Конспект подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения в старшей группе




Скачать 86.98 Kb.
НазваниеКонспект подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения в старшей группе
Дата конвертации15.02.2013
Размер86.98 Kb.
ТипКонспект



Конспект подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения в старшей группе

на этапе автоматизации звука [Л]


Тема: автоматизация звука [л] в открытых слогах (ла, ло, лы), в словах, в предложениях.

Цели:

коррекционные:

  • автоматизировать звук [л] в открытых слогах, в словах, в предложениях;

  • закреплять артикуляционный уклад для звука [л];

  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

  • развивать мимические мышцы;

  • развивать фонематический слух;

  • формировать навыки звукового анализа (фонематическое восприятие);

воспитательные:

  • воспитывать чувство любви к животным и бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование:

  • CD Малыш и море. (Серия: «Звуки природы»);

  • CD (Железнова. Е. Пальчиковые игры. (Серия: «Музыкальные обучалочки»);

  • картинный материал (пароход, остров), парные карточки «Один – много»;

  • схема массажа;

  • карточки для артикуляционной гимнастики;

  • набор символов гласных и согласных звуков (демонстрационные и для каждого ребенка);

  • схема анализа артикуляции и карточки - символы с изображением положений органов артикуляции при произнесении данного звука;

  • «Модель языка»;

  • фигурка клоуна – из весёлой азбуки;

  • фланелеграф;

  • ракушки;

  • перчаточная и напальчная куклы «Обезьянки»,

  • символ слова-действия;

  • пиктограммы с изображением эмоций (грусть, удивление, радость);




Этап занятия

Ход занятия

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Повернитесь, пожалуйста, к нашим гостям и кивком головы поприветствуйте их.

Объявление темы занятия


- Наше занятие будет необычное, мы отправимся в морское путешествие. (Звучит музыка. CD (серия звуки природы) Малыш и море)

(Открывается картинка с изображением парохода.)

- Посмотрите, у причала стоит большой пароход и гудит: Л-Л-Л…

Сегодня мы будем продолжать учиться красиво произносить звук Л.


Массаж лица (Открывается схема с основными линиями массажа

«Солнышко»)


Звучит музыка (шум моря)

По морям и океанам,

Буду плавать капитаном.

Буду волны покорять,

Чудный остров открывать.




- поглаживание кончиками пальцев от середины лба к вискам;

поглаживание от средней линии подбородка к ушным раковинам;

- поглаживание крыльев носа (от середины к ушам);

- поглаживание носа от кончика к переносице;

- поглаживание от уголков губ к ушам;

- «пальцевой душ» (постукивание двумя или четырьмя пальцами).



Развитие артикуляционной моторики. (Показываются карточки для артикуляционной гимнастики)

Однако к путешествию нужно как следует подготовиться.

Давайте «ЗАМЕСИМ ТЕСТО» и напечем «БЛИНОВ», чтобы было чем подкрепиться.

К блинам возьмем с собой «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ».

Перед выходом в море давайте проверим, как перенесём качку (упр-е КАЧЕЛИ). Качка нам не страшна! Однако нам нужно поторопиться. Бегом на причал! (упр-е «ИНДЮК». Покажем, как на нашем корабле флаг развивается (упр-е «ПОЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБКИ»).

Чтобы было не скучно в пути возьмём с собой ГАРМОШКУ.

Произношение изолированного звука (хоровое, цепочкой).

Снова гудит пароход: Л-Л-Л, приглашает нас подняться на палубу. Как он гудит? Л-Л-Л. Выходим в открытое море.


Анализ артикуляции по плану (Открывается схема анализа артикуляции и карточки - символы с изображением положений органов артикуляции при произнесении данного звука)


Формирование зрительного образа звука [л]:

  • Показ артикуляционного профиля.

  • Показ положения органов ар­тикуляции с помощью пальцев рук, используя «Модель языка».

  • Формирование кинестетического образа звука (ощущения по­ложения органов артикуляции). Описание положения органов ар­тикуляции:




К схеме дружно подплывите,
Все о звуке расскажите:



- посмотрите внимательно в зеркало.

- Когда мы произносим звук [Л]:

Губы – раскрыты «оскал»;

Зубы – раскрыты;

Язык – поднимается за верхние зубы «парусом», кончик прижат;

Спинка языка – опущена – звук твердый.

Воздушная струя – идет по бокам языка;

Голосовые связки – Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Там живет голос, работают голосовые связки.

Если горлышко дрожит,

Значит звонкий звук бежит

Звук [Л] звонкий, так как в его произношении участвует голос, работают голосовые связки. Обозначим фишкой с колокольчиком. Колокольчик «говорит», что звук [Л] звонкий, голосовые связки работают.


Поем песенку «пароходика» Л-Л-Л-Л…

Спинка языка опущена – звук Л твердый;


- Следим за подниманием языка к нёбу в зеркале.


Кончик языка
Вверх в зубы упирается.
По бокам от языка
Воздух пробирается.
“Л” получился певучий,
Плавный, ласковый и звучный



Характеристика звука (гласный – согласный, глухой – звонкий, твердый – мягкий).

- Когда мы произносим звук и воздух встречает преграду, то это согласный звук.

Итак, звук Л – согласный, твердый, звонкий (обозначим фишкой синего цвета)


Связь звука с буквой


На пароходе пассажиров развлекает клоун. (Выставляется фигурка Клоуна)


Клоун этот так хорош –

Он на букву Л похож.



Развитие фонематического слуха

- Клоун хочет с вами поиграть и проверить, какие вы внимательные. Когда услышите звук Л, поднимите картинку пароходика.

К – Л – О – С – Л – З – А – Л – М


Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.

Звук [л] сейчас возьмите,
В гости к гласным подплывите


(Используются оральные образы гласных звуков)

Л

А

О

Ы

Э

Волны плещутся за бортом: ЛЛА, ЛЛО, ЛЛЭ. (с опорой на схемы артикуляции гласных звуков)

ЛА











- Ребята, послушайте внимательно и скажите, какой первый звук слышится?

Какой это звук согласный или гласный?

- Какой второй? Какой это звук гласный или согласный? Когда мы произносим этот звук воздух встречает преграду?

- Посмотрите, воздушная струя выходит свободно, нет никакой преграды.


Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос поет.

Звук получается гласный.


- Какой фишкой обозначим звук [А]?

Какой это слог? Добрый или сердитый? (Добрый, согласный любит ходить в гости к гласному. Гласный открывает ротик и получается «добрый» слог).

- Молодцы!

Развитие общей и мелкой моторики.



- Ребята, посмотрите внимательно, впереди виднеется какой-то остров (открывается картинка с изображением острова).

Кто же нас на берегу встречает? (Логопед надевает перчаточную куклу – обезьянку)

Высаживаемся на остров (звучит музыка: CD Железновы «Пальчиковые игры», трек «Обезьянки»

Обезьянки

Обезьянки вышли погулять, (Сжимают и разжимают кулачки)
Обезьянки стали танцевать,
(Выполняют движение«фонарики» )

Но одна из них ушла домой поспать,

(Ладони прижимают друг к другу,кладут под щёчку («спят»)
Потому что надоело танцевать.

(Выполняют стряхивающие движения кистями рук («как будто стряхиваем водичку»)


Закрепление звука в словах. Звукослоговой анализ слов с графической записью.


- Ой, смотрите, обезьянка осталась одна. (Открывается пиктограмма «страха»)

Ей стало грустно и она заплакала: УА – УА. Ребята, давайте покажем, какая обезьянка грустная. (дети произносят слоги с мимикой и интонацией страха)

- какой первый звук слышится «УА»? (У) Выложите символ гласного звука У.

- какой второй звук «УА»? (А) Выложите символ

Стала обезьянка звать своих подружек: АУ –АУ.

- а какой здесь первый звук слышится «АУ»? (А) Выложите схему.

- какой второй звук «АУ»? (У) Выложите схему.

(Открывается пиктограмма «удивление»)

Потом обезьянка удивилась: ла-ла, ло-ло, лы-лы, лэ-лэ!?

(дети произносят слоги с мимикой и интонацией удивления)

(Открывается пиктограмма «радость»)

Но когда обезьянка увидела нас, то обрадовалась: ла-ла, ло-ло, лы-лы, лэ-лэ! (дети произносят слоги с мимикой и интонацией радости)

Обезьянка:

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лада.

-Произнесите мое имя. (Лада)

- Сможете выложить моё имя?
















Закрепление звука в предложении. Графическая запись предложения.

Формирование лексико-грамматической стороны речи.

ИГРА «ОН И ОНА»

- Обезьянка и клоун предлагает поиграть в игру «Договорки»:

Логопед произносит образец и выкладывает схему предложения _____ _____.

(Напальчная кукла – обезьянка и символ слова-действия):


Клоун плыл, а Лада плыла.

Я начну, а вы продолжите:

Клоун

мыл, а…




ходил




ел




пил




сидел




скакал




писал


Обезьянка:

- Ой, как мне понравилось играть. Я ещё хочу поиграть.


Игра «ОДИН – МНОГО»

(Логопед произносит образец и одновременно выкладывает карточки с изображением одного предмета и мн)

У клоуна лампа – У Лады лампы

пила – пилы

лапа – лапы

кукла - куклы

лопата - лопаты


Обезьянка: ребята, какие вы умные!
Логопед: Нужно отправляться дальше. Давайте попрощаемся с обезьянкой и на память об острове соберём на берегу ракушки. Как услышите слово со звуком Л, возьмите ракушку. Слушайте внимательно:

волна, море, песок, солнышко, остров, обезьяна, облако, плаванье, путешествие.

Итог занятия.

Подходит к концу наше морское путешествие. Разворачиваем пароход и берем курс домой.

- Какой звук помогал нам сегодня в этом путешествии?

- Это звук гласный или согласный?

- Глухой или звонкий?

- Куда поднимается и упирается язычок при его произнесении?

Оценка работы детей на занятии.

- Вы хорошо сегодня поработали, молодцы!



Список литературы


  1. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.

  2. Ванюхина Г.А. Речецветик. Занимательное пособие по развитию речи и мышления. – Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2000 – 106 с.

  3. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М. : Просвещение, 1985. – 207 с.

  4. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М. : ЭКСМО, 2010 – 192 с.

  5. Куликовская Т.А. Массаж лицевых мышц для малышей. – М. : Книголюб, 2006. – 16 с.

  6. Цуканова С.П. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. I период обучения / С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006. – 160 с.

Похожие:

Конспект подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения в старшей группе iconПлан-конспект подгруппового познавательно-речевого занятия в старшей логопедической группе д/с №113 для детей с диагнозом онр. (25. 12. 2012)

Конспект подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения в старшей группе iconКонспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе

Конспект подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения в старшей группе iconКонспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения
Закрепить правильное произношение звука (р) изолированно, в прямых слогах, словах, предложениях. Учить преобразовывать существительные...
Конспект подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения в старшей группе iconПлан-конспект занятия в старшей группе детского сада, воспитатель Лешкова Татьяна Владимировна

Конспект подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения в старшей группе iconКонспект открытого комплексного занятия в старшей группе Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики»

Конспект подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения в старшей группе iconКонспект занятия в старшей группе
Закрепить умение детей замечать, что кому-то плохо, выражать своё сочувствие, оказывать помощь
Конспект подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения в старшей группе iconКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
Закрепить названия домашних животных и их детенышей, знания об их назначении и пользе для человека
Конспект подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения в старшей группе iconКонспект занятия по развитию речи в старшей группе
Цель: активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими весенние явления и поведение животных весной
Конспект подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения в старшей группе iconКонспект познавательного занятия в старшей группе «По родным волжским просторам»
Воспитывать у детей уважение к культуре других народов, познавательный интерес к родному краю
Конспект подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения в старшей группе iconКонспект занятия по приобщению к основам здорового образа жизни в старшей группе
Уточнить знания детей о назначении органов чувств человека в познании окружающего мира
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©tnu.podelise.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница