Пояснительная записка Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений»




Скачать 171.12 Kb.
НазваниеПояснительная записка Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений»
Дата конвертации25.04.2013
Размер171.12 Kb.
ТипПояснительная записка
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Кемлянская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено на методическом объединении

учителей русского языка и литературы

Протокол № от _____________


Согласовано с заместителем директора по УВР


_____________________________________


Утверждено:

приказ № ____ от _____________


Директор школы: ________________

Т.П. Шестакова



Рабочая программа

Русский язык

10 класс


Составитель:

Горшкова О.А.,

учитель русского языка

и литературы


с. Кемля 2011




Раздел I. Пояснительная записка

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений»/ А.И.Власенкова // Программно-методические материалы. Русский язык.10-11 классы/ Сост. Л.М. Рыбченкова.-М.: Дрофа, 2007. Ориентирована на использование учебника Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2007., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Концепция программы позволяет реализовать направления в работе по русскому языку в соответствии с образовательной программой общеобразовательных учреждений.

Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.

Цели обучения в организации учебного процесса в 10 классе:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

  • дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

  • закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

  • закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

  • обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

  • развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.

Используемый учебно-методический комплект:

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2009.

Для реализации данной программы используются следующие формы обучения: комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.


Программа рассчитана на 34 часа учебного времени (1 час в неделю)

Контроль за уровнем обучения осуществляется через следующие формы:

4 контрольных сочинения – рассуждения, 2 контрольных теста.


ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА

Учащиеся должны знать:

- общие сведения о русском языке, о лингвистике как науке;

- признаки и особенности употребления в речи основных единиц языка.

Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь:

— создавать высказывания на лингвистическую тему в устной и письменной форме;

— оценивать предложенное высказывание на лингвистическую тему;

— анализировать особенности употребления основных единиц языка в устной и письменной речи с точки зрения соблюдения норм и требований выразительности речи;

— соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;

- владеть приемами редактирования текста (использовать возможности лексической и грамматической синонимии, устранять неоправданный повтор слов, неуместное употребление слов и выражений и т. п.);

— передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в виде плана, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно использовать цитирование;

— анализировать текст с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей и использования изобразительно-выразительных средств языка;

- готовить рецензию (устную и письменную) на статью, книгу, фильм, спектакль, произведение живописи, музыкальное произведение.


Раздел II. Учебно – тематический план



  • Общие сведения о языке -7ч.

  • Фонетика, орфоэпия, орфография-4ч.

  • Лексика и фразеология-6ч.

  • Морфемика и словообразование 4ч.

  • Морфология и орфография -6ч.

  • Речь, функциональные стили речи -3ч

  • Научный стиль-4ч.



Раздел III. Содержание тем учебного курса

Общие сведения о языке (7ч)

 Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.

      Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

      Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.


Фонетика, орфоэпия, орфография (4 ч)

      Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

      Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.

      Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.


Лексика и фразеология (6 ч)

      Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

      Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

      Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

      Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

      Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.


Морфемика (состав слова) и словообразование (4 ч)

      Обобщающее повторение ранее изученного. Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор.


Морфология и орфография (6 ч)

      Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

      Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

      Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

      Морфологический разбор частей речи.


Речь, функциональные стили речи (3 ч)

      Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.

      Функциональные стили речи, их общая характеристика.


Научный стиль речи (4 ч)

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. Использование учащимися средств научного стиля.


Раздел IV. Календарно – тематическое планирование по русскому языку


Класс – 10 «А» и 10 «Б»

Учитель – Горшкова Ольга Александровна

Количество часов

Всего – 34 часа; в неделю – 1 час

Плановых уроков:


  • контрольных уроков – ч

  • уроков развития речи – ч

  • самостоятельных работ – ч

  • административных контрольных уроков –


Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений по русскому языку. М. «Просвещение», 2006.


  1. Учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009г.



п/п


Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Дата проведения

Уроки развития речи, ч.

Контрольные работы, ч.

Подготовка к ЕГЭ

1.

Общие сведения о языке

7

1










1.1

Язык и общество. Язык и культура.

1







А1,А2




1.2

Язык и история народа. Три периода в истории языка.

1







А3-5,В2




1.3

Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении.

1







А 6.7,В3




1.4

Функции русского языка как учебного предмета.

1







А8,9,В4




1.5

Активные процессы в русском языке на современном этапе.

1







А10.11,В5




1.6

Проблемы экологии языка.

1







А12,13,В6




1.7

Рр. Контрольное сочинение –рассуждение по текстам КИМов





1




С 1




2

Фонетика, орфоэпия, орфография

4













2.1

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии.

1







А1,А14




2.2

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики.

1







А1, А15,А16




2.3

Написание, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

1







А1,17,18,В 7




2.4

Фонетический разбор. Проверочная работа.

1







А1,А 19,20,В 8




3.

Лексика и фразеология

6

1

1







3.1

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы.

1







А 21,22,

В1,2




3.2

Рр. Контрольное сочинение-рассуждение по текстам КИМов




1




С 1




3.3

Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика

(профессионализмы, термины), арготизмы.



1







А23,24,В3




3.4

Русская фразеология. Лексическая и стилистическая синонимия. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор

1







А25,26,В4




3.5

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

1







А 27,28,в 5




3.6

Контрольный тест







1







4.

Морфемика (состав слова) и словообразование

4













4.1

Обобщающее повторение ранее изученного.

1







А 29,А 30

,В1




4.2 – 4.3

Выразительные словообразовательные средства

1







А1,А 2.В8




4.4

Словообразовательный разбор

1







А3-6,В 1




5.

Морфология и орфография

6

1










5.1

Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слов.

1







А7-9.В2




5.2

Рр. Контрольное сочинение-рассуждение по текстам КИМов




1




С1




5.3

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

1







А7-10,В8




5.4

Принципы русской орфографии.

1







А11-13.В3




5.5

Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения

1







А14-16,В5




5.6

Морфологический разбор частей речи.

1







А17-19,В6




6.

Речь, функциональные стили речи

3













6.1

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

1







А20-21,В7




6.2

Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспекты, аннотация, выписки, реферат.

1







А22-24,В5




6.3

Функциональные стили речи, их общая характеристика. Анализ художественного и научно-популярного текста.

1







А24-26,В6




7.

Научный стиль речи

4

1

1







7.1

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля.

1







А9-11,В7




7.2

Рр. Контрольное сочинение-рассуждение по текстам КИМов




1




С1




7.3

Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники.

1







А27-30




7.4

Контрольный тест








1









ВСЕГО:



34



4



2









Раздел V. Перечень учебно-методических средств

Основная литература:

1.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2007.

2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2004.

3.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.,

4.Влодавская Е.А. Русский язык. ЕГЭ. Эффективная методика.-М.: Издательство «Экзамен», 2007

5.Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций.-М.: Издательство «Экзамен», 2008

6.Золотарева И.В. , Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс.-2-е изд.-М.: ВАКО, 2008.-240с.

7.Любичева Е.В. ЕГЭ 2010.Русский язык. На пути к экзамену: Сдаем без проблем!-М.: Эксмо, 2009

Дополнительная литература

Для учителя:

1.Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. М.:

2.Розенталь Д.З., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.

3.Смирнова л.г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2004.

4.Черников И.Н., Петровская С.С., Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003.

Для учащихся:

1.Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О. С. Иссерс, Н. А Кузьмина. М.: Дрофа, 2005.

2.Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2005.

3.Потапова Г.Н. Русский язык: Орфография. Синтаксис и пунктуация. Комплексный анализ текста. 10-11 кл. Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2006.

4.Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение, 2006.

Похожие:

Пояснительная записка Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» iconПояснительная записка примерная рабочая программа составлена на основе
Примерная рабочая программа составлена на основе «Программы по русскому языку 10 11 класс общеобразовательных учреждений» под редакцией...
Пояснительная записка Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» iconРабочая программа по музыке 5-7 классы пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных...
Пояснительная записка Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» iconРабочая программа Русский язык
Данная рабочая программа по русскому языку для 11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Пояснительная записка Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» iconПояснительная записка. Данная рабочая программа составлена на основе государственной программы
Данная рабочая программа составлена на основе государственной программы под редакцией Э. Д. Днепрова, А. Г. Аркадьева – «Природа...
Пояснительная записка Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» iconПояснительная записка рабочая программа составлена основе Примерной программы основного общего образования по истории. Сборник нормативных документов.
Дрофа, 2008. – 150 с.; авторских программ: «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной/Программы общеобразовательных...
Пояснительная записка Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» iconПояснительная записка. Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством...
Пояснительная записка Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» iconРабочая программа по русскому языку в 5 классе
Программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов Шанского Н. М., Ладыженской...
Пояснительная записка Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» iconРабочая программа По русскому языку для 5 класса мбоу «Ургагарская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Пояснительная записка Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» iconРабочая программа по музыке Пояснительная записка
Программа по предмету «Музыка» для I-IV классов начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными...
Пояснительная записка Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» iconПояснительная записка рабочая программа по физике для 10-11 классов составлена на основе
Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©tnu.podelise.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница