Сферы деятельности государственных корпораций




Скачать 113.48 Kb.
НазваниеСферы деятельности государственных корпораций
Дата конвертации08.04.2013
Размер113.48 Kb.
ТипДокументы


Сферы деятельности государственных корпораций.*


В течение 2007 г. были приняты федеральные законы о создании шести государственных корпораций (Внешэкономбанка, ГК «Роснанотех», ГК «Олимпстрой», ГК «Ростехнологии», Фонда содействия реформированию ЖКХ, ГК «Росатом»). Ранее единственным представителем этой организационно-правовой формы было Агентство по страхованию вкладов, выполняющее функции страховщика в системе обязательного страхования вкладов граждан, а также конкурсного управляющего и ликвидатора в отношении банков. Кроме того, в настоящее время существуют предложения о создании государственных корпораций еще в некоторых сферах.


Понятие государственной корпорации.


В соответствии со ст.7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - ФЗ «О некоммерческих организациях») государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Также в этой статье установлено, что государственная корпорация создается на основании федерального закона, а имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Исходя из этого, государственные корпорации характеризуются следующими общими признаками:

1) они являются некоммерческими организациями, что означает отсутствие цели получения прибыли в качестве основной цели их деятельности и, как следствие, отсутствие обязанности перечисления части прибыли учредителю.

Однако, как и другие некоммерческие организации, государственные корпорации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе осуществлять производство товаров, выполнение работ и оказание услуг, а также участвовать в создании коммерческих организаций (п.2 ст.24 ФЗ «О некоммерческих организациях»);

2) они осуществляют деятельность в интересах всего общества, следствием чего является строго целевой характер использования государственными корпорациями своего имущества;

3) основным источником формирования имущества государственных корпораций является имущественный взнос Российской Федерации, которая признается единственно возможным их учредителем;

4) после внесения имущественного взноса Российская Федерация утрачивает на это имущество право собственности, которое переходит к государственной корпорации как юридическому лицу. У Российской Федерации остаются только права на участие в управлении государственной корпорацией, в том числе контроля через назначение их единоличных исполнительных органов и представителей в высшие органы управления.

При этом следует учитывать, что ранее и в настоящее время в Российской Федерации понятие «корпорация» использовалось и продолжает использоваться в наименованиях организаций, которые по своей организационно - правовой форме являются либо акционерными обществами, создаваемыми с участием государства (например, ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»), либо государственными унитарными предприятиями (например, ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации»).

К этим организациям положения, касающиеся государственных корпораций, не применяются.


Правовое регулирование деятельности государственных корпораций.


Одним из ключевых вопросов, касающихся государственных корпораций, является вопрос об обоснованности их создания в тех или иных сферах.

Основные аргументы противников создания государственных корпораций по этому вопросу заключаются в том, что при их создании происходит монополизация деятельности в определенных сферах, а также наделение одного юридического лица одновременно и хозяйственными и государственными (публичными) функциями.

При этом под этими аргументами есть серьезные основания, поскольку при принятии федеральных законов о создании новых государственных корпораций, во-первых, не были в должной мере учтены некоторые конституционные положения, во-вторых, вместо того, чтобы принять единый закон о государственных корпорациях, формирование законодательства пошло по другому пути: применительно к каждой государственной корпорации принимается отдельный федеральный закон, положения которого имеют приоритет к положениям законодательства о некоммерческих организациях как специальные, в-третьих, были «размыты» подходы, ранее выработанные при создании Агентства по страхованию вкладов.

В связи с этим, нельзя одинаково подходить ко всем государственным корпорациям.

Во-первых, особняком стоит Агентство по страхованию вкладов, которое создавалось под строго конкретные цели деятельности и полномочия которого жестко ограничены рамками достижения этих целей.

У других государственных корпораций цели деятельности определены предельно широко и больше напоминают направления деятельности государства в целом, а не юридических лиц. Например, у Внешэкономбанка они начинаются с обеспечения повышения конкурентоспособности экономики РФ и заканчиваются поддержкой малого и среднего предпринимательства. Отсутствие четко сформулированных целей деятельности этих государственных корпораций требует особых подходов при правовом регулировании, чтобы обеспечить целевой характер использования их имущества.

Во-вторых, понятием государственной корпорации объединяются, по сути, разные разновидности юридических лиц.

Так, ГК «Росатом» является в полном смысле этого понятия юридическим лицом публичного права, поскольку получила полномочия ликвидированного органа государственной власти (Федеральной службы по атомной энергии).

Остальные государственные корпорации являются смешанными юридическими лицами, так как действуют в определенных целях и могут наделяться для этого лишь отдельными властными полномочиями.

При решении вопроса о целесообразности создания государственных корпораций в тех или иных сферах необходимо выделять два аспекта: определение направлений деятельности и приоритет этой формы перед другими организационно-правовыми формами юридических лиц.


Направления деятельности государственных корпораций.


При определении направлений деятельности государственных корпораций положение п.1 ст.7.1 ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому они создаются Российской Федерацией для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций, должно рассматриваться в системе ряда конституционных установлений.

Во-первых, государственные корпорации могут создаваться Российской Федерацией только для решения тех вопросов, которые отнесены к ее ведению (ст.71 Конституции РФ). Делегировать другому лицу полномочия, которые ей не принадлежат, Российская Федерация не может.

Во-вторых, необходимо учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ, выработанную применительно к нотариусам, согласно которой «Конституция Российской Федерации не запрещает государству передавать отдельные полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении функций публичной власти. По смыслу ее статей 78 (части 2 и 3) и 132 (часть 2), такая передача возможна при условии, что это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам» (абз.2 п.3 мотивировочной части постановления от 19 мая 1998 г. N 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»).

В данной правовой позиции речь идет о передаче только отдельных функций и только функций исполнительной власти. Иными словами, нельзя передавать функции законодательной и судебной власти, а также полностью заменять государственными корпорациями исполнительные органы власти.

В связи с этим возникает серьезный вопрос о соблюдении Конституции РФ при создании ГК «Росатом», поскольку ей полностью переданы функции федерального органа исполнительной власти (Федеральной службы по атомной энергии). Внесения изменения в федеральный закон для снятия этого вопроса недостаточно.

В-третьих, в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции (п.1 ст.8 Конституции РФ). Причем данное положение относится к основам ее конституционного строя.

Это установление является запретом на монополизацию деятельности в определенных сферах.

Применительно к государственным корпорациям это означает, что их можно создавать только в сферах, где отсутствует конкурентная среда.

Этот момент является дополнительным аргументом в пользу того, что государственные корпорации должны быть лишены права осуществлять производство товаров, выполнение работ и оказание услуг, а также участвовать в создании коммерческих организаций. Иначе они смогут вторгаться в сферы деятельности коммерческих организаций и выступать для них конкурентами.

Поскольку государственные корпорации могут наделяться властными полномочиями, получают имущество от Российской Федерации, у них больше возможностей по получению льгот, то это дает им значительные преимущества по сравнению с иными юридическими лицами.

Решение вопроса о выборе направления деятельности государственной корпорации, прежде всего, должно осуществляться через выбор между коммерческим и некоммерческим видом юридических лиц.

Государственные корпорации, исходя из их сущности, должны создаваться в тех сферах, где деятельность не может осуществляться на коммерческой основе.

Исключение составляют сферы, где требуется преодоление кризисных явлений и соответственно деятельность в которых не представляет интереса для коммерческих организаций.

Так, ликвидированное Агентство по реструктуризации кредитных организаций как самая первая государственная корпорация в российском законодательстве создавалось для преодоления системного банковского кризиса 1998 г., а Агентство по страхованию вкладов – для преодоления кризиса доверия вкладчиков к банковской системе.

Причем в последнем случае у государства был выбор закрепить право осуществления страхования вкладов граждан либо за государственной корпорацией, либо передать это право коммерческим страховым организациям.

Однако риски осуществления страхования вкладов граждан в тот период были настолько высоки, что этот вид страхования не представлял интереса для коммерческих страховых организаций. Поэтому даже при создании действующей системы страхования вкладов, носящей некоммерческий характер, банки допускались в нее только после проверки их финансовой устойчивости.

В связи с этим применительно к страхованию вкладов был избран первый вариант, а вот, например, при создании системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, когда эти факторы отсутствовали, был выбран второй вариант.

В результате появились два примера для сравнения.

В настоящее время система страхования вкладов уже давно отлажена, в ней повышается размер страхового возмещения, поднимается вопрос о расширении сферы ее действия на индивидуальных предпринимателей и некоммерческие организации.

А вот применительно к системе страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств еще идет поиск оптимального варианта взаимодействия между субъектами страховых отношений.

Не в пользу системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств говорит и значительное количество судебных споров со страховыми организациями по поводу получения страхового возмещения.

Это не означает, что первый вариант изначально лучше. Просто применительно к системе страхования вкладов, в силу сложившейся кризисной ситуации, у государства не было времени, чтобы несколько лет отлаживать эту систему, заниматься неизбежными в данной ситуации случаями неисполнения обязательств страховщиками, формировать систему контроля и т. д.


Государственные корпорации и другие организационно-правовые формы.


Если говорить о конкретных организационно-правовых формах коммерческих организаций, то выбором государства в пользу создания коммерческой организации в форме акционерного общества, помимо коммерческого характера деятельности, может быть создание почвы для дальнейшей приватизации акций либо развития этого акционерного общества за счет привлечения частных инвестиций путем дополнительного выпуска акций, т. е. государство в этих случаях может снять с себя ответственность за его дальнейшее развитие и переложить эту ответственность на частных инвесторов.

Такие организации созданы государством в сфере железнодорожных перевозок и энергетики.

Ответственность за будущую деятельность государственной корпорации государство с себя снять не может, поскольку Российская Федерация является единственно возможным ее учредителем. Внесение частных инвестиций в государственную корпорацию не означает получение инвестором права на участие в управлении и контроля над ней. Государство в любой момент может ликвидировать государственную корпорации путем принятия специального закона, а оставшееся после ликвидации имущество опять возвратить в федеральную собственность.

Государственные и казенные унитарные предприятия с точки зрения функционирования отличаются от государственных корпораций тем, что они могут быть созданы только в строго определенных сферах, как правило, затрагивающих вопросы безопасности государства либо связанных с использованием имущества, изъятого из оборота или ограниченно оборотоспособного, более жестким управлением, осуществляемым непосредственно государственным органом, а также большей скованностью в использовании имущества, поскольку их полномочия по распоряжению имуществом определенного вида либо ограничены необходимостью получения согласия собственника либо вообще запрещены.

Примером сфер, где созданы такие предприятия, являются: организация воздушного движения и судостроение.

У государственных корпораций эти ограничения отсутствуют.

При выборе из числа организационно-правовых форм некоммерческих организаций необходимо учитывать следующее.

Учреждения, в отличие от государственных корпораций, действуют по заданию собственника, отчуждение закрепленного за ними имущества не допускается, отвечают по своим обязательствам только денежными средствами, в связи с чем собственник несет по этим обязательствам субсидиарную ответственность. Соответственно возможностью проявления инициативы в достижении целей своей деятельности они не наделяются.

Фонды по своему правовому статусу очень близки к государственным корпорациям, но они учреждаются гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Создать и соответственно ликвидировать фонд по решению государства без участия иных субъектов нельзя. Получается, что фонды отличаются от государственных корпораций тем, что их учредителями могут выступать физические и юридические лица, а в государственных корпорациях – только Российская Федерация.

Немаловажным является и вопрос собственности.

Так, на государственные корпорации похож правовой статус Банка России.

Однако, поскольку в ведении Банка России находится имущество, которое может принадлежать только государству, например, золотовалютные резервы, средства на счетах государственных органов, то имущество Банка России признается федеральной собственностью.

Соответственно у Банка России особая организационно-правовая форма, существующая в единственном экземпляре, – Центральный банк РФ (Банк России).

Такой подход укладывается в действующее законодательство, поскольку перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций является открытым и может дополняться федеральными законами.

Таким образом, государственные корпорации имеют принципиальные отличия от иных организационно-правовых форм юридических лиц.


Проблемы по вопросам сфер деятельности государственных корпораций.


Среди основных проблем, касающихся сфер деятельности вновь образованных государственных корпораций и требующих незамедлительного решения, необходимо отметить следующие.

Во-первых, возможность для государственных корпораций вторгаться в сферы деятельности коммерческих организаций за счет непосредственного осуществления деятельности по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг, а также участия в создании новых коммерческих организаций. Это, по мнению автора, должно быть запрещено в законодательном порядке.

Во-вторых, полная замена государственной корпорацией исполнительного органа власти (что произошло при создании ГК «Росатом») прямо не предусмотрена Конституцией РФ и не соответствует ранее выработанным подходам Конституционного Суда РФ по подобного рода вопросам. Представляется, что данная проблема может быть снята только путем получения от Конституционного Суда РФ положительного решения о толковании Конституции РФ по этому вопросу. Без этого деятельность подобных государственных корпораций не может считаться легитимной.


А. Я. Курбатов,

доцент кафедры предпринимательского права

Государственного университета – Высшая школа экономики,

кандидат юридических наук.


* - индивидуальный исследовательский проект № 08-01-0038 «Отличительные признаки, обоснованность создания и недостатки государственных корпораций».


Похожие:

Сферы деятельности государственных корпораций iconОб эффективности деятельности государственных корпораций в условиях экономического кризиса
В статье рассматриваются положение государственных корпораций в российской экономике и проблемы их функционирования в условиях экономического...
Сферы деятельности государственных корпораций iconО правовом регулировании государственных корпораций
В работе проведен анализ Гражданского кодекса, федеральных законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих процесс создания...
Сферы деятельности государственных корпораций icon1. Объективные и субъективные предпосылки формирования государственных корпораций в 2007 году
Процесс динамичного создания государственных корпораций и расширения масштабов их деятельности породил множество дискуссий о рациональности...
Сферы деятельности государственных корпораций iconО судьбе государственных корпораций в России
Как свидетельствует мировой опыт, существование в России государственных корпораций как организационно-правовой формы юридических...
Сферы деятельности государственных корпораций iconРегламент мониторинга реализации программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных
Регламент определяет порядок мониторинга реализации программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием,...
Сферы деятельности государственных корпораций iconПостановление Правительства РФ от 21 августа 2012 г. №841 “О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 349. 1 Трудового кодекса Российской Федерации”
О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 349. 1 Трудового кодекса Российской...
Сферы деятельности государственных корпораций iconПостановление от 09. 07. 2008 №339-п г. Ярославль Об оплате труда работников государственных учреждений культуры и искусства и учреждений образования сферы культуры Ярославской области
Оциально-трудовых отношений от 10. 06. 2008 и в целях стимулирования деятельности государственных учреждений культуры и искусства...
Сферы деятельности государственных корпораций iconПостановление от 09. 07. 2008 №339-п г. Ярославль Об оплате труда работников государственных учреждений культуры и искусства и учреждений образования сферы культуры Ярославской области
Оциально-трудовых отношений от 10. 06. 2008 и в целях стимулирования деятельности государственных учреждений культуры и искусства...
Сферы деятельности государственных корпораций iconМетодические материалы по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий Москва 2011 г
Назначение высшего руководителя, ответственного за инновационное развитие компании 13
Сферы деятельности государственных корпораций iconВ настоящее время значение предпринимательской деятельности в России крайне весомое, поэтому правильность и эффективность её организации являются достаточно
Это выбор сферы деятельности. Но при выборе сферы деятельности необходимо учитывать этап своего развития того или иного конкретного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©tnu.podelise.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница