искусство муз. Музы-в греческой мифологии богини-покровительницы поэзии, искусства и науки. Дочери Зевса и богини памяти Мнемозины. Греки называли 9 муз. Каждая ведала своей сферой.

Эвтериа-поэзия

Калиопа-эпосы

Эрато-любовная поэзия

Полигимния-священные гимны

Мельпомена-трагедия

Талия-комедия

Терпсихора-танцы

Клио-история

Урания-астрономия

Музы любили пребывать на горе Геликон (Олимп). Своим пением увеселяли богов. Предводителем муз считался бог Аполлон. Во главе с ним они водили хоровод.

Аполлон (сын Зевса)-в греческой мифологии бог искусств, покровитель поэзии и особенно музыки. Его часто изображали с золотой кифарой в руках.

Кифара-это струнный инструмент времен Древней Греции. Аполлон-владыка золотой кифары. Под звуки его прекрасной кифары и водят хоровод музы.

Греки сложили прекрасные мифы об Орфее.

Орфей-певец и музыкант, сын музы Каллиопы и Аполлона. Лиру Орфею подарил Аполлон, играть на ней научили музы. Орфей очаровывал своей игрой всех. Боги, люди и природа покорялись магической музыке Орфея. Послушайте миф об Орфее и Эвридике.

Ученик 1: Когда жена Орфея Эвридика внезапно умерла от укуса змеи, певец отправился за ней в царство мертвых. В Аиде Орфей очаровал перевозчика Харона, свирепого пса Кербера. Персефону и самого владыку подземного царства-Аида.

Аид вернул Орфею Эвридику, но поставил условие: не оборачиваться, не смотреть на Эвридику, идущую вослед Орфею, до тех пор, пока Эвридика не выйдет на солнечный свет. Орфей нарушил запрет и навсегда потерял свою возлюбленную.

Учитель: Музыка звучала в театральных представлениях. На протяжении всего спектакля пел хор. В народных праздниках звучала музыка.

Греческие поэты не читали свои стихи, а пели их, аккомпанируя себе на лире или кифаре.

Пляски греков сопровождались игрой на авлосе-духовом инструменте. Существовала у греков самостоятельная инструментальная музыка. Они умели записывать музыку знаками.

До нашего времени дошло лишь несколько отрывков песен и гимнов.

Гимн-греческая хвалебная песня. Роль гимнов в Греции была велика. Автором многих из них был Гомер. Древнегреческие представления в театре, в которых объединялись музыка и пение дали начало опере. Так родилась опера. Слово оркестр своим происхождением обязано древнегреческому театру. От какого слова оно образовано?

(орхестра- )

С давних времен дошли до нас звуки народной музыки. Я прошу вас, ребята, сейчас выйти ко мне. Становитесь в круг. Огромное количество туристов со всего мира ежегодно посещают Грецию. Гостеприимные греки с огромным удовольствием и гордостью учат их танцевать любимый народный танец Сиртаки. Давайте и мы попробуем станцевать.

(звучит мелодия «Сиртаки». Учитель вместе с учениками танцует греческий народный танец. Помогают им участники танцевального коллектива в греческих костюмах.)

Учитель: Ребята, на следующих уроках мы продолжим увлекательное путешествие по Древней Греции и узнаем еще много удивительного и интересного из жизни древних греков.


Литература





  1. Мифы Древней Греции. Санкт-Петербург. 1192 г.




  1. А. Варшавский «Пелика с ласточкой». Москва. 1971 г.




  1. Л. Любимов «Искусство Древнего мира». Москва. 1971 г.




  1. Д.Э. «Я познаю мир. Культура». Н.В. Чудакова. Москва. 1997 г.




  1. Д.Э. «Искусство». Т 12. Москва. 1977 г.




  1. Е.С. Абелюк. Мифологический словарь школьника. Москва. 2000 г.

Похожие:

Урок по мировой художественной культуре в пятом классе iconТема: Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись. Урок изобразительного искусства в 5 классе Цели
Сформировать понимание места и роли античного искусства в мировой художественной культуре
Урок по мировой художественной культуре в пятом классе iconОбразовательный стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре
Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей
Урок по мировой художественной культуре в пятом классе iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень) пояснительная записка
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Урок по мировой художественной культуре в пятом классе iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Урок по мировой художественной культуре в пятом классе iconНашего исследования «Образ яблока в мировой художественной культуре». Цель нашего исследования: определить роль и смысл образа яблока и яблони в мировой художественной культуре
Образ яблока и яблони в отдельных произведениях русской классической литературы. 6
Урок по мировой художественной культуре в пятом классе iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре
Примерная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Урок по мировой художественной культуре в пятом классе iconТематическое планирование уроков по мировой художественной культуре 10 класс
Календарно – тематическое планирование уроков по мировой художественной культуре
Урок по мировой художественной культуре в пятом классе iconВсероссийской олимпиады школьников по искусству (мировой художественной культуре) Школьный этап
Всероссийской олимпиады школьников по искусству (мировой художественной культуре)
Урок по мировой художественной культуре в пятом классе iconРазработка урока по мировой художественной культуре в 11 классе тема урока: «Классицизм в архитектуре Западной Европы»
Цель : познакомить обучающихся с парадно-официальной архитектурой классицизма Западной Европы
Урок по мировой художественной культуре в пятом классе iconУрок географии и мировой художественной культуры в 5 классе с использованием Интернет-ресурсов
Цель: показать значение Нила для развития культуры и хозяйства Древнего Египта, научить школьников находить взаимосвязи между природными...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©tnu.podelise.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница