Урок химии 8 класс Тема: «Водород. Общая характеристика, получение, физические и химические свойства»




Скачать 168.4 Kb.
НазваниеУрок химии 8 класс Тема: «Водород. Общая характеристика, получение, физические и химические свойства»
Дата конвертации30.01.2013
Размер168.4 Kb.
ТипУрок
МОУ КАЗАЧЕМЫССКАЯ СОШ


Урок химии

8 класс

Тема: «Водород.

Общая характеристика, получение,

физические и химические свойства ».

Форма проведения урока - урок с использованием

элементов модульной технологии.


Проведен учителем

химии I квалификационной

категории Коротковой

Ниной Михайловной.


- Декабрь 2011-


Урок химии, 8 класс

Тема: «Водород. Общая характеристика, получение, физические и химические свойства ».

Форма проведения урока - урок с использованием элементов модульной технологии.

Цели урока:

  • образовательная: изучить общую характеристику, способы получения и собирания водорода, его физические и химические свойства в сравнении с кислородом; учить учащихся добывать знания самостоятельно, работать с учебной литературой.

  • развивающая: продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций, развивать логическое мышление, монологическую речь, практические навыки учащихся; учить детей сравнивать вещества, анализировать, наблюдать и делать выводы;

  • воспитательная: воспитание самостоятельности, ответственности, активности, любознательности, познавательного интереса к предмету, умение работать в коллективе и оценивать свою работу.

Оборудование:

  • Цинк, соляная кислота, натрий, вода, оксид меди, аппарат Киппа, прибор для получения газов, опорный конспект по теме «Водород», таблица «Получение и собирание газов», пробирки, спиртовки;

  • компьютер, мультимедиа-проектор, экран, компьютерная презентация «Водород. Общая характеристика, получение, физические и химические свойства», мультимедийное пособие.

№ п/п

Содержание материала

Методы и приемы

I.

Вводная часть: организация класса, связь с предыдущим материалом, задачи урока.

Инструктаж

II.

Изучение нового материала.

Тема: «Водород. Его общая характеристика как химического элемента и простого вещества, нахождение в природе, получение, физические и химические свойства.

Сообщение плана работы на уроке

Слайд № 1,2



Открытие водорода.

Впервые водород был обнаружен немецким ученым Т.Парацельсом в XVI веке, когда он погружал железо в серную кислоту.

С тех пор как стали известны кислоты, много раз химики замечали, что при обливании растворами кислот некоторых металлов образуется «горючий воздух». При поднесении пламени он иногда загорается, а иногда взрывается с оглушительным треском. Английский ученый Генри Кавендиш, живший в одно время с Д.Пристли, первый собрал «горючий воздух» и убедился, что это не воздух, а совершенно особое газообразное вещество. Если он чист, то горит спокойно, а если смешан с воздухом, то взрывается. Впоследствии газ был назван водородом, что означает «рождающий воду». Так в 1766 г. Г.Кавендиш впервые получил водород в чистом виде. Ученый признал его за флогистон из-за его легкости.

В 1787 г. – А.Лавуазье повторил открытие Кавендиша.


Рассказ учителя,

записи в тетради

Слайд № 3

УЭ № 1


1.



Водород в природе.

Цель: усвоение материала о распространённости водорода во Вселенной и на Земле.

Задание. Запишите в тетради тему урока и дату.

Откройте учебник и внимательно прочитайте текст, стр. 71 «Нахождение в природе».


Запись темы урока, самостоятельная работа с учебником и информационной карточкой.

Слайд № 4





Перенесите в тетрадь схему 1 «Нахождение водорода в природе», дополнив её.

Нахождение водорода в природе

В свободном виде: В виде соединений на Земле (…%),

в звездах,

на Солнце (…%) (в атмосфере _...__%)



Если возникли трудности, обратитесь к информационной карточке «Водород в природе»

Выполнив задание, покажите его учителю. (1 балл)

Самостоятельное заполнение схемы

Слайд № 5



Прочитайте и вставьте пропущенные слова или словосочетания «химический элемент», «простое вещество», «атом» в нужном числе и падеже:

а) На Земле водород в виде … встречается редко.

б) Более половины всей массы Солнца
приходится на ... водорода.


в) В состав воды входит ... водород.

Проверьте задание, покажите его учителю (2 балла).


Слайд № 6

УЭ № 2.

Общая характеристика водорода.

Цель: научиться давать характеристику водорода как химического элемента. Выяснить основные соединения водорода с металлами и неметаллами, валентность его атомов.




1.

1. Прочитайте параграф 25 и назовите основные характеристики водорода как химического элемента. Пользуйтесь Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева на форзаце учебника.

  • Химический символ...

  • Порядковый номер...

  • Валентность атома...

  • Относительная атомная масса...

Выполнив, покажите задание учителю. (1 балл).


самостоятельная работа с учебником

Слайд № 7



2.

2. Напишите формулы водородных соединений химических элементов в соответствии с их положением в Периодической системе:

а) фтора; б) хлора; в) серы; г) азота; д) углерода; е) лития; ж) алюминия; з) кальция.

Назовите эти вещества.

При составлении формул можете обратиться к строке «Летучие водородные coединения» в Периодической системе.

Покажите выполненное задание учителю (3 балла).

Если у вас осталось время, переходите к УЭ-3.


Самостояте-

льная работа

Слайд № 8

Проверка результатов, самооценка

УЭ-3


Вычисление массовой доли элемента в веществе

Цель: научиться вычислять массовую долю водорода в соединениях

Самостояте-

льная работа, проверка




Вычислите массовую долю водорода в воде и в метане:

а) вычислите относительную молекулярную
массу сложного веществ (воды и метана);

б) рассчитайте массовую долю элемента водорода (w %)

Покажите выполненное задание учителю (3 балла)

Слайд № 9




Итого: 10 баллов.

0-3 балла – «2»

4 – 6 баллов – «3»

7 – 8 баллов – «4»

9 -10 баллов – «5»


Подведение итогов.

УЭ № 4





Получение и собирание водорода (сравнить с кислородом).

Цель: изучить способы получения водорода в лаборатории и промышленности.

Задания первого уровня:

Перечислите способы получения водорода в лаборатории. Запишите следующие уравнения реакций:

- разложение воды;

- взаимодействие цинка с соляной кислотой;

- взаимодействие натрия с водой.

(Смотри п. 26 стр. 71 - 73)

  1. Каковы способы собирания водорода при его получении в лаборатории? (стр. 71 – 72 рис. 41, 43.)

(2 балла )

Самостоятельная работа

Демонстрация опытов (цинка с соляной кислотой, натрия с водой), беседа с элементами рассказа, записи в тетради.

Слайд № 10



Задания второго уровня:

1.Запишите уравнения реакций получения водорода при взаимодействии алюминия с соляной кислотой, кальция с водой.

(4 балла)


Самостоятельная работа, самопроверка

Слайд № 11

УЭ № 5

Физические и химические свойства водорода.

  • Цель: изучить физические и химические свойства водорода, его восстановительные способности, особенности реакций восстановления, уметь составлять уравнения реакций водорода с простыми и сложными веществами, сравнивать свойства водорода со свойствами кислорода.









Прочитайте внимательно первый абзац параграфа 27

  1. Выпишите характеристики и физические свойства водорода как простого вещества:

  • молекулярная формула...

  • относительная молекулярная масса ...

  • агрегатное состояние...

  • вкус, цвет, запах...

  • плотность... (стр. 73 «знаете ли вы, ЧТО…»)

  • растворимость в воде…

  • температура сжижения

Сравните с кислородом. Что общего и в чем различие в физических свойствах этих газов?

  1. Почему мыльные пузыри, наполненные водородом, поднимаются вверх?

  2. Как перелить из одного сосуда в другой : а) водород,

б) кислород?

3. Как объяснить тот факт, что в воздухе, которым мы дышим, практически нет водорода, а выше 50 км над поверхностью Земли его содержится несколько десятков процентов по объему?

(5 баллов)



Самостояте

льная работа, проверка,

беседа, демонстра-ция

Слайд № 12, 13

УЭ №6

Химические свойства водорода.

Задание для учащихся:

-Внимательно прослушайте сценку и рассмотрите на схеме фрагмент № 4 и ответьте на вопрос: с какими веществами взаимодействует водород?





Сказка о химических свойствах водорода.

Разговор ведут два обывателя:

  1. Вы слышали? В городе кислород появился. Важный такой. Идет, под ногами ничего не видит, ни на кого не смотрит.

  2. Как же! Как же! Загордился! Было бы от чего. Он оказывается газ, и, видите ли, только от него зависит жизнь на Земле!

  1. Ой, не говорите ! На днях гуляю, а навстречу – кто вы думаете? Водород! Не идет, а прямо – таки летит. Спрашиваю: «Ты куда?» а он : «Кислород ищу». – Зачем он тебе? И что вы думаете он мне ответил? На гремучее дело хочет его подбить, представляете? (тихо, почти шепотом так и сказал: «Гремучую смесь сделаем»). Ой, что будет, что будет! А потом, говорит, может повезет и он оксид металла встретит. Зачем-то он ему тоже нужен.



Беседа на основе услышанной сказки (сценка), просмотренной схемы, демонстрация опытов

( получение, проверка на чистоту, горение водорода, взрыв мыльных пузырей

и «гремучего газа»;

ЛО: взаимодействие с оксидом водорода.

Слайд № 14


3.

Записать уравнения химических реакций, расставить коэффициенты:



Взаимодействие с простыми веществами

Взаимодействие со сложными веществами

При обычных условиях

При нагревании

При нагревании

Ca + H2 =


N2 + H2 =


PbO + H2 = … + …


F2 + H2 =


С + H2 =


Fe3O4 + H2 =…+…







WO3 + H2 = … + …

В роли чего выступает водород при химических реакциях с оксидами металлов? ( 6 баллов)

Самостояте-

льная работа, проверка

Слайд № 15

III.

Подведение итогов. Рефлексия.

Мы с вами эффективно поработали. Давайте подведем итоги. Обратите внимание на цели, которые мы поставили перед собой в начале урока. (Возвращаемся к 1 слайду). Достигли ли мы поставленных целей? Какие трудности испытали? Что было для вас наиболее трудным? Что показалось наиболее легким?



Слайд № 16

1.

Перечислите все, что вы узнали о водороде и сравните его с кислородом.




2.

Цифровой диктант. Выписать признаки, характерные для водорода (1 вар.) и для кислорода (2 вар.):

  1. Плохо растворяется в воде.

  2. Восстановитель

  3. Хорошо растворяется в воде.

  4. Окислитель

  5. Тяжелый газ.

  6. Горючий газ

  7. Легкий газ

  8. Газ, поддерживающий горение

  9. Горит спокойно, если не содержит примеси

  10. Собирают в прямостоячий сосуд

  11. Собирают под водой

  12. Собирают в опрокинутый вверх дном сосуд

  13. Собирают методом вытеснения воздуха

  14. Взаимодействует с оксидом алюминия.

  15. Взаимодействует с серой

  16. Образуется в результате фотосинтеза

  17. Поддерживает дыхание (5 баллов)

1 вариант:


1,2,6,7,9,11,12,13,14,

15


2 вариант:


1,4,5,8,10,11,13,15,

16, 17, 18


Взаимопроверка

Слайд № 17


IV

Домашнее задание.

Изучить п. 25 – 27 стр. 71-75 до применения.

Ответить на вопрос: «Кислород поддерживает горение, водород горит. А почему вода, состоящая из водорода и кислорода не обладает такими свойствами, а наоборот применяется для тушения? »


Итоги урока : 16 -21б. – «3»


22 – 27б. – «4»

28 – 32б. – «5»


Инструктаж

Слайд № 18



8 класс (на столы учащимся)

Тема: «Водород. Общая характеристика, получение,

физические и химические свойства ».


УЭ № 1





Водород в природе.

Задание. Запишите в тетради тему урока и дату.

Откройте учебник и внимательно прочитайте текст, стр. 71 «Нахождение в природе».





  1. Перенесите в тетрадь схему 1 «Нахождение водорода в природе», дополнив её.



Нахождение водорода в природе


В свободном виде: В виде соединений на Земле (…%),

в звездах,

на Солнце (…%) (в атмосфере _...__%)



Если возникли трудности, обратитесь к информационной карточке «Водород в природе»

Выполнив задание, покажите его учителю. (1 балл)


Информационная карточка

Водород в природе

Водород — один из наиболее распространённых элементов на Земле. Он составляет примерно 1 % от массы земного шара (включая атмосферу, литосферу,

гидросферу).

  • В космосе содержание водорода составляет 92%. А Солнце на 50 % состоит из водорода. Водород входит в состав:

  • нефти, угля, природного газа (СН4),

  • древесины,

  • содержится в органических соединениях,

  • находится в вулканических газах.

Основная масса простого вещества водорода попадает в атмосферу в результате биологических процессов.

При разложении в анаэробных условиях миллиардов тонн растительных остатков в воздух выделяется значительное количество водорода. В атмосфере он быстро рассеивается и диффундирует в верхние слои. Концентрация водорода в слоях атмосферы составляет— 0,00005%. (1 балл))


2.

Прочитайте и вставьте пропущенные слова или словосочетания «химический элемент», «простое вещество», «атом» в нужном числе и падеже:

а) На Земле водород в виде … встречается редко.

б) Более половины всей массы Солнца
приходится на ... водорода.


в) В состав воды входит ... водород.

Проверьте задание, покажите его учителю (1 балл).


УЭ № 2.

Общая характеристика водорода.


1.


2.

1. Прочитайте параграф 25 «Общая характеристика» и назовите основные характеристики водорода как химического элемента. Пользуйтесь Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева на форзаце учебника.

  • Химический символ...

  • Порядковый номер...

  • Валентность атома...

  • Относительная атомная масса...

Что означают следующие записи:

5H 2H2 6H 3H2 H2

Выполнив, покажите задание учителю. (2 балла).


3.

3. Напишите формулы водородных соединений химических элементов в соответствии с их положением в Периодической системе:

а) фтора; б) хлора; в) серы; г) азота; д) углерода; е) лития; ж) алюминия; з) кальция.

Назовите эти вещества.

При составлении формул можете обратиться к строке «Летучие водородные coединения» в Периодической системе.

Покажите выполненное задание учителю (3 балла).


Если у вас осталось время, переходите к УЭ-3.


УЭ-3


Вычисление массовой доли элемента в веществе


1.

Вычислите массовую долю (w) водорода в воде и в метане:

а) вычислите относительную молекулярную
массу сложного веществ (воды и метана);

б) рассчитайте массовую долю элемента водорода (w %)

Покажите выполненное задание учителю (3 балла)




Итого: 10 баллов.

0-3 балла – «2»

4 – 6 баллов – «3»

7 – 8 баллов – «4»

9 -10 баллов – «5»


УЭ № 4


1.

Получение и собирание водорода (сравнить с кислородом).

Перечислите способы получения водорода в лаборатории. Запишите следующие уравнения реакций:

- разложение воды;

- взаимодействие цинка с соляной кислотой;

- взаимодействие натрия с водой.

(Смотри п. 26 стр. 71 - 73)

  1. Каковы способы собирания водорода при его получении в лаборатории? (стр. 71 – 72 рис. 41, 43.)

Как получают водород в промышленности? (2 балла )

2.

1.Запишите уравнения реакций получения водорода при взаимодействии алюминия с соляной кислотой, кальция с водой.

(4 балла)


УЭ № 5

Физические и химические свойства водорода.


1.

Прочитайте внимательно первый абзац параграфа 27

  1. Выпишите характеристики и физические свойства водорода как простого вещества:

  • молекулярная формула...

  • относительная молекулярная масса ...

  • агрегатное состояние...

  • вкус, цвет, запах...

  • плотность... (стр. 73 «знаете ли вы, ЧТО…»)

  • растворимость в воде…

  • температура сжижения

Сравните с кислородом. Что общего и в чем различие в физических свойствах этих газов?

2. Почему мыльные пузыри, наполненные водородом, поднимаются вверх?

  1. Как перелить из одного сосуда в другой : а) водород,

б) кислород?

4. Как объяснить тот факт, что в воздухе, которым мы дышим, практически нет водорода, а выше 50 км над поверхностью Земли его содержится несколько десятков процентов по объему?

  1. баллов)




2.

Химические свойства водорода.


Задание для учащихся:

-Внимательно прослушайте сценку и рассмотрите на схеме фрагмент № 4 и ответьте на вопрос: с какими веществами взаимодействует водород?







3.

Записать уравнения химических реакций, расставить коэффициенты:


Взаимодействие с простыми веществами

Взаимодействие со сложными веществами

При обычных условиях

При нагревании

При нагревании

Ca + H2 =


N2 + H2 =


PbO + H2 = … + …


F2 + H2 =


С + H2 =


Fe3O4 + H2 =…+…

H2 + O2 =




WO3 + H2 = … + …

В роли чего выступает водород при химических реакциях с оксидами металлов? ( 6 баллов)







1.

Перечислите все, что вы узнали о водороде и сравните его с кислородом.

2.

Цифровой диктант. Выписать признаки, характерные для водорода (1 вар.) и для кислорода (2 вар.):

  1. Плохо растворяется в воде.

  2. Восстановитель

  3. Хорошо растворяется в воде.

  4. Окислитель

  5. Тяжелый газ.

  6. Горючий газ

  7. Легкий газ

  8. Газ, поддерживающий горение

  9. Горит спокойно, если не содержит примеси

  10. Собирают в прямостоячий сосуд

  11. Собирают под водой

  12. Собирают в опрокинутый вверх дном сосуд

  13. Собирают методом вытеснения воздуха

  14. Взаимодействует с оксидом алюминия.

  15. Взаимодействует с серой

  16. Образуется в результате фотосинтеза

  17. Поддерживает дыхание (5 баллов)




Подведение итогов. Рефлексия.

Мы с вами эффективно поработали. Давайте подведем итоги. Обратите внимание на цели, которые мы поставили перед собой в начале урока. (Возвращаемся к слайду № 2. ). Достигли ли мы поставленных целей? Какие трудности испытали? Что было для вас наиболее трудным? Что показалось наиболее легким?


IV

Домашнее задание.

Изучить п. 25 – 27 стр. 71-75 до применения.

Ответить на вопрос: «Кислород поддерживает горение, водород горит. А почему вода, состоящая из водорода и кислорода не обладает такими свойствами, а наоборот применяется для тушения? »


Итог: 16 -21б. – «3»

22 – 27б. – «4»

28 – 32б. – «5»




Сказка о химических свойствах водорода.

Разговор ведут два обывателя:

  1. Вы слышали? В городе кислород появился. Важный такой. Идет, под ногами ничего не видит, ни на кого не смотрит.




  1. Как же! Как же! Загордился! Было бы от чего. Он оказывается газ, и, видите ли, только от него зависит жизнь на Земле!




  1. Ой, не говорите ! На днях гуляю, а навстречу – кто вы думаете? Водород! Не идет, а прямо – таки летит. Спрашиваю: «Ты куда?» а он : «Кислород ищу». – Зачем он тебе? И что вы думаете он мне ответил? На гремучее дело хочет его подбить, представляете? (тихо, почти шепотом так и сказал: «Гремучую смесь сделаем»). Ой, что будет, что будет! А потом, говорит, может повезет и он оксид металла встретит. Зачем-то он ему тоже нужен.


Сказка о химических свойствах водорода.

Разговор ведут два обывателя:

  1. Вы слышали? В городе кислород появился. Важный такой. Идет, под ногами ничего не видит, ни на кого не смотрит.




  1. Как же! Как же! Загордился! Было бы от чего. Он оказывается газ, и, видите ли, только от него зависит жизнь на Земле!




  1. Ой, не говорите ! На днях гуляю, а навстречу – кто вы думаете? Водород! Не идет, а прямо – таки летит. Спрашиваю: «Ты куда?» а он : «Кислород ищу». – Зачем он тебе? И что вы думаете он мне ответил? На гремучее дело хочет его подбить, представляете? (тихо, почти шепотом так и сказал: «Гремучую смесь сделаем»). Ой, что будет, что будет! А потом, говорит, может повезет и он оксид металла встретит. Зачем-то он ему тоже нужен.

Похожие:

Урок химии 8 класс Тема: «Водород. Общая характеристика, получение, физические и химические свойства» iconУрок по теме "Водород. Общая характеристика, нахождение в природе, физические свойства и получение"
Цель: Дать общую характеристику водороду, ознакомиться с его физическими свойствами, методами получения и нахождением в природе
Урок химии 8 класс Тема: «Водород. Общая характеристика, получение, физические и химические свойства» icon"Водород. Общая характеристика, нахождение в природе, физические и химические свойства "
Цель: Дать общую характеристику водороду, ознакомиться с его физическими и химическими свойствами, методами получения и нахождением...
Урок химии 8 класс Тема: «Водород. Общая характеристика, получение, физические и химические свойства» iconУрок химии в 9-м классе "Щелочные металлы простые вещества, их физические и химические свойства"
Урок химии в 9-м классе "Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства"
Урок химии 8 класс Тема: «Водород. Общая характеристика, получение, физические и химические свойства» iconМетан, нефть. Опасные вещества!?
Учебная. Повторить химические свойства метана, его применение. Закрепить навык записи уравнений химических реакций, отражающих химические...
Урок химии 8 класс Тема: «Водород. Общая характеристика, получение, физические и химические свойства» iconОбщая характеристика элементов главных подгрупп и их соединений
Элементы III -а главной подгруппы (химические свойства и строение бора, его соединения)
Урок химии 8 класс Тема: «Водород. Общая характеристика, получение, физические и химические свойства» iconУрок. Полисахариды
Цели: Создать условия для закрепления и обобщения знаний о строении, свойствах углеводов; изучить состав, строение, физические и...
Урок химии 8 класс Тема: «Водород. Общая характеристика, получение, физические и химические свойства» iconУрок по теме «Химические свойства металлов»
На примере реакций, характеризующих химические свойства, повторить типы химических реакций
Урок химии 8 класс Тема: «Водород. Общая характеристика, получение, физические и химические свойства» iconУрок по химии в 9-м классе по теме «нитраты»
Цель урока: используя имеющиеся знания, рассмотреть свойства нитратов, их получение и применение
Урок химии 8 класс Тема: «Водород. Общая характеристика, получение, физические и химические свойства» icon1. Химические свойства четырех и шести валентного урана
Металл достаточно активен при слабом нагревании он загорается в присутствии воздуха. Он легко соеди­няется с серой и галогенами,...
Урок химии 8 класс Тема: «Водород. Общая характеристика, получение, физические и химические свойства» iconПлан урока в 9 классе по теме «Характеристика щелочных металлов»
Цель: дать общую характеристику щелочных металлов. Рассмотреть их атомное строение, основные физические и химические свойства, важнейшие...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©tnu.podelise.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница