Классный час на тему: «хорошие манеры»




Скачать 115.7 Kb.
НазваниеКлассный час на тему: «хорошие манеры»
Дата конвертации06.05.2013
Размер115.7 Kb.
ТипКлассный час
МОУ СОШ№2 с.п.Верхняя Балкария


Открытый классный час

на тему:


«ХОРОШИЕ МАНЕРЫ»

в 8 классе


Учитель: Уянова А.Х.


КЛАССНЫЙ ЧАС «ХОРОШИЕ МАНЕРЫ»


Под именем нравственности

мы разумеем не только внешние

приличия, но и всю

внутреннюю основу побуждений.

Я.Коменский


Ход классного часа

Дети разыгрывают две сцепки, например, такого содержания.

Первая сценка

- Здорово, Викча!

—Здорово, Лерча!

Как дела? Где тусуешься?

, _ Да так, дела стремные. А где тусуюсь? На дискачах. Слышь, у тебя шнурки в стакане?

А меня как-то не колышет.

Ну, ладно, а то меня предки ждут.

Везуха тебе, а мне ещо мозги парить.


Вторая сценка

Здравствуй, Лена!

Здравствуй, Инна!

Как твои дела?

Спасибо, хорошо.

А твои?

Тоже неплохо.

Как поживают твои родители?

Все нормально.

До свидания, Лена!

До свидания, Инна!


Учитель. Чем отличаются эти ситуации? (Выслушивает мнения учащихся.) За кем вам приятнее было наблюдать? Почему? (Ответы детей.) А нужно ли учиться правилам хорошего тона, хорошим манерам? Вот сегодня этому и посвящен наш час общения.


Обращается внимание на тем: «Хорошие манеры».

Учитель. Что же мы подразумеваем под понятием «манеры»?

Дети. Способ держать себя, внешние формы поведения, обращение с людьми, употребляемые в речи выражения, тон, жесты, мимика.

Учитель. Что же принято считать хорошими манерами?

Дети. Скромность, сдержанность, деликатность, способность сдерживать себя, умение контролировать свои поступки.

Учитель. Узнаем немного из истории этикета.

1-й ученик. Множество веков существует человечество. Миллиарды раз в жизни людей повторялись некоторые обычные, повседневные ситуации. Люди встречались и расставались, знакомились, оказывали друг другу услуги, просили друг друга о чём-то, отказывали в просьбе, приносили подарки, ходили в гости принимали гостей.

2-й ученик. Огромное количество раз это повторялось, и постепенно люди передавали друг другу самые удобные, экономные и разумные способы действий в подобных ситуациях. Так возникли правила поведения - этикет.

3-й ученик. Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных и изысканных приёмов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвише Король-солнце и необычайно любившего пышность, гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек - «этикеток» - и произошло слово «этикет».

2-й ученик. Каждая нация, обладая собственной неповторимостью, вносит свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например первыми ввели в этикет правило представлять самые почётные места за столом женщинам и наиболее почётным гостям. За нарушение этикета назначались штрафы.

Учитель. Мы сегодня не будем вводить штрафы. Напротив, за знание и проявление хороших манер я буду поощрять вас вот такими знаками - «сердечками» (показывает). Предлагаю самые важные правила поведения записывать в «Памятку воспитанного человека». На доске (показывает) находится стенд «Свод правил воспитанного человека», в который будут помещены самые главные выводы.


Первое правило

Ребята, в разных странах люди приветствуют друг друга по-разному. «Здоров ли ваш скот?» - эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов, касаясь друг друга носами, говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают: «Ели вы сегодня?». А как звучит это по-русски? «Здравствуйте!», т.е. мы же делаем друг другу здоровья. Но у всех народов уклониться от приветствия считалось верхом неприличия и неуважения к окружающим.

Об этом удивительном слове «здравствуйте» поэт В. Солоухин написал стихотворение. Послушайте его. (Читается стихотворение под тихую музыку.)

- Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

- Здравствуйте! -

Что особого тем мы друг

другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше

ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца

прибавилось в мире?

Отчего на капельку счастья

прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней

сделалась жизнь?


Поздороваться, чтобы на капельку солнца прибавилось в мире, тоже надо уметь. Вот сейчас мы и посмотрим, как вы умеете приветствовать друг друга.


Конкурс знатоков этикета

Вопросы написаны на лепестках бумажного цветка. Дети читают их. отвечают, передавая цветок друг другу. Учитель вручает «сердечки» за правильные ответы.

1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (Младший.)

2. Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)

3. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (Просто кивнуть.)

4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться. (Да.)

5. Кто первым подаёт руку при приветствии: старший младшему или наоборот, мужчина женщине или наоборот? (Старший - младшему, женщина -мужчине.)


Учитель. Вот видите, ребята, мнения ваши расходятся. Одним кажется, что нужно поступить так. а другим - иначе. Так какое же первое правило мы выведем? (Выслушивает мнения.) Французы говорят: «ПЕРВЫМ ЗДОРОВАЕТСЯ ТОТ, КТО ВЕЖЛИВЕЕ». Предлагаю записать это правило в нашу памятку (сам записывает это на стенд).


Второе правило

Учитель. Ещё совсем недавно вы и не подозревали о существовании некоторых проблем. Многие из них решали родители. Но сейчас вы изменились, повзрослели -изменилось и отношение к вам окружающих, повысились требования. Что прощалось малышу - уже не прощается таким, как вы. Одна девочка, которой сделали замечание, что она слишком громко и неестественно смеётся, обиженно сказала: «Моё поведение -моё личное дело». Права ли она? (Выслушивает мнения учащихся.)

Да. Действительно, мы живём среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны окружающим. Наш цветок вновь движется по кругу, мы продолжаем конкурс знатоков этикета.

6. Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? (Да.)

7. На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Как вы поступите?

Учитель. Человек может обойтись без многого, но не без человека. Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова. Вот и знаменитый французский врач Ален Бомбар доказал, что человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. И это смерть не столько от истощения, сколько от ужаса оторванности от людей. Именно поэтому человек ценит друга. Помните, в знаменитой басне Крылова есть такие строчки: «Когда в товарищах согласья нет - на лад их дело не пойдёт». Но тот, кто хочет иметь друзей должен научиться дружить. А значит, не конфликтовать по мелочам. Есть забавная история о происхождении хороших манер.

Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу - так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с края, мёрзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину. Словом, всё как у людей. Потом всё же договорились. Погрелся в середине - иди на край. И снова жди своей очереди.

Так какое же правило мы запишем в нашу памятку? «УСТУПАЙТЕ ДРУГ ДРУГУ».


Третье правило

Учитель. В психологии есть такое забавное сравнение. Человек - это дробь числитель которой означает, насколько человек сам себя оценивает, а знаменатель -насколько его оценивают окружающие.

Психологический эксперимент

Для эксперимента приглашаю одного желающего. На листочке он пишет три положительных и три отрицательных своих качества. Пока учащийся занят, мы продолжаем конкурс знатоков этикета.

8. Кто должен первым закончить телефонный разговор: тот, кто позвонил, или тот, кому позвонили? (Тот, кто его начал.)

9. Если тебе принесли подарок завёрнутый, можно ли его развернуть и посмотреть? (Да, рассмотреть и поблагодарить того, кто его принёс.)

10. Тарелку с супом не следует наклонять, потому что ...

11. Навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как...

12. Не перебивайте говорящего товарища или взрослого, потому что вы проявляете...


Учитель. А теперь продолжим наш эксперимент. Одноклассники называют три положительных и три отрицательных качества, которые, по их мнению, присущи вызвавшемуся участвовать в эксперименте учащемуся. Когда все желающие выскажутся ученик вслух называет качества, которые записал он. Сравниваем самооценку с оценкой, которую дал класс. Человек как бы посмотрел на себя со стороны.

Есть такая пословица: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Как мы выглядим внешне? Какое производим впечатление? Подумайте, нет ли у вас каких нибудь дурных привычек, манер? Назовите их. Что считается дурными манерами ? (Предполагаемые ответы: грызть ногти, слишком громко разговаривать, не стесняться в выражениях, развязные жесты, неряшливость в одежде, грубость, громко хлопать дверью, использовать мизинец в качестве зубочистки, употребление кличек и прозвищ.) Если вы не делаете этого, значит, у вас не так уж много дурных привычек. А если дурные привычки всё же есть, то постарайтесь от них избавиться, а главное избавить от них окружающих.

Так какое же следующее правило мы запишем? «НЕ ДОСТАВЛЯЙТЕ НЕУДОБСТВА ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ».

Четвертое правило

Учитель. Я предлагаю вам ещё одну игру.


Игра «Зеркало»

Один из школьников, самый смелый, встает перед классом и оказывается как бы перед зеркалом. Ребята поочерёдно повторяют его фразы, слова-паразиты, которые он чаще других употребляет, его походку, движения, какие-то привычки.

Учитель. А что бы мы записали в нашу памятку? «СЛЕДИТЕ ЗА СОБОЙ ВСЕГДА И ВЕЗДЕ».


Пятое правило

Учитель. Есть мальчики и девочки, наверняка вы их знаете, старающиеся вовлечь к себе внимание дурацкими выходками и кривляньем, шумом, неумным или даже злым подшучиванием над другими. Народная мудрость гласит: «Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой». Сейчас мы послушаем короткие весёлые истории, которые произошли с вашими одноклассниками (школьники рассказывают заранее подготовленные смешные случаи из их жизни).

Учитесь в любой, даже самой трудной ситуации видеть смешную сторону. Можно также с достаточной долей иронии и юмора относиться к себе самому. Это не только свидетельствует о наличии чувства юмора, но и служит защитой. Какое правило мы могли бы записать? «УЧИСЬ СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ».

Итак, ребята, о чём же мы узнали в процессе нашего общения? (Учащиеся высказывают свои мысли.) Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря, и вы будете стараться объективно оценивать себя. Но всегда будет опасность ошибки. Многое лучше видно со стороны, поэтому важно знать, что думают о вас другие. Есть игра, в которую играют даже взрослее, солидные люди: составляют перечень какие-либо качеств, а затем сами ставят за эти качества себе оценки, и другие ему ставят. Потом сравнивают результаты. Попробуйте и вы.

Помогает в самопознании и наблюдение за поведением окружающих. У древнегреческого писателя Лукиана спросили: «Где ты учился благовоспитанности? У невоспитанных - ответил он, - я избегал делать то, что делают они».

Я желаю Вам всего самого хорошего


Звучит песня «Мы желаем счастья Вам!»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Классный час на тему: «хорошие манеры» iconТест 4 Текст для прослушивания
Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется,...

Классный час на тему: «хорошие манеры» icon«Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований» (Р. Эмерсен)
Цель: сформировать у школьников этическую культуру, нравственные ценности и нормы

Классный час на тему: «хорошие манеры» iconХорошие манеры Вежливость
Франция была порабощена и опустошена англичанами,французы не признавали никаких заслуг, кроме воинских, они не только не уважали...

Классный час на тему: «хорошие манеры» iconКлассный час на тему «толерантность гармония в многообразии»
Составила и провела Сорокина Анна Владимировна, учитель английского языка, первая квалификационная категория, классный руководитель...

Классный час на тему: «хорошие манеры» iconВежливый ребенок – это вежливые родители
Тогда мы и задумываемся о правилах хорошего тона. Что же это такое хорошие манеры? Это – ежедневное доброе отношение, уважение и...

Классный час на тему: «хорошие манеры» iconСредняя школа №18 Классный Жусупбаева Ж. Б. Астана, 2012 Классный час "Государственн ые символ ы – гордость нации "
Программно – дидактическое обеспечение: символы республики Казахстан, книги и статьи о Казахстане, сопровождающая презентация на...

Классный час на тему: «хорошие манеры» iconИстория моя начинается на ферме Чарльстон
У ванессы бывали хорошие дни и плохие. В хорошие она вооружалась кистями и, когда ее воспоминания становились похожи на проявление...

Классный час на тему: «хорошие манеры» iconДокладом на тему: «Хорошие девочки не курят»
Илона Волынская и Кирилл Кащеев поддержали осеннюю ежегодную конференцию «Дни фантастики -2011», которая прошла в Киеве с 10 по 13...

Классный час на тему: «хорошие манеры» iconКлассный час на тему «Баскетбол это круто»
Но прежде чем отправляться на матч я хотела бы вам представить работу Яковенко Кирилла на тему «Баскетбол- это круто», которую он...

Классный час на тему: «хорошие манеры» iconКлассный час из серии «Мы граждане России» на тему: «Город Юрьевец. Основание. Символы и покровители.»
Классный час из серии «Мы – граждане России» на тему: «Город Юрьевец. Основание. Символы и покровители.»

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©tnu.podelise.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница