"Водород. Общая характеристика, нахождение в природе, физические и химические свойства "




Скачать 96.74 Kb.
Название"Водород. Общая характеристика, нахождение в природе, физические и химические свойства "
Дата конвертации30.01.2013
Размер96.74 Kb.
ТипКонспект

План – конспект

Тема "Водород. Общая характеристика, нахождение в природе, физические и химические свойства ".


Цель: Дать общую характеристику водороду, ознакомиться с его физическими и химическими свойствами, методами получения и нахождением в природе.

Задачи:

Образовательные задачи: Охарактеризовать водород как элемент и как простое вещество, показать большое распространение водорода в природе, ознакомить учащихся с аппаратом Киппа, лабораторным и промышленным способами получения водорода и выяснить, какие свойства водорода лежат в основе методов его собирания.

Воспитательные задачи: Продолжить формирование у учащихся диалектико-материалистического понимания природы.

Развивающие задачи: Развитие общеучебных умений и навыков: работа с учебником и дополнительной литературой, правила работы на рабочем столе, умение систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, доказательно и грамотно излагать свои мысли, делать выводы, составлять схемы, зарисовывать.

Развитие специальных умений и навыков: Наблюдать химические явления, обращаться с химическими приборами, реактивами, соблюдать технику безопасности при работе с химическим оборудованием, оформлять демонстрационный эксперимент, закрепить умения уравнивать химические уравнения и определять типы химических реакций, применять полученные знания для объяснения новых фактов.

Форма: Модульный урок.

Ход урока


УЭ-1

Цель: вспомнить основные особенности газов.

    1. Дополните запись: Молекула газов состоит из ---------атомов.

    2. Рассчитайте: Водород легче или тяжелее воздуха. Массу воздуха принять за 29

    3. Какими методами можно пользовать при собирании газов?

    4. Разгадайте загадку: «Гость из космоса пришёл, в воде себе приют нашёл» О каком газе идет речь?

    5. В тетради запишите тему нашего урока.

    6. Чтобы вы хотели узнать об этом удивительном элементе? В тетради составьте схему.


?


                            ?     Водород ?

? ?

?

УЭ – 2

Цель: дать общую характеристику водорода и ознакомиться с его нахождением в природе.

2.1 Пользуясь таблицей Д.И. Менделеева дайте общую характеристику водорода по плану:

Химический знак -

Порядковый номер –

Относительная атомная масса Ar (Н) =

Химическая формула -

Относительная молекулярная масса Mr (Н) =

Молярная масса -

Валентность - .

Ответ запишите в тетрадь.

2.2 Прочитайте о нахождении водорода в природе в учебнике на странице 71 и в тетради составьте схему, указав области нахождения водорода в природе.


Нахождение в природе


Вывод: Водород является самым распространённым элементом во Вселенной.







УЭ – 3

Цель: Ознакомиться с физическими свойствами водорода, выяснить, какими способами получают водород в промышленности и в лаборатории.

3.1 Ознакомьтесь с текстом. Назовите фамилию ученого открывшего водород и год открытия. Подчеркните в тексте физические свойства водорода.

Впервые этот газ в чистом виде выделил 240 лет назад английский химик Генри Кавендиш. Свойства полученного им газа были настолько удивительны, что ученый принял его за легендарный «флогистон», «теплород» — вещество, по канонам науки того времени определявшее температуру тел. Он прекрасно горел (а огонь считался почти чистым флогистоном), был необычайно легок, в 15 раз легче воздуха, малорастворим в воде, без цвета, без запаха, хорошо впитывался металлами и так далее. Однако другой великий химик, француз Антуан-Лоран Лавуазье, уже в 1787 году доказал, что полученное Кавендишем вещество — вполне обычный, хотя и очень интересный химический элемент. Свое название он получил оттого, что при горении давал не дым, сажу и копоть, а воду. Кстати, именно эта его особенность больше всего привлекает сегодняшних экологов и «зеленых».

    1. Исходя их физических свойств водорода, укажите способы его собирания. Ответ запишите в тетрадь.

    2. Ознакомиться с параграфом 26 в учебнике, абзац 2, назвать способ получения водорода.

    3. В сопровождении учителя проделать опыт: взаимодействие кислот с металлами (краткий инструктаж по технике безопасности при работе с кислотами). Уравнение реакции записать в тетрадь. Определить к какому типу химических реакций оно относится.

    4. Соберите полученный водород и докажите его наличие.

    5. Знакомство с аппаратом Киппа. (Приложение 1)

Учитель:

Аппарат Киппа — универсальный прибор для получения газов (ППГ) действием растворов кислот на твёрдые вещества. Прибор изобрёл голландский аптекарь Петер-Якоб Кипп в 1853 году.

Устройство прибора

Аппарат Киппа изготовляется из стекла и состоит из нескольких частей:

1. Колба-реактор с резервуаром;

2. Воронка с длинной трубкой;

3. Газоотводная трубка;

4. Ловушка для улавливания паров соляной кислоты.

Нижний резервуар прибора служит для того, чтобы газ не выделялся через воронку во время опыта, он имеет тубулус, закрытый притёртой стеклянной пробкой, он необходим для слива жидкости после использования прибора. Нижний резервуар и колба-реактор разделены резиновой прокладкой с отверстиями, через них проходит в нижний резервуар длинная трубка воронки, на прокладку насыпают твёрдые вещества (мрамор, цинк, сульфид натрия, сульфит натрия). Колба-реактор также имеет тубулус, в который вставляется газоотводная трубка, снабженная краном или зажимом Мора. В колбу-реактор с резервуаром вставлена воронка с длинной трубкой, трубка практически доходит до дна нижнего резервуара.

Использование

Проверяют герметичность всех соединений, наличие трещин. В нижний тубулус вставляют пробку и закрепляют её с помощью скобы или резинки. Воронку с длинной трубкой плотно втавляют в колбу-реактор. Прибор наклоняют и через средний тубулус засыпают твердое вещество, затем средний тубулус закрывают пробкой с газоотводной трубкой, кран на трубке закрывают. Далее в воронку заливают раствор кислоты (HCl), в воронку вставляют ловушку, заполненную водой. При открытии крана кислота поступает через трубку в нижний резервуар, а затем в колбу-реактор, где происхотит реакция взаимодействия с твёрдым веществом с выделением газа, время заполнения колбы-реактора газом составляет около 5 минут. Затем кран закрывают, выделяющийся газ из-за повышения давления в колбе-реакторе вытесняет кислоту в воронку, реакция прекращается. Прибор готов к работе, для этого необходимо открыть кран на газоотводной трубке.


Ознакомьтесь с устройством аппарата Киппа. Действие его рассмотрите, используя мультимидейное пособие.

    1. Аппарат Киппа - химический прибор, имеющий свой аналог в природе! Аппарат Киппа существует в природе, в организме жуков-бомбардиров.

http://festival.1september.ru/articles/511036/img5.jpg



    1. Ознакомьтесь с текстом и укажите, действие аппарата Кипа в организме жука-бомбардира. Ответ подчеркните карандашом в тексте.

Аппарат Киппа - прибор для получения небольших количеств углекислого газа, водорода, сероводорода из двух негазообразных веществ - твёрдого и жидкого, изолированных друг от друга до реакции. Прибор изобрёл в середине XIX века голландский фармацевт Якоб Кипп. Аппарат Киппа существует в природе, в организме жуков-бомбардиров. Небольшое оранжево-синее насекомое, защищаясь от нападения врага, выбрасывает нагретую до высокой температуры газовую струю. Газовая струя обращает в бегство напавшего на жука муравья, вызывает небольшой ожог на коже человека. Газовую струю образуют две крохотные железы, расположенные в конце брюшка. В организме насекомого, как и в аппарате Киппа, нет запаса сжатого газа. Он создаётся по мере необходимости в результате реакции негазообразных веществ. Различие между железами жука и аппаратом Кипа в способе прекращения реакции негазообразных веществ. В аппарате Киппа надо перекрыть кран газоотводной трубки, тогда накапливающийся газ вытесняет жидкий реагент из реакционной камеры в воронку. В железе жука мышца-«кран» расположена не на выходе, а на входе в реакционную камеру и регулирует поступление новых порций реагентов. Аппарат Киппа работает непрерывно, аппарат жука - периодически. При этом жук использует не только продукты реакции, но и выделяющуюся теплоту

    1. Прочитайте абзац 2 параграфа 26 и укажите способ получения водорода. В сопровождении учителя проделать опыт: взаимодействие воды с активными металлами (краткий инструктаж по технике безопасности)

Уравнение реакции записать в тетрадь. Определить к какому типу химических реакций оно относится.

3.10 Используя мильтимидейное пособие проделайте опыты взаимодействия различных металлов с водой. Уравнения реакций запишите в тетрадь.


3.11 Получение водорода в промышленности. Почитайте последний абзац параграфа 26 и запишите в тетради химические реакции, с помощью которых получают водород в промышленности.


УЭ – 4

Цель: Проверить уровень освоенности изученного материала.

Выполнить задания тестов.

1. Химический знак водорода:

А) Н б) О в) Р

2. В соединениях водород:

А) трехвалентен б) одновалентен в) двухвалентен

3. Водород не получают следующим способом:

А) разложением воды под действием постоянного электрического тока.

Б) взаимодействием некоторых металлов с кислотами

В) взаимодействием активных металлов с водой

Г) при разложении оксида алюминия (Al2O3)

4. Собирают водород:

А) методом вытеснения воздуха и воды

Б) методом разложения воды

5. Водород впервые получил:

А) Менделеев

Б) Бутлеров

в) Кавендиш.

6. Решите задачу: Какая масса водорода выделиться при разложении воды под действием постоянного электрического тока массой 48 г?

УЭ - 5


Цель: Выяснить, достигнута ли поставленная цель в начале урока.

5.1 Прочитайте ещё раз цель урока и ответьте на вопрос: Достигли ли вы цели урока? В какой степени? На все поставленные цели нашли ответ? Что вы знали о водороде до изучения материала и что узнали нового в течении урока? Закончите предложение: Меня удивило ----------------------

5.2 Оцените свою работу на уроке: «Отлично», «хорошо», или «удовлетворительно».

5.3 Запишите домашнее задание: учебник параграф 25,26,

Вопросы на закрепление учебного материала, записанные на доске.

  1. Если бы вы вносили интересные факты в Книгу рекордов Гиннеса, водород попал бы туда по своим характеристикам? Дайте обоснованный ответ.

5. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

Соответствующий параграф учебника.

  1. Водород можно получить при взаимодействии алюминия с раствором соляной кислоты, калия с водой. Составьте уравнения этих реакций. Поясните, к какому типу относятся эти реакции.



http://festival.1september.ru/articles/511036/img9.gif


    1. Разложение воды электрическим током:

http://festival.1september.ru/articles/511036/img8.gif



Порядок выполнения

Рисунок, уравнения

Особенности

Вывод

Открыли газоотводную трубку. Кислота поднялась и полностью закрыла цинк. Стали выделяться пузырьки газа. Собрали водород в пробирку и поднесли пробирку к пламени спиртовки, а потом к газоотводной трубке - таким образом, зажгли газ.

Раздался лающий хлопок, собранный газ - водород!

http://festival.1september.ru/articles/511036/img3.jpg

Zn+2H → ZnCl2+H2 http://festival.1september.ru/articles/511036/img10.gif

Цинк соляная кислота водород. (р. замещения)

http://festival.1september.ru/articles/511036/img4.jpg

Собирание водорода методом вытеснения воздуха, так как газ легче воздуха.

 

 

 

 

 

 

 

 

Собирание водорода методом вытеснения воды, так как газ мало растворим в воде.

Получен водород взаимодействием металлов с кислотами. Учитывая физические свойства газа, собирали его двумя способами.

http://festival.1september.ru/articles/511036/img1.jpg



Порядок выполнения

Рисунок, уравнения

Особенности

Вывод

1.Закрепив трубку в штативе, опустили её в стакан с водой.

2. Бросим кусочек натрия в трубку.

3. Обнаружили водород горящей спичкой.

4. Прилили 2-3 капли фенолфталеина к воде, наблюдали розовое окрашивание.

http://festival.1september.ru/articles/511036/img6.jpg

2Na+2HOH → NaOH+H2

(р. замещения)

С помощью индикатора определили наличие щёлочи, а с помощью горящей спички - водород. Реакция протекает бурно, необходимо строго соблюдать технику безопасности.

Получен водород взаимодействием активных металлов (Na, К, Ca) c водой.



3. Взаимодействие активных металлов с водой. Демонстрация.


Рассказ учителя.

Физические свойства.

Водород - бесцветный, не имеющий вкуса и запаха газ. Лабораторный водород имеет неприятный запах. Длительное время считали, что это запах самого водорода. Во второй половине XIX века учёные установили, что тщательно очищенный водород запаха не имеет, неприятный запах вызван примесями сероводорода и других газов. Водород - самый лёгкий газ! Он в 14,5 раз легче воздуха (1л весит 0,09 г). Поэтому если мыльные пузыри наполнить водородом, то они поднимаются вверх (см. рисунок в учебнике). Беседа: «Использует ли человек это свойство водорода в своей жизни?»

Растворимость водорода в воде очень мала, а температура сжижения чрезвычайно низкая (-252,8°С) [2].

Раздача дидактического материала – Приложение [2].

Если шар объёмом 22,4 м3 наполнить водородом, то в воздухе он может поднять груз массой 27 кг. В первой половине XX века началось строительство летательных аппаратов большой грузоподъёмности - дирижаблей, которые наполняли водородом. Однако водород - взрывоопасный газ, и в 1930-е гг. с дирижаблями произошло несколько крупных аварий. После этого строительство дирижаблей с водородом во всём мире на многие годы прекратилось.

Воздушный шар наполняют водородом

http://festival.1september.ru/articles/511036/img2.jpg

Рисунок 2

Я познаю мир. Химия: энцикл/авт. - сост. И.А. Савина. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.Водород













Похожие:

\"Водород. Общая характеристика, нахождение в природе, физические и химические свойства \" iconУрок химии 8 класс Тема: «Водород. Общая характеристика, получение, физические и химические свойства»
Тема: «Водород. Общая характеристика, получение, физические и химические свойства»
\"Водород. Общая характеристика, нахождение в природе, физические и химические свойства \" iconУрок по теме "Водород. Общая характеристика, нахождение в природе, физические свойства и получение"
Цель: Дать общую характеристику водороду, ознакомиться с его физическими свойствами, методами получения и нахождением в природе
\"Водород. Общая характеристика, нахождение в природе, физические и химические свойства \" iconИ номер урока в теме
Цель урока: изучить классификацию кислот, их химические свойства, применение и нахождение в природе
\"Водород. Общая характеристика, нахождение в природе, физические и химические свойства \" iconМетан, нефть. Опасные вещества!?
Учебная. Повторить химические свойства метана, его применение. Закрепить навык записи уравнений химических реакций, отражающих химические...
\"Водород. Общая характеристика, нахождение в природе, физические и химические свойства \" iconОбщая характеристика элементов главных подгрупп и их соединений
Элементы III -а главной подгруппы (химические свойства и строение бора, его соединения)
\"Водород. Общая характеристика, нахождение в природе, физические и химические свойства \" icon1. Химические свойства четырех и шести валентного урана
Металл достаточно активен при слабом нагревании он загорается в присутствии воздуха. Он легко соеди­няется с серой и галогенами,...
\"Водород. Общая характеристика, нахождение в природе, физические и химические свойства \" iconПлан урока в 9 классе по теме «Характеристика щелочных металлов»
Цель: дать общую характеристику щелочных металлов. Рассмотреть их атомное строение, основные физические и химические свойства, важнейшие...
\"Водород. Общая характеристика, нахождение в природе, физические и химические свойства \" iconОбщая характеристика тринитротолуола
К таким факторам риска отнесены химические (толуол, бензол, пестициды) и физические (ультрафиолет, ионизирующая радиация, лучи лазера)...
\"Водород. Общая характеристика, нахождение в природе, физические и химические свойства \" iconУрок химии в 9-м классе "Щелочные металлы простые вещества, их физические и химические свойства"
Урок химии в 9-м классе "Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства"
\"Водород. Общая характеристика, нахождение в природе, физические и химические свойства \" iconВ водных растворах (глюкоза и фруктоза) существуют в трех взаимопревращающихся формах, две из которых циклические, что объясняется таутомерией моносахаридов в растворах
Общая характеристика полисахаридов(способы получения, Физико-химические свойства, заготовка хранение, применение)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©tnu.podelise.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница