Программа спецкурса по информатике




НазваниеПрограмма спецкурса по информатике
Дата конвертации23.06.2013
Размер94.7 Kb.
ТипПрограмма спецкурса
Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Заинская средняя общеобразовательная школа № 4».

«Утверждаю»c:\users\я\desktop\марина\информатика\шод\эмблема на обложку.jpg

Директор МОУ «ЗСОШ № 4»

________________ С. И. Ларина


Программа

спецкурса по информатике

"Готовимся стать студентами"


(подготовка учащихся к ЕГЭ)

j0285115


Автор: М.Н. Игошина

учитель информатики

первой квалификационной категории


г. Заинск

2007- 2008 учебный год


Пояснительная записка

Информационная культура предполагает, что человек, использующий информационные технологии должен уметь организовать поиск нужной информации из множества источников. Для того чтобы готовить конкурентоспособных выпускников, необходимо уже в начале учебного года задуматься о том, какие меры надо принять, чтобы ученики смогли удачно сдать экзамен по информатике. Контрольные измерительные материалы Единого государственного экзамена и схожие с ними задания централизованного тестирования требуют от учащихся осознанных, прочных и полных знаний по информатике и хорошего владения математическим и физическим аппаратом. Требований много. Тестовая же форма опроса, пока еще не получила широкого распространения в текущем учебном процессе и является для учеников не совсем привычной. Ограниченное время и большое число вопросов требуют от экзаменующихся высокой скорости решения, четкости, собранности и организованности. К тестированию учащихся нужно готовить.

О цели и содержании программы

Цель программы:

  • подготовить учащихся к государственной аттестации (к устным экзаменам, ЕГЭ) и к вступительным экзаменам.

  • Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии.

  • Коррекция знаний.

Главная особенность программы состоит в том, что изучение, повторение всех разделов информатики проходит через решение задач, анализ тестовых заданий.

Для достижения поставленной цели учащиеся на занятии решают задачи из материалов вступительных экзаменов прошлых лет центральных вузов РТ, а так же тесты ЕГЭ за 2004-2008 г.г. и демонстрационную версию ЕГЭ прошлых лет.

Разделы программы традиционны: системы счисления, алгебра логики, программирование, информационные технологии.

  1. Теоретическая информация

При изучении теоретической информатики вводятся представления об основных информационных процессах в живой природе, обществе, технике, раскрывается роль информации в процессе управления, способы представления, информации, различные системы счисления. Формируются способности учащихся использовать различные языки (естественные и искусственные) для представления информации, применять типовые средства описания информационных объектов и процессов(цепочки, деревья, графы и т.п.) для построения информационных моделей из области естественных и гуманитарных дисциплин. Изучаются алгоритмы, средства их описания и методы построения на языке программирования.

  1. Средства информатизации

В содержание этого компонента входят формирование представлений о функциональном устройстве, структуре и функционировании средств информационных и коммуникационных технологий, основных компонентах программного обеспечения, овладение умениями эффективно использовать и самостоятельно осваивать средства информатизации.


  1. Информационные технологии

Содержание данного компонента направлено на формирование готовности обучаемых использовать типовые информационные и коммуникационные технологии, в том числе компьютерные, для решения познавательных и практических задач. Эта составляющая имеет крайне важное практическое значение, так как она выполняет социальный заказ общества на подготовку обучаемых к жизни в информационном обществе.


  1. Социальная информатика

В содержании этого компонента раскрывается роль информатики и ИКТ в развитии общества, правовые и морально-этические нормы поведения в информационном обществе, формируются представления об информационной безопасности личности и общества информационной культуре и защите информации


Организация и методика проведения занятий

Программа рассчитана на 7 месяцев с октября по апрель, всего 84 часа (по 3 час в неделю, за месяц 12 час).

На первом занятии проводим пробное тестирование, используя демонстрационные материалы предыдущих лет. Но в эти тесты не включаются задания из курса информатики 11 класса, которые учащиеся еще не прошли. Следующее тестирование — в середине курса, затем — на заключительном занятии. Каждому ученику рекомендуем вести запись своих личных результатов в течение всей подготовки. Потом мы проводим их анализ, сравнение, выясняем тенденцию изменений. Желательно, чтобы учащиеся, выполняя для тренировки задания демонстрационных вариантов, пробовали уложиться в отведенный промежуток времени. Учитель обращает внимание на оформление ответа. Целесообразно, тренируясь в выполнении заданий, строго выдерживать требования к оформлению ответов. Нужно обратить внимание на характер ответов к заданиям частей В и С. решение задания части С должно быть достаточно подробным и логичным, если нужно, обязательно с рисунком (или схемой, графиком) и всеми необходимыми пояснениями.

На занятиях учитель проводит краткое повторение учебного материала, разбирает решение одного варианта тестов по изучаемой теме, дает для самостоятельной работы другой вариант тестов с последующим разбором решений и возможных ошибок учащихся, говорит об оформлении бланков.

Чтобы учащиеся уверенно чувствовали себя и не боялись приступать к решению задач, разумно учить их общим приемам и подходам к решению заданий. При подготовке к ЕГЭ необходимо обучать приемам поиска способов решения, а для этого следует развертывать перед ними всю картину поиска в трудных заданиях. разумнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип: от простых типовых заданий до заданий раздела С.

На этапе подготовки тематический тест должен быть выстроен в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое: правильное решенное задание готовит понимание цели следующего.

Особое внимание необходимо уделить третьей группе заданий части С – заданиям повышенного уровня. Эти задания аналогичны заданиям, предлагаемым на письменных вступительных экзаменах по физике для абитуриентов физических факультетов вузов.

Календарный план занятий по информатике для слушателей спецкурса
“Готовимся стать студентами”




сроки

Содержание занятия

1

октябрь

Вводный тест.

2

Понятие информации. Виды информации и способы её обработки без компьютера. Классификация информационных процессов. Выбор способа представление информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного представления информации.

3

Арифметические основы компьютера: двоичное представление информации; логические операции над двоичными числами; представление дробных двоичных чисел.

4

Перевод чисел из одной системы счисления в другую, действия в разных системах счисления, представление отрицательных чисел в ПК, действия с отрицательными числами.

5

ноябрь

Социальная информатика: проблемы информационной безопасности общества. Информационная культура. Правовая охрана программ и данных. Защита информации, Лицензионные, бесплатные и условно-бесплатные программы. Этические нормы поведения в компьютерных сетях.

6

Архитектура компьютеров. Магистрально-модульный принцип построения ПК Свойства и характеристики основных устройств ПК. Дополнительные устройства.

7

Операционная система: назначение и состав. Работа с файлами и папками в ДОС и графической операционной системе. Инсталляция программ. Программная обработка данных. Логическая структура дисков. Прикладное программное обеспечение. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Файловые менеджеры и файловые архивы

8

Принципы кодирования графической информации. Растровые и векторные графические изображения. Способы хранения графической информации и форматы графических файлов. Работа с графическим редактором.

9

декабрь

Технология обработки текстовой информации: Редактирование и форматирование текста и объектов. Программы автоматического распознавания текста и перевода с различных языков.

10

Практические работы: редактирование и форматирование текста; вставка рисунков; вставка таблиц.

11

Технология обработки числовых данных: создание и редактирование электронных таблиц. Деловая графика. Автоматическое заполнение ячеек. Стандартные функции. Перекрёстные ссылки. Создание отчёта, фильтра на основе ЭТ.

12

Практические работы: создание ЭТ; расчёт в ЭТ; вставка диаграмм и графиков;

13

январь

Технология хранения, поиска и сортировки информации: организация баз данных; Структура данных; формы представления данных; сортировка и поиск записей; виды и способы организации запросов.

14

Практические работы: создание БД; поиск информации в БД;

15

Промежуточный тест.

16

Основы алгоритмизации и моделирования: свойства и виды алгоритмов; способы записи алгоритмов; основные алгоритмические конструкции: линейные, разветвляющиеся, циклические, вспомогательные.



17

февраль

Стандартные функции языка Паскаль. Решение задач с использованием циклов и условия. Оператор выбора.

18

Массивы. Размер, тип, заполнение. Решение задач с использованием массивов. Стандартные алгоритмы.

19

Решение задач на тему: сортировка массива, нахождение мах элемента в массиве. Символьные массивы.

20

Практические работы на ПК: ввод и отладка программы, работа с тестером. Решение задач на тему: обработка табличных данных..

21

март

Логические основы компьютера: алгебра логики, логическая формула, логические элементы, логические схемы.

22

Сумматор и триггер. Законы алгебры логики. Таблицы истинности.

23

Упрощение логических формул. Тождественные преобразования.

24

Решение логических задач.

25

апрель

Анализ и решение заданий повышенной сложности (часть С).

26

Решение тестовых заданий по текстам ЕГЭ 2005-2006.

27

Решение тестовых заданий по ЕГЭ-2005-2008. Решение демонстрационных версий ЕГЭ различных лет.

28

Итоговый тест (вариант демонстрационной версии 2008 г.)

Заключение. На последнем занятии после подведения итогов выдаётся сертификат готовности к дальнейшему обучению и проводится опрос учащихся. Школьники заполняют заранее приготовленный бланк.

Фамилия______________________Класс___

Что полезного для себя ты взял (а) из занятий “Готовимся стать студентами”


Вручается

_______________________

набравшему ____ баллов на итоговом тестировании, подтверждающий готовность к поступлению в ВУЗ


учитель информатики

М.Н. Игошина

Что бы ты изменил (а) или добавил (а) (в содержании, в ходе проведения т.д)? Твои предложения.____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ c:\documents and settings\ученик\рабочий стол\сканирование\сертификат.jpg


Вручается

_______________________

набравшему ____ баллов на итоговом тестировании по информатике, подтверждающий готовность к поступлению в ВУЗ


учитель

информатики М.Н. Игошина


Как правило, спецкурс посещают по желанию, с интересом. Учащиеся довольны занятиями. Хорошо отзываются о спецкурсе выпускники, многие из которых учатся в центральных ВУЗ ах: КГУ, КГТУ, МФТИ, САГУ и т.д. Выпускники говорят, что подготовка к тестам позволяет более четко готовиться к экзаменам, т.к. тесты охватывают практически все вопросы, которые изучаются в школьном курсе, а спецкурс позволяет углубить и расширить знания.

Литература

  1. Конюховский П.В., Колесов Д.Н. Экономическая информатика.- СПБ.:Питер, 2001.

  2. Макарова Н.В. Информатика 7-9 (базовый курс). СПБ.: Питер, 2001.

  3. Могилёв А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Практикум по информатике.- М.: FCADEMA, 2003.

  4. Терехова Н.А. Вёрстка журнальной статьи // Информатика в школе.- 2003. №5.

  5. Босова Л.Л. Арифметичесие и логичесие основы ЭВМ.- М.: Информатика и образование, 2003.

  6. Еннер Р.А., Колотовая Н.А., Мясникова О.К. и др. Олимпиады, конкурсы,викторины, и игры на уроках информатики // Информатика в школе. – 2003.

  7. Угринович Н. Информатика 8,9 кл. – М.: Бином, 2005.

  8. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Общая информатика: Учеб. пособие. - М.: АСТ-ПРЕСС; Инфорком-Пресс, 1998.

  9. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика: Учеб. пособие. - М.: АСТ-ПРЕСС; Инфорком-Пресс, 1998.

  10. Симонович С.В., Алексеев А.Г. Специальная информатика: Учеб. пособие. - М.: АСТ-ПРЕСС; Инфорком-Пресс, 1999.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа спецкурса по информатике iconПрограмма спецкурса «Республиканский компонент в программе школьного географического образования»
Программа спецкурса составлена в соответствии с программой кпк учителей географии в образовательных организациях пмр

Программа спецкурса по информатике iconПрограмма спецкурса Стандарт 020800 «Историко-архивоведение»
Программа спецкурса «Международная переписка» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму...

Программа спецкурса по информатике iconПрограмма спецкурса «международное гуманитарное право» (общее число ауд часов 36) Москва 2009 Программа спецкурса «Международное гуманитарное право»
О. В. Гликман, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права мгимо (У) мид россии

Программа спецкурса по информатике iconПрограмма спецкурса Славянская мифология и обрядовая поэзия Программу разработала: учитель русского языка и литературы Чуднова Л. В
Актуальность и значимость изучения спецкурса. Цели и задачи. Основное содержание и структура курса. Формы работы

Программа спецкурса по информатике iconПрограмма спецкурса «Координация и регуляция процессов жизнедеятельности»
Концепция программы спецкурса заключена в том, чтобы раскрыть взаимосвязь нервных и психических процессов, через изучение материальных...

Программа спецкурса по информатике iconПрограмма спецкурса Исламский фактор в истории XX века Направление 520800 история
...

Программа спецкурса по информатике iconРабочая программа спецкурса «Государство в древности: генезис и типология»
Рабочая программа спецкурса «Государство в древности: генезис и типология» составлена на основе требований государственного образовательного...

Программа спецкурса по информатике iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и икт (базовый уровень)
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...

Программа спецкурса по информатике iconПояснительная записка рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 5-6 класса разработана на основе
Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям

Программа спецкурса по информатике iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©tnu.podelise.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница