Приемы технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо




Скачать 94.76 Kb.
НазваниеПриемы технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо
Дата конвертации25.06.2013
Размер94.76 Kb.
ТипДокументы
Приемы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Много лет проработав в школе, каждый раз восхищаюсь коллегами, которые ведут постоянные методические поиски. Желание привнести в традиционные уроки что-то новое послужило причиной моего знакомства с приемами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». (далее КМ)

Заинтересовавшись приемами этой технологии, стала использовать их в своей работе и заметила, что ученикам это нравится. Прежде чем проводить урок по данной методике, прочитала много литературы и пришла к выводу, что некоторые учителя считают приемы «Развития критического мышления через чтение и письмо» неприемлемыми. Но все-таки считаю, что «новые пути»добывания информации и работы с ней, деятельный характер обучения понравятся многим коллегам, которым приятно наблюдать за горящими глазами учеников, когда видно, что их захватила поставленная учителем задача.

Некоторые приемы данной технологии сначала я использовала в 6 классе, где есть достаточно много слабых учеников. Но даже они приняли на «ура» синквейны, так как составление их текстов помогло почувствовать себя успешными учениками.

Итак, чтобы было понятно, что за приемы использованы на уроке, постараюсь вкратце рассказать о них.

Эта технология известна в России с 1997 г. В ее основу положены труды ученых с мировым именем: Д. Дьюи, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского. А вот непосредственными авторами технологии являются американские педагоги К. Мередит, Д. Стил, Ч. Темпл.

Под критическим мышлением подразумевается «оценочное мышление», для которого знание является не конечной, а отправной точкой; аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

Базовая модель технологии состоит из трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия:

- сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме;

- затем познакомиться с новой информацией;

- потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их можешь применить.

Если посмотреть на эти стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе.

Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит введение в проблему или актуализация имеющегося опыта или знаний учащихся. А «осмысление» не что иное, как изучение нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.

В чем же различия? Что принципиально несет технология КМ?

Элементы новизны, которые содержатся в методических приемах и ориентированы на создание условий для свободного развития каждой личности.

На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Но я хочу остановиться на некоторых из них:

Прием «Корзина» идей, понятий, имен.


Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока.

В «Корзину» идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношение к теме урока. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

На доске можно нарисовать корзину, в которой условно будет собрано все, что ученики знают об изучаемой теме.

(Можно принести небольшую цветочную корзину, поставить ее на стол и класть туда заранее заготовленные учителем ответы, написанные на листочках).


Обмен информацией проводится следующим образом:


  1. Учитель задает вопрос о том, что известно ученикам по данной теме.

  2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по этой теме. Это строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 мин.

  3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Учащиеся делятся друг с другом известными знаниями (групповая работа).

  4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом не повторяя ранее сказанное.

  5. Все сведения в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны.

  6. Все ошибки исправляются далее, по мере усвоения новой информации.


Технология КМ предлагает методический прием, известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Он достаточно прост. Учащихся надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст и отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «? » обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное.

Мне кажется, вопросы, заданные учащимся, приучают их осознавать, что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации. Пометки должны быть следующие:

( )-известная ученику информация

(+)-новая информация, новое знание

( - )-то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями

(?)-непонятная информация


Прием «Написание синквейна»


В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк и написанное по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал , информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. После множества уроков с применением этого приема могу сказать, что синквейн полюбился ученикам. Правила написания синквейна таковы:

На 1-ой строчке –одно слово-существительное-это и есть тема синквейна

На 2-ой- 2 прилагательных, раскрывающих тему синквейна

На 3-ей-3глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На 4-ой-целая фраза, предложение, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение , цитата или составленная учеником фраза.

Последняя фраза – это слово-резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме синквейна. Например, у нас в 10классе проводился урок по теме «Школа будущего». Учениками были составлены следующие синквейны:


Будущее

Скорое, неопределенное

Общаюсь, совершенствуюсь, живу

Я живу в эпоху перемен

Завтра

(Хачемизова Замира)

Будущее

Неожиданное, долгожданное

Удивляемся, меняемся, познаем

Что день грядущий нам готовит?

Событие

(Хуажева Дана)


Прием «Составление кластера»

Этот прием связан с приемом «Корзина». Его смысл заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной теме.

Слово «кластер» означает пучок, созвездие.

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее ( смотрите далее по уроку).

Хотелось бы остановиться на одной из возможных форм контроля эффективности чтения, которая называется «Маркировочная таблица ЗУХ». В ней три колонки: Знаю, Узнал новое, Хочу узнать подробнее.


В каждую из колонок разносится полученная в ходе чтения информация. Особое требование - записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Этот прием позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.

Конечно же, я привела лишь небольшую часть методических приемов, связанных с формированием у учащихся критического мышления.

Некоторые приемы КМ я использовала и на интегрированном уроке, который мы проводили с учителем по биологии Пивоваровой Н. А. по теме «Цветок». Помимо вышеназванных, я взяла еще и прием «Написание эссе». Смысл его можно выразить следующими словами: « Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, оригинальности.


Урок в 6 классе


Тема: Повторение и обобщение изученного материала по теме «Глагол» (с использованием технологии РКМЧП)

Цели урока: 1) повторить и обобщить изученные знания о глаголе;

2) выявить пробелы по данной теме;

3) познакомить учащихся с тем, что у глагола есть две основные формы (причастие и деепричастие).

Ход урока:


  1. Слово учителя

-Ребята, сегодня мы с вами повторим и обобщим все известные сведения о глаголе и, естественно, узнаем что-то новое. Для этого вам необходимо настроиться и вспомнить все, что вы изучали о глаголе. Девизом нашего урока будет предложение, написанное на доске: « Вызываю вас на мысль…». Итак, напишите, пожалуйста, все, что вам известно о глаголе. (2мин)


  1. Работа в парах.

- Время уже истекло. Теперь обсудите с соседом по парте информацию, которую вы записали в тетрадь. Но ничего не зачеркивайте, даже если это неправильно. Выясните, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.


  1. Прием «Корзина»

- Теперь назовите по очереди какое-нибудь правило по данной теме, при этом не повторяя ранее сказанного. Соберем в корзине идей все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев).

- Давайте проверим, все ли правильно вы сказали.



  1. Составление кластера

- Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое.

(Кластер-это пучок, созвездие, гроздья)

Сначала пишем слово «глагол» в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.


Совершенный несоверешенный вид ж.р.

! прош.вр.------м.р.

что делать? ! изъявит.----- наст. вр. с.р.

что сделать?----обозн.действ. ----------- глагол------------наклон------сослагат. буд вр.

предм. ! повелит.

!

явл. сказуемым


  1. Прием «Пометки на полях»

- Ребята, у каждого из вас на столе лежит лист с текстом. Предложения там пронумерованы. Вы читаете его и отмечаете маркировочными значками информацию. В конце листа находятся условные обозначения. От вас, ребята, потребуется активное и внимательное чтение, потому что вы должны разнести всю информацию в таблицу «ЗУХ»(Знаю, Узнал новое, Хочу узнать подробнее).


Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?


    1. Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагола (или инфинитивом): ходить, стоять.

    2. Глаголы бывают совершенного (построить, достигнуть) и несовершенного вида (строить, делать)

    3. Глаголы изменяются по временам:

прошедшее время – погасил

настоящее время – гасит

будущее время – погасит

    1. Глаголы изменяются по наклонениям: изъявительное, сослагательное, повелительное (светит, пропели, сохраним; написал бы; читайте, говорите). В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам, лицам и числам.

писать – писал я пишу пишет – пишут

пишу ты пишешь

напишу он напишет

    1. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.

    2. В предложении глагол обычно служит сказуемым и вместе с подлежащим образует его грамматическую основу. Например, Никита спешит на урок.

    3. Глагол имеет две основные формы – причастие (читающий) и деепричастие (читая)

    4. Глаголы склоняются, то есть изменяются по числам и падежам.


Маркировочные знаки:

  • - информация, которая уже была известна тебе;

+ -новая информация ;

- -неверная информация;

? -информация, которую ты не понял.

  1. Прием «Маркировочная таблица ЗУХ»

- Ребята, постарайтесь записать своими словами сведения, понятия или другие факты. Например,


З У Х

1) где глагол, 1) глагол имеет 1)что общего у глагола,

там действие две основные причастия и деепричастия?

происходит формы(причастие

и деепричастие)

2) в предложении 2) как их отличить

обычно друг от друга?

является

сказуемым

3) имеет два вида

(совершенный

и несовершенный)

  1. Написание синквейна

    1. Вспомните, что такое синквейн?

    2. Какие правила существуют для его написания?

    3. Какой синквейн получился у вас?

(Учащиеся читают синквейны, которые они написали)


Глагол

Важный, необходимый

Действует, обозначает, изменяется

Устами младенца глаголет истина

Учение

(Емзешева Аза)


Глагол

Особенный, главный

Спрягается, показывает, имеет

Глаголом жги сердца людей

Знание

(Матузная Настя)


  1. Подведение итогов, выставление оценок

Похожие:

Приемы технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо iconУрока, построенного на основе технологии “ Развитие критического мышления через чтение и письмо”
Джумшудова Е. В., учитель истории моу «Средняя общеобразовательная школа №16» В. Новгорода
Приемы технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо icon«Развитие критического мышления через чтение и письмо» Цель занятия
Цель занятия: продемонстрировать студентам на практике, каким образом функционируют технология ркмчп и приемы фасилитирующего общения...
Приемы технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо iconТема: «Поэтические жанры. Творческая мастерская»
Тип урока: комбинированный с использованием стратегий методики ркм (Развития критического мышления через чтение и письмо)
Приемы технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо iconПлан конспект урока с элементами технологии развития критического мышления и информационной технологии по географии в 9 классе на тему
С элементами технологии развития критического мышления и информационной технологии
Приемы технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо iconФедоров А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза
Федоров А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во моо впп юнеско «Информация...
Приемы технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо iconПояснительная записка
Сборник методических разработок уроков истории по технологии развития критического мышления
Приемы технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо iconУрок по теме «Основные положения молекулярно-кинетической теории»
...
Приемы технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо icon"Общая характеристика щелочных металлов"
Разработка урока по химии в 9-м классе с использованием технологии критического мышления по теме
Приемы технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо iconУрок №10. Климат, атмосфера и водные ресурсы Москвы
Данный урок разработан в рамках технологи «Чтение и письмо для развития критического мышлении» с использованием приема «Чтение с...
Приемы технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо iconУрок по физике 10 класс «Внутренняя энергия»
Показать практическую значимость технологии критического мышления для преподавания физики
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©tnu.podelise.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница