Автор: Жилизняк Марк




Скачать 75.41 Kb.
НазваниеАвтор: Жилизняк Марк
Дата конвертации28.01.2013
Размер75.41 Kb.
ТипРеферат



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9

Иркутская область, город Усть-Кут, пер. Школьный 2; т 2-21-98


Проектная работа

на тему:





Автор: Жилизняк Марк,

учащийся 5 «В» класса.


Руководители: Петрова Елена Анатольевна, учитель музыки МОУ СОШ №9.

Васильева Екатерина Геннадьевна,

учитель информатики МОУ СОШ №9


2009 г.

Цель и задачи


Цель:

  • узнать историю возникновения нот.

Задачи:

  • изучить различные источники информации, используя ресурсы Интернет, литературные источники.

  • проследить взаимосвязь времени и нотной записи.

  • донести до учащихся полученную информацию.



.


Содержание


1. Введение.

2. Музыка Древнего Египта и Двуречья.

  • Клинопись Двуречья.

  • Клинопись Междуречья.

3. Музыка Античности.

  • Музыка Древней Греции.

    • Музыка Древнего Китая.

4. Средневековое нотное письмо.

  • Невмы.

  • Первое названия нот.

5. Музыка Древней Руси.

6. Мензурная нотация.

7. Вывод.

8. Практическое использование работы.

9. Используемая литература.


1) ВВЕДЕНИЕ


Начиная с первых дней своей жизни, человек сталкивается с музыкальными звуками. Существует множество прекрасных музыкальных произведений, которые доставляют людям радость и удовольствие. Композиторы используют всего семь нот, но разные комбинации из них рождают прекрасные мелодии. На уроках музыки мы тоже слушаем музыку, и как выяснилось , семь нот появились не сразу, для этого человечеству пришлось потрудиться, придумывая способы передачи музыкальных звуков, И только в XVII веке наконец-то определились с названиями нот…


2) МУЗЫКА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ДВУРЕЧЬЯ


2.1 Клинопись Двуречья


Изучение музыки Древнего Египта и государств Двуречья сопряжено с рядом трудностей. Главная сложность состоит в том, что сами музыкальные произведения почти не сохранились. О музыкальной культуре этих цивилизаций могут рассказать только косвенные данные - тексты гимнов и песнопений. При раскопках финикийского города государства Угарита, была найдена табличка XV в. до н.э. с текстом религиозного гимна. Это пока единственная запись музыки Двуречья. Слова гимна написаны на хурритском языке, а « ноты» на аккадском. При расшифровке записи у ученых появилось четыре варианта ответов. Почему так произошло?


2.2 Клинопись Междуречья


Причина заключается в том, что в Двуречье использовали клинопись – письменность, знаки которой состоят из клиновидных чёрточек. Каждый знак обозначал не один звук, а два, т. е. простейший вид созвучия – интервал. Должны были исполняться эти звуки – последовательно или одновременно, в

тексте не указывалось. По поводу записи египетской музыки существуют различные предложения. Если с этой целью применяли иероглифы – рисунки-значки, каждый из которых соответствовал


слову или понятию, - тогда она также была неполной. Однако существовал ещё и особый способ обозначения звука через жесты – хирономия ( от греч. «хейр» - «рука» и «номос» - «закон»). Музыкальное письмо Древнего Египта и Двуречья вызывает немало вопросов. Почему музыкальные произведения записываются не полностью, почему древний человек не стремился найти способ записи, предназначенный для музыки, подобно тому, как европейцы пришли к созданию нотной грамоты? В отличие от исторической хроники или поэтического произведения музыкальный подтекст был всего лишь своего рода конспектом, в котором информация передавалась в сокращенном виде или скорее всего была понятна только исполнителю.

От II тысячелетия до н.э. до нас дошли термины, обозначающие музыкальные интервалы, лады, жанры – всего четырнадцать слов.

И хотя ученые до сих пор спорят о том, каково было настоящее звучание интервалов и ладов, можно твердо сказать, что в Двуречье музыканты не только создавали и исполняли музыку, но и накапливали знания о музыкальной теории.


3) МУЗЫКА АНТИЧНОСТИ


3.1 Музыка Древней Греции


Музыка Древней Греции сохранилась в немногочисленных фрагментах, которые представляют собой надписи, высеченные на каменных колоннах и гробницах. Для музыкального письма использовали буквы греческого и финикийского алфавита. Создание первой музыкальной школы, основателем которой стал поэт Архилох, относится к 650 г. до н. э.

История возникновения нот берет свое начало ещё от античной древности. В эпоху раннего средневековья была распространена буквенная запись звуков. Она позволяла обозначить лишь высоту звуков, но их длительность при этом не фиксировалась вовсе. Со временем этот способ записи нот оказался мало пригодным для записи начавшей развиваться в то время многоголосной музыки.


3.2 Музыка Древнего Китая


Судя по сохранившимся китайским колоколам V век до н. э. китайцы уже тогда знали и использовали двенадцатитоновую систему, состоявшую из 6-ти основных и 6-ти дополнительных тонов (наподобие черных клавиш фортепиано). При настройке этой системы они использовали квинты и терции и отдавали предпочтение чистым терциям. Китаец Чу Цай Ю был князем династии Мин и издал книжку по темперации в 1584 году.


4) СРЕДНЕВЕКОВОЕ НОТНОЕ ПИСЬМО


4.1 Невмы


В григорианской музыке была разработана специальная система записи песнопений. Первоначально они назывались НЕВМАМИ (от греческого – «Дыхание») - условными знаками, передававшими общее направление развитие мелодии. Невменная запись напоминала конспект, в котором указано лишь главное, а детали добавит сам исполнитель. Одна над другой проводились две черты (обычно разного цвета), обозначавшие высоту основных звуков, а невмы записывались вокруг или прямо на линейках.

Древнерусским эквивалентом невменного письма были «крюки» или «знамена». Древнерусские памятники русского крюкового письма относятся к концу XI – началу XII века.

В начале XI в. музыкант и теоретик Гвидо из города Ареццо

произвел переворот в системе записи, введя ещё две линии. Невмы стали располагаться на четырех линиях и между ними, что гораздо удобнее обозначало высоту звуков. Четырёхлинейная система стала прообразом современной нотной записи, основанной на пяти линиях.


4.2 Первое название нот


Само слово «нота» происходит от латинского «значок», «памятка».

Кому и когда пришло в голову назвать волшебные звуки, обозначаемые чёрно-белыми значками, нотами? На самом деле история происхождения этих маленьких музыкальных слов очень проста. Почти все названия нот восходят к церковному католическому гимну 11 века в честь Иоанна Крестителя (он считался покровителем церковного песнопения), написанного монахом Павлом Диаконом.

«ДО» - «Ut gueant laxis» - первая строка католического гимна. До середины 18 века вместо «до» употребляли союз «ut». Замена «ut» на «до» была произведена либо в 1639., либо в 1673г. Причем точная причина не известна. В России до конца 18 века звук и ноты именовали «ут», хотя «до» уже было отмечено в русском языке с 1841года.

«РЕ» - «Resonare fibris», в русском словаре отмечается только с1776года.

«МИ» - «Mira gestorum»,в русском языке существует с 18 века.

«ФА» - начальный слог четвёртого стиха гимна: «Famuli tuorum».

«СОЛЬ» - первый слог пятого стиха «Solve polluti».

«ЛЯ» - происходит от начального слога шестого полустиха первой строфы. «Labii reatum».

«СИ» - появилась гораздо позднее, чем предшествующие звуки. В русских словарях она появилась с 1806 года. Но, что интересно: первоначально этого звука вообще не было в числе основных звуков гаммы (она кончалась звуком «ля»).


5) МУЗЫКА ДРЕВНЕЙ РУСИ


Вместе с крещением страна приняла от Византии и музыкальную культуру. Церковные песнопения записывались с помощью нотного письма, в котором звуки передавались знаками символами – знамёнами ( крюками). Наряду со знамёнными существовали кондакарные песнопения, система записи этого вида письма не поддается расшифровке. Кондак – это разновидность хвалебной молитвы.


6) МЕНЗУРНАЯ НОТАЦИЯ


Итак, мы подошли к самому главному: новая нотация, созданная Гвидо Д,Аренцо, дала возможность точно и наглядно фиксировать высоту звуков, но ритмическая запись нот оставалась ещё несовершенной.

Решение этой проблемы было найдено в Западной Европе в конце XII – XIII веках, когда изобрели мензурную нотацию (фиксировали не только высоту звуков, но и длительность). В этот период была добавлена пятая линия к нотному стану и во второй половине XVII века итальянский теоретик Бонончини заменил неудобный звук (ут) на «до». С того времени мы имеем знакомые всем: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.


7) ВЫВОД


Итак, мы проследили с вами историю зарождения музыкального искусства, которое начало своё существование в далёкой Древней Античности и каждым веком изменялось, усовершенствовалось и развивалось. Изначально у каждого народа был свой метод записи музыкальных звуков, но со временем, претерпев ряд изменений, все стали пользоваться единым нотным письмом.

Нотная запись не остается неизменной. По мере развития музыкального искусства расширяется его образная сфера, обновляется музыкальный тематизм, утверждаются новые средства выразительности. Всё это требует постоянного усовершенствования у нотной записи. Одно остается неизменным – это семь маленьких нот, разные комбинации которых рождают прекрасные мелодии, способные доставлять радость всему человечеству, на протяжении всей его жизни.


8) Практическое применение работы


Данная работа может быть использована на уроках музыки, как более углублённое ознакомление учащихся с историей создания музыкальной грамоты, так и на классных часах, посвящённых музыкальному искусству.


9) Используемая литература



      1. Энциклопедический словарь юного музыканта. М. Изд. « Педагогика» 1985 г.

      2. Энциклопедия для детей « Искусство» М.: Мир энциклопедий Аванта + , 2007 Г.

      3. htt: // vrn.fio.ru/works/41/1ws105/sredn.htm/

      4. http://sudscride.ru/jod/education.ruslit/200204/21010632.htm.



Похожие:

Автор: Жилизняк Марк iconДжеймс Редфилд Селестинские пророчества Посвящаю Саре Вирджинии Редфилд
Но вот те, кому я обязан особой благодарностью: Алан Шилдс, Джим Гембл, Марк Лафоунтейн, Марк и Дебра Макелейни, Дэн Куэстен-берри,...
Автор: Жилизняк Марк iconМарк Твен и его творчество
Известный американский писатель Марк Твен родился в деревне Флорида, штат Миссури, в 1835 году. Марк Твен — лишь псевдоним Сэмюэля...
Автор: Жилизняк Марк iconМарк Твен Соединенные Линчующие Штаты Твен Марк Соединенные Линчующие Штаты Твен Марк
Люди скажут: "У них там сто линчевателей; значит, миссурийцы линчеватели". Тот весьма существенный факт, что два с половиной миллиона...
Автор: Жилизняк Марк iconМарк Твен Среди духов Твен Марк Среди духов Марк Твен. Среди духов
Когда сеанс начался, он написал на клочке бумаги имя своего покойного приятеля, тщательно свернул записку и бросил ее в шляпу, в...
Автор: Жилизняк Марк iconИсполнительный директор, Марк Дайбл
Марк Дайбл приступает к исполнению обязанностей Исполнительного директора Глобального фонда для борьбы со спидом, туберкулезом и...
Автор: Жилизняк Марк iconДоклад посвящен функциональным возможностям аибс «марк-sql»
«марк-sql». Дается обзор последних разработок, выполненных в системе. Приводятся различные подходы по администрированию системы для...
Автор: Жилизняк Марк iconМеждународный пленэр в Даугавпилсе «Марк Ротко 2012»
Международный пленэр «Марк Ротко 2012» организован в Даугавпилсе, Латвия. Даугавпилс прежде всего известен в мире как родина Марка...
Автор: Жилизняк Марк iconМарк Твен Чарльз Дэдли Уорнер Позолоченный век Твен Марк & Уорнер Чарльз Дэдли Позолоченный век
Примечание ocr zmiy: в txt версии эпиграфы из иероглифов и нелатинских символов представлены картинками (gildagXX. gif)
Автор: Жилизняк Марк iconМарк Твен Литературные грехи Фенимора Купера Твен Марк Литературные грехи Фенимора Купера
Следопыт" и "Зверобой" вершины творчества Купера. В других его произведениях встречаются отдельные места, не уступающие им по совершенству,...
Автор: Жилизняк Марк iconМарк Твен Письмо ангела Твен Марк Письмо ангела
Согласно полученному распоряжению, честь имею уведомить вас, что ваш новый подвиг щедрости и самоотречения занесен на отдельную страницу...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©tnu.podelise.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница