СуринА. И. История экономики и экономических учений: Учебно-метод пособие




Скачать 194.77 Kb.
НазваниеСуринА. И. История экономики и экономических учений: Учебно-метод пособие
Дата конвертации03.07.2013
Размер194.77 Kb.
ТипДокументы
Источник (фрагмент) : СуринА.И. История экономики и экономических учений: Учебно-метод. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 200 с: ил.


ТЕМА 13. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ДЖ. М. КЕЙНСА И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Основные понятия для усвоения темы:

Великая депрессия. Кейнсианская революция. Совокуп­ный спрос. Основной психологический закон. Предпочтение ликвидности. Совокупное предложение. Макроэкономичес­кая модель. Производительный спрос. Производительное по­требление. Теория мультипликатора. Мультипликатор дохода. Мультипликатор инвестиций. Склонность к потреблению. Принцип акселерации. Кумулятивный процесс. Сверхкумуля­тивный цроцесс. Индуцированные инвестиции.

Вспомогательные (сопутствующие) понятия: Индекс цен. Денежная масса. Курс Рузвельта. Ликвид­ность. Инфляция. Потребительский кредит. Мультипликатор. Мультипликатор занятости. Акселератор.

* * *

В 1929-33 гг. разразился мировой экономический кризис. Его результатом явилось сокращение валового национального продукта (ВНП) с 314,7 млрд долл. в 1929 г. до 222,1 млрд долл. в 1933 г. Доля инвестиций сократилась за этот период с 17,8 до 3,8%. Безработица возросла с 3,2 до 24,9%. Индекс цен упал с 100 до 75,4%, а денежная масса Ml - со 100 ед. до 73,5 ед. Кризис охватил США, Германию, Францию, Англию. Пострадали все классы и слои населения. Имели место мас­совые банкротства.

Как отреагировали и что предлагали неоклассики? Они считали, что кризис не может быть долгим. Это их утвержде­ние базировалось на "законе рынков" Ж.Б. Сэя - "каждый продает, чтобы купить", и что кризисов перепроизводства быть не может. Они заявляли, что сложившаяся кризисная экономическая ситуация - это очищение экономики от нера­дивых элементов, от балласта и по-прежнему настаивали на свободном выходе из кризиса. Их предложения сводились к двум моментам: 1) следить, чтобы не было монополий (в том числе и профсоюзов), 2) необходимо регулировать денежную

136

массу. Однако время шло, выхода из кризиса не намечалось. Кредит доверия неоклассикам был исчерпан. Они не могли ответить на следующие вопросы: а) почему существуют кри­зисы перепроизводства? б) что надо сделать, чтобы выйти из кризиса? в) что необходимо предпринять, чтобы не допустить в дальнейшем этих кризисов? Неоклассики лишились роли главных экономических советников истеблишмента. Нача­лись поиски новых доктрин и пророков.

В этот период в США начал проводиться новый курс -курс Ф. Рузвельта (1882-1945)1, а в Германии и Италии - курс фашизма. Одним словом, эмпиризм шествовал впереди тео­рии. Необходимо было этот эмпиризм обосновать теоре­тически. Считается, что 30-е годы XX в. - это период кризиса экономической теории Запада. Кстати, в XX в. экономичес-. кая теория Запада впадала в кризис дважды: первый раз -в 30-е годы, второй - в 70-е годы.

И вот в 30-е годы появилась фигура Джона Мейнарда

Кейнса (1883-1946), выступившего с теорией "регулируемого' капитализма". Эпохе "laissez faire" наступил конец, конец "невидимой руки рынка", конец автоматической настройки рыночной экономики. Дж. М. Кейнс был выходцем из научной среды. Его отец (Джон Невилл Кейнс) был профес­сором Кембриджского университета, работал вместе с А. Маршаллом и в течение многих десятилетий вносил значительный вклад в развитие ряда областей экономики и политики.

Дж. М. Кейнс обладал блестящими интеллектуальными дарованиями. Он с почетом был принят высшим обществом Великобритании, общался с выдающимися художниками ми­ра. В то же время, ловко играя на Лондонской фондовой бирже, приобрел колоссальное состояние для себя и своего колледжа. В конце жизни за заслуги в экономической теории Дж. М. Кейнс был удостоен звания лорда2.

1 См.: Истории мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-
1990 гг. - С 15.

2 Об интеллектуальной биографии Дж.М. Кейнса см.: История эко­
номических учений. Ч. 2. - С. 109.

137

В 1936 г. вышла в свет основная работа Дж. М. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег"1. Идеи этой книги были с восторгом встречены в промышленно-деловых кругах, но не в банковских. Буржуазные экономисты возвес­тили о "кейнсианской революции" в науке. Сам Кейнс в письме Дж. Б. Шоу, написанном в 1935 г., отмечал: "Мне кажется, я пишу книгу по экономической теории, которая совершит революцию в подходах к экономическим пробле­мам"2.

Однако есть и другие оценки этого произведения. Из­вестный американский экономист Дж. Гэлбрейт в свое время писал, что "она ("Общая теория занятости, процента и денег" -А. С.) абсолютно непонятна, плохо написана и преждевре­менно опубликована"3.

Вплоть до середины 70-х годов кейнсианство и неокейн-сианство являлось определяющим в экономической мысли Запада. Большинство экономических школ разбилось, на два крупных лагеря: неоклассиков, с одной стороны, и кейнсиан-цев - с другой стороны. Между ними по сей день идет острая теоретическая борьба.

Какие новые идеи внес Кейнс в экономическую теорию? С первых же страниц своей книги он указывает на приоритет первого слова в ее названии, т.е. общей теории, в отличие от частной интерпретации этих категррий со стороны неоклас­сиков. Далее он пытается решить две задачи: 1) исследовать причины кризисов и безработицы; 2) разработать конструк­тивную программу исцеления капитализма.

Следует особо подчеркнуть, что поставив эти вопросы, Кейнс тем самым впервые признал наличие безработицы и кризисов, внутренне присущих капитализму. Далее, в отличие от своего учителя А. Маршалла, Кейнс заявил о неспособ­ности капитализма своими внутренними силами справиться с кризисами и безработицей. По Кейнсу, при решении этих проблем нужно вмешательство государства. Фактически он нанес удар по неоклассическому направлению в целом, а

1 См.: Кейнс Дж.М. Избранные произведения: Пер. с англ. / Пре-
дис, коммент., сост. А.Г. Худокормов. - М.: Экономика, 1993.

2 Цит. по: Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - Т. 1. - С. 192.

3 Там же. - С. 193.

138

также по тезису предельной полезности и ограниченности ре­сурсов, в частности. Кейнс прямо говорит: "... где вы видите редкость? У нас не редкость, а переизбыток. И если для ры­ночной экономики естественным является неполная заня­тость, то реализация моей теории предполагает полную заня­тость". Заметим сразу, что под полной занятостью Кейнс по­нимал не абсолютную занятость, а относительную. Он не только допускал, но и считал необходимым 3-процентную безработицу, которая должна служить буфером для давления на занятых и резервом для маневра при расширении произ­водства.

Возникновение кризисов и безработицы Кейнс объясня­ет недостаточным "совокупным спросом", являющимся след­ствием двух причин. Первой причиной этого "великого зла" является "основной психологический закон" общества. Суть его состоит в том, что "люди склонны, как правило, уве­личивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растет доход". Другими словами, рост дохода граждан опережает их потребление, что и приводит к недостаточному совокупному спросу. В результате возникают диспропорции в экономике, кризисы, которые в свою очередь ослабляют сти­мулы капиталистов к дальнейшим инвестициям (капитало­вложениям).

Второй причиной недостаточного "совокупного спроса" Кейнс считает невысокую норму прибыли на капитал вследствие высокого уровня процента. Последний вынуждает капиталистов держать свой капитал в денежной форме (по терминологии Кейнса - в "ликвидной форме"). Этим нано­сится ущерб росту инвестиций и еще более урезается "сово­купный спрос". Недостаточный рост инвестиций в свою очередь не позволяет обеспечить занятость в обществе. В ре­зультате и возникает безработица. Если из каждых 1000 долл. 900 потрачено, а 100 сберегается, то общество проигрывает в росте занятости ровно 10%.

Следовательно, Кейнс выстраивает следующую цепочку: недостаточное расходование доходов, с одной стороны, и "предпочтение ликвидности" - с другой, ведет к недопотреб­лению. Недопотребление уменьшает "совокупный спрос". Наступает несоответствие между "совокупным спросом" и "совокупным предложением". В результате скапливаются не-

139

реализованные товары, что и приводит к кризисам и безрабо­тице. Итогом является нарушение экономического равнове­сия общества. В результате Кейнс делает сенсационный вы­вод: если рыночная экономика предоставлена самой себе, то она будет стагнировать (стагнация - застой).

Итак, по Кейнсу, депрессия есть результат недоста­точного эффективного спроса, который состоит из двух час­тей: 1) из потребления и 2) инвестиций. В свою очередь ди­намика инвестиций зависит также от двух факторов: а) пре­дельной (дополнительной) эффективности капитальных вло­жений, т. е. предельной рентабельности последней единицы капитала и б) нормы ссудного процента. Инвестиционный процесс будет идти до той точки, пока его вложения будут давать прибыль большую, чем процент на вложенный в банк капитал.

Кейнс поставил перед собой задачу доказать возмож­ность достижения стабильности развития экономики. "Он раз­рабатывает макроэкономическую модель. В ней устанавли­вается функциональная зависимость между инвестициями, занятостью, потреблением и доходом. Важная роль в этой модели отводится государству.

Государство должно делать все возможное, чтобы под­нять предельную эффективность капитальных вложений за счет дотаций, госзакупок и пр. В свою очередь Центральный банк должен понижать ставку ссудного процента и проводить умеренную инфляцию. Последняя должна обеспечить систе­матический умеренный рост цен, который будет стимулиро­вать рост капиталовложений. В результате будут созданы но­вые рабочие места. Это приведет к достижению полной заня­тости.

Главную ставку в увеличении "совокупного спроса" Кейнс делает на рост производительного спроса и производи­тельного потребления. Недостаток личного потребления он предлагает компенсировать расширением производительного потребления.

Но и личное потребление Кейнс не оставил без внима­ния. Потребительскому спросу, по мысли Кейнса, тоже нуж­на подкачка, например, через потребительский кредит. Причем эта акция должна распространяться на самые широ­кие слои населения, а не только на предпринимателей. По-

140

этому считается, что кейнсианство - это общество 2/3 насе­ления.

Здесь уместно заметить, что Кейнс положительно отно­сился к милитаризации экономики. Он считал, что производ­ство военной продукции увеличивает размеры национального дохода, обеспечивает занятость рабочих и высокие прибыли. Кейнс также считал, что сооружение пирамид, землетрясе­ния, даже войны могут послужить увеличению богатства.

Наиболее полное выражение макроэкономическая мо­дель Кейнса нашла в теории так называемого "мульти­пликационного процесса". В основу этой теории положен принцип "мультипликатора". Дословно мультипликатор оз­начает множитель. Он означает кратное увеличение прироста дохода, занятости и потребления к приросту инвестиций.

Само понятие "мультипликатора" было впервые сфор­мулировано английским экономистом Р.Ф. Каном (учеником Кейнса) в 1931 г. в связи с обоснованием организации обще­ственных работ для борьбы с кризисом и безработицей. Р. Кан усматривал действие мультипликатора занятости в том, что в результате государственных затрат на обществен­ные работы возникает не только "первичная занятость" на этих работах, но и производная от нее - вторичная, третичная и т.д. Таким образом происходит "мультипликация" покупа­тельной способности и занятости, вызванная первоначаль­ными затратами.

Кейнс в своей работе выдвинул наряду с "мультиплика­тором занятости" новую категорию - "мультипликатор дохо­да", или "мультипликатор инвестиций". Кейнсианский муль­типликатор выражает отношение прироста дохода к приросту инвестиций.

Механизм "мультипликатора инвестиций" состоит в сле­дующем. Инвестиции в какой-либо отрасли вызывают соот­ветствующее увеличение производства и расширение заня­тости в этой отрасли. Результатом этого явится дополнитель­ное расширение спроса на предметы потребления, что вызо­вет расширение их производства в соответствующих отраслях. Последние предъявят дополнительный спрос на средства производства и т.д. Это явление можно образно сравнить с камнем, брошенным в воду, от которого во все стороны рас­ходятся круги.

141

Следовательно в результате исходной инвестиции проис­ходит общее увеличение совокупного спроса, занятости и до­хода. Теория мультипликатора ставит задачу найти меру воз­растания спроса, занятости и дохода по отношению к приро­сту инвестиций. Кейнс пишет: " Мультипликатор инвестиций указывает, что когда происходит прирост общей суммы инве­стиций, то доход возрастает на величину, которая в к раз больше, чем прирост инвестиций1.

По Кейнсу, "мультипликатор" зависит от величины "склонности к потреблению" C/Y, где Y - национальный до­ход, С - его часть, расходуемая на личное потребление. От­ношение прироста дохода к величине новых инвестиций (это и есть мультипликатор) выступает в качестве прямой функ­ции "склонности к потреблению". При этом чаще идет речь о зависимости "мультипликатора" от "предельной склон­ности к потреблению", т. е. отношение прироста потребления

к приросту дохода - ——. Кейнс пишет в связи с этим: "Чем

больше предельная склонность к потреблению, тем больше величина мультипликатора и, значит, тем больше сдвиги в занятости, вызываемые данным изменением в размерах инве­стиций"2.

Таким образом, теория мультипликатора обосновывает наличие прямой и пропорциональной связи между накопле­нием капитала и потреблением. Размер накопления капитала (инвестиций) обусловлен "склонностью к потреблению", а накопление вызывает множественное увеличение потребле­ния.

Общепринятые формулы мультипликатора в кейнсиан-ской литературе имеют следующий вид:



1 См.: Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. .-
С. 314.

2 Там же. - С. 322.

142

Это должно означать, что при предельной склонности к потреблению, равной 2/3, прирост дохода будет в 3 раза больше по сравнению с приростом инвестиций. Мультипли­катор будет равен 3. При предельной склонности к потребле­нию, равной 3/4, мультипликатор будет равен 4, т. е.



Если, например, прирост инвестиций какого-либо пе­риода составляет 4 тыс. ед., а предельная склонность к по­треблению 3/4, т. е. 0,75, то прирост дохода в результате при­роста инвестиций должен составить:



т. е. величина мультипликатора будет равна 4.

Рассмотрим вышеизложенное более подробно.

Из формулывытекает, что прирост дохода пред-

ставляет собой величину прироста инвестиций, помноженную на "мультипликатор", т. е.



Согласно теории "мультипликатора" коэффициент при­роста национального дохода (или продукции) к величине ин­вестиций определяется "предельной склонностью к потреб­лению". Эта формальная зависимость получает двоякое объ­яснение. Во-первых, "предельной склонностью к потребле­нию", т. е. тем отношением, в каком прирост дохода

прошлого года распадается на инвестиции и потребление, определяется и та величина потребления следующего года, которая будет вызвана этими инвестициями. Поэтому основ­ная формула "мультипликатора" имеет следующий вид:

143



где: ДУ - прирост дохода, Д1 - прирост инвестиций, - "предельная склонность к потреблению".

Отсюда должно следовать, что, во-первых, эффект от прироста инвестиций Д1, выраженный в приросте дохода ДУ, находится в прямой зависимости от "склонности к по­треблению" —— и, во-вторых, поэтому, как правило, уве­личение инвестиций ведет к краткому увеличению дохода, занятости и потребления.

Второе объяснение формальной зависимости коэффици­ента прироста национального дохода (или продукции.) к ве­личине инвестиций, определяемой "предельной склонностью к потреблению", связано с явлением "вторичного эффекта". Суть этого явления состоит в следующем: затраты на любом участке хозяйства "индуцируют" последующие затраты на других участках, но в пределах "склонности к потреблению". Поэтому приращение дохода происходит в убывающей про­грессии, но по истечении определенного периода прирост до­хода образует кратную величину к первоначальной затрате. Причем коэффициент этого отношения (мультипликатор) на­ходится в прямой зависимости от "склонности к потребле­нию". Если последняя составляет 1/2, то первоначальная за­трата любой единицы должна привести к двум единицам прироста дохода, ибо 1 + 1/2 + 1/4 (т. е. 1/2 ■ 1/2) + 1/8 (т. е. 1/2 ■ 1/2 ■ 1/2) + 1/16... к приближается к двум или







Этот механизм должен служить объяснением тому, поче­му происходит "мультипликационный процесс" и почему он прекращается. Он происходит благодаря "вторичному", "тре­тичному" и т. д. эффекту. Другими словами, благодаря "инду­цированию" одних затрат другими и зависимости величины этого эффекта от "склонности к потреблению". Прекращает­ся же "мультипликационный процесс" вследствие того, что расходуется не весь доход, так как часть его сберегается и "уплывает" из процесса. Мультипликационный процесс за­канчивается в тот момент, когда приращение дохода прибли­жается к 0, а сумма утечек - к 1, т. е. к величине перво­начальных затрат.

В 50-60 годах кейнсианство широко распространилось в западных странах. Основные положения Кейнса подверглись определенной модификации в работах западных экономистов. Последователи Кейнса американские экономисты Э. Хансен (1887-1975)1, Е. Домар (род. в 1914 г.), П. Самуэльсон (род. в 1915 г.)2; лауреат Нобелевской премии по экономике в 1970 г. за "разработки и углубление научного анализа в эконо­мических науках", а также английские экономисты Р. Харрод (1890-1978)3, Дж. Хикс (1904-1989)4, лауреат Нобелевской премии по экономике за "исследования по теории общего экономического равновесия и теории благосостояния" в 1972 г. и другие указывали, что в его (Кейнса) концепции не учитывается обратное влияние роста дохода на процесс вос­производства. Указанные зависимости объясняются ими дей­ствием принципа акселерации.

"Принцип акселерации" выдвинул французский эконо­мист Альберт Афталион (1874-1956) в 1913 г. Впоследствии этот принцип более детально был разработан Р. Харродом,

1 См.: Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход. -
М.: Иностр. лит., 1959.

2 См.: Самуэльсон П.А. Экономика: Вводный курс. - М: Алфавит,
1993. - Т.1; Самуэльсон П. Экономика: Вводный курс. - М: Про­
гресс, 1964.

3 См.: Харрод Р. К теории экономической динамики. - М.: Иностр.
лит., 1959.

4 См.: Хикс Дж.Р. Стоимость и капитал: Пер. с англ./Общ. ред. и
вступ. ст. P.M. Энтова. - М.: Прогресс, 1993.

10-0076

' 145

Дж.Хиксом и П. Самуэльсоном и включен в неокейнсианские модели экономического роста.

Авторы этой теории утверждают, что изменение в спросе на готовую продукцию, в том числе на потребительские това­ры, вызывает более резкие изменения в величине капитала, необходимого для производства этой продукции. Другими словами, рост спроса на потребительские товары вызывает ускоряющийся рост капиталовложений в производство средств производства.

Причины явления "акселерации" авторы теории видят в следующем: 1) в длительности срока изготовления оборудова­ния, вследствие чего в период времени между возникновени­ем спроса на него и его выпуском неудовлетворенный спрос толкает к чрезмерному производству оборудования; 2) в дли­тельности срока использования оборудования, вследствие чего оно изнашивается постепенно и возмещается по частям, а процентное отношение новых инвестиций к этим восстано­вительным инвестициям оказывается больше процента при­роста продукции, вызвавшего новые инвестиции. Если, на­пример, при основном капитале в 500 млн. долл., изнаши­ваемом и возмещаемом ежегодно на 10% (50 млн. долл.), спрос на готовые изделия возрастает ежегодно на 10%, то к инвестициям на возмещение в 50 млн. долл. прибавляются новые (чистые) инвестиции в 50 млн. долл., и, таким обра­зом, увеличение спроса на продукцию на 10% вызовет удвое­ние производства оборудования.

Вследствие этих причин даже незначительные колебания спроса на готовую продукцию и прежде всего на предметы потребления могут (согласно "принципу акселерации") вы­звать резкие изменения в спросе на средства производства. При этом чем длительнее срок действия оборудования, т. е. чем относительно меньше ежегодная величина его возмеще­ния, тем резче будут колебания общего размера инвестиций.

Многие западные экономисты придают "принципу аксе­лерации" большое значение. Они считают, что он дает объяс­нение причин "кумулятивного процесса" - быстрого роста экономики на фазе подъема, а вместе с этим и причин обра­зования диспропорций, нарушений и даже "взрывов" на определенной стадии этого "кумулятивного процесса".

146

Итак, акселератор—ускоритель - это коэффициент от­ношения прироста инвестиций к вызвавшему его относитель­ному приросту дохода, потребительского спроса или готовой продукции. Он выражается следующей формулой:



Он служит количественным выражением "принципа ак­селерации", согласно которому, как отмечалось выше, каж­дый прирост или сокращение дохода, спроса или продукции вызывает (или требует) большего в относительном (процент­ном) выражении прироста или сокращения "индуцирован­ных" инвестиций.

Основу новейшей теории воспроизводства и экономичес­ких моделей цикла в западной мысли составляет сочетание "принципа акселерации" и "принципа мультипликатора". Получается система взаимодействующих рычагов: "мульти­пликатор" вызывает рост дохода, занятости и потребления, а "акселератор" стимулирует новые инвестиции, которые зано­во приводят в действие весь процесс развертывания "мульти­пликатора". По мнению западных экономистов, этот "сверх­кумулятивный процесс" способен обеспечить непрерывный, бескризисный рост капиталистической экономики, но при условии проведения соответствующей политики государ­ственных расходов. Если же этот "сверхкумулятивный про­цесс" предоставить самому себе, т. е. не регулировать, то он приведет к нарушению экономического равновесия.

"Акселератор", соединенный с "мультипликатором", представлен в виде уравнения дохода Дж. Хикса:



где It - автономные инвестиции; (I-S) - доля потребле­ния в национальном доходе или его приросте.

В зависимости от соотношения мультипликатора (или коэффициента склонности к потреблению) и акселератора динамика национального дохода (Y) или его приростов может

10* 147

принять равномерный или циклический характер. Цик­лические колебания возникают при соотношении

[(I - S) + V]2 < 4 • V . Таким образом, принцип акселератора рассматривается западными экономистами в качестве одного из главных объяснений причин экономических циклов.

Учебное задание

Для успешного усвоения темы и решения текущих и итоговых тестов необходимо изучить следующий материал, выносимый на семинарские занятия:

  1. Дж.М. Кейнс - родоначальник нового направления в экономической науке.

  2. Кейнс о причинах неустойчивости экономики и путях решения этой проблемы. Макроэкономическая модель.

  3. Теория мультипликационного процесса.

  4. Неокейнсианство.

Особое внимание следует обратить на следующие вопро­сы:

  1. Интеллектуальная биография Дж.М. Кейнса. Причина написания и общая характеристика структуры и содержания главного произведения Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег". Отличие кейнсианского учения от пред­шественников. В чем состоит суть "кейнсианской револю­ции" и почему она положила начало новому направлению в экономической науке?

  2. Кейнсианская трактовка основных экономических ка­тегорий: кризиса, безработицы, экономической роли госу­дарства, совокупного спроса, процента, денег и др. Суть основного психологического закона. Механизм нарушения экономического равновесия, его причины и последствия. Функциональная зависимость между инвестициями, заня­тостью, потреблением и доходами. Влияние производительно­го и личного потребления на экономическую динамику.

  3. Кому из экономистов принадлежит идея "мультипли­катора" и что он означает? Что выражает кейнсианский муль­типликатор дохода? В чем состоит суть механизма "муль­типликатора инвестиций"? "Предельная склонность к потре-

148

блению" и ее связь с величиной мультипликатора и другими экономическими показателями. Формула мультипликатора и ее модификации. Двоякое объяснение формальной зависи­мости коэффициента прироста национального дохода от ве­личины инвестиций.

4. Последователи учения Кейнса. Принцип акселерации и причины явления акселерации. Формула акселератора. Суть "сверхкумулятивного процесса". Уравнение национального дохода Дж. Хикса.

Текущие тесты

Тест 1. Укажите причины написания Кейнсом "Общей теории занятости, процента и денег":

а) рост монополий, б) увеличение денег в обращении, в) рост цен, г) "великая депрессия", д) необходимость выхода из глубокого кризиса, е) жесткое регулирование экономики государством, ж) ускорение роста инвестиций.

Тест 2. Какие меры по выходу из кризиса предлагали неоклассики:

а) регулирование денежной массы, б) активное вмеша­тельство государства в экономическую жизнь, в) ограничение деятельности монополий, г) законодательное регулирование цен, д) дефицит государственного бюджета?

Тест 3. Что из нижепречисленного отстаивал Кейнс:

a) "laissez faire", б) "невидимую руку рынка", в) автома­тическую настройку рыночной экономики, г) регулирование капитализма, д) снижение цен на продукты питания, е) сво­бодный выход из кризиса, ж) ограничение денежной массы, з) полную занятость, и) абсолютную занятость?

Тест 4. Какие причины, по Кейнсу, привели к великой депрессии:

а) высокие цены на товары, б) низкие цены на товары, в) гипертрофированная денежная масса, г) недостаточный со­вокупный спрос, д) недостаточный производительный спрос, е) недостаточный потребительский спрос, ж) ограниченность ресурсов, з) полная занятость, и) недостаточное расходование доходов, к) предпочтение ликвидности, л) недопотребление, м) опережение роста доходов относительно потребления,

149

н) низкая норма прибыли на капитал, о) высокий ссудный процент?

Тест 5. Выберите термины и категории, введенные в экономическую науку Кейнсом:

а) процент, б) инвестиции, в) ликвидность, г) кризис, д) совокупный спрос, е) основной психологический закон,

ж) занятость, з) предпочтение ликвидности, и) совокупное
предложение, к) ставка ссудного процента, л) мультиплика­
тор, м) мультипликатор занятости, н) мультипликатор дохода,
о) мультипликатор инвестиций, п) предельная склонность к
потреблению, р) акселератор, с) сверхкумулятивный процесс.

Тест 6. Укажите причины, которыми Кейнс объяснил недостаточный совокупный спрос:

а) отставание роста потребления населения от роста их дохода, б) предпочтение ликвидности, в) диспропорции в экономике, г) несовершенство механизма ценообразования, д) невысокая норма прибыли на капитал, е) высокий уровень процента.

Тест 7. Какие меры, по Кейнсу, способны вывести эко­номику из кризиса:

а) проведение умеренной инфляции, б) повышение пре­дельной эффективности капитальных вложений, в) пониже­ние Центральным банком учетной ставки процента, г) ак­тивное вмешательство государства в экономику, д) создание дополнительных рабочих мест, е) рост производительного спроса, ж) рост потребительского спроса, з) развитие потре­бительского кредита?

Тест 8. Какому из перечисленных экономистов принад­лежит идея мультипликатора:

а) А. Маршаллу, б) А. Курно, в) Ф. Эджуорту, г) В. Ле­онтьеву, д) Г. Госсену, е) Дж.Б. Кларку, ж) Дж.М. Кейнсу,

з) А. Афтальону, и) Р. Кану, к) П. Самуэльсону, л) Дж.
Хиксу?

Тест 9. Назовите последователей Кейнса:

а) А. Маршалл, б) К. Маркс, в) Ж.Б. Сэй, г) Э. Хансен, д) П. Самуэльсон, е) М. Фридмен, ж) Дж. Хикс, з) Р. Кан, и) Е. Домар, к) Р. Харрод, л) Ф. Хайек, м) Л. Мизес, н) Дж. Гэлбрейт, о) Т. Веблен, п) Дж.М. Кларк.

Тест 10. Выберите правильное определение кейнсиан-ского мультипликатора:

150

а) произведение прироста дохода и прироста инвести­ций, б) отношение прироста инвестиций к приросту дохода, в) отношение прироста дохода к приросту инвестиций.

Тест 11. Выберите правильное определение акселератора: а) произведение прироста дохода к приросту инвестиций, б) отношение прироста дохода к приросту инвестиций, в) от­ношение прироста инвестиций к приросту дохода.

Темы контрольных работ (рефератов)

  1. Структура и основные идеи работы Дж.М. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег".

  2. Кейнсианская макроэкономическая модель.

  3. Отличие учения Дж.М. Кейнса и А. Маршалла.

  4. Вклад Дж.М. Кейнса в экономическую науку.

  5. Экономическое учение последователей Дж.М. Кейнса.

ЛИТЕРАТУРА

Кейнс Дж.М. Избранные произведения: Пер. с англ. /Предис, коммент., сост. А.Г. Худокормов. - М.: Экономика, 1993. - С. 224-518.

История экономических учений. 4.2. - С. 109-124.

Хикс Дж.Р. Стоимость и капитал. - М.: Прогресс, 1993.

Похожие:

СуринА. И. История экономики и экономических учений: Учебно-метод пособие iconИстория экономических учений учебно
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов-заочников, изучающих курс истории экономических учений, составлено в соответствии...
СуринА. И. История экономики и экономических учений: Учебно-метод пособие iconИстория экономических учений краткий курс Учебно
М-18 История экономических учений. Краткий курс: Учебно-методическое пособие. — Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета...
СуринА. И. История экономики и экономических учений: Учебно-метод пособие iconПрограмма дисциплины История экономических учений для специальности «Статистика» Автор Гловели Г. Д
История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М, 2009
СуринА. И. История экономики и экономических учений: Учебно-метод пособие iconИстория экономических учений
...
СуринА. И. История экономики и экономических учений: Учебно-метод пособие iconНациональный исследовательский технологический университет «мисиС» Кафедра экономической теории О. А. Груздева история экономики и экономических учений
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
СуринА. И. История экономики и экономических учений: Учебно-метод пособие iconУчебно-методический комплекс дисциплины история политических и правовых учений для студентов юридического факультета
Учебно-методический комплекс дисциплины «История политических и правовых учений» / авт сост. Н. М. Золотухина, В. В. Оксамытный....
СуринА. И. История экономики и экономических учений: Учебно-метод пособие icon1. периодизация истории экономических учений в большинстве случаев в основу периодизации положены этапы всемирной истории
По мере накопления эти знания обобщаются, систематизируются и принимают форму экономических учений, впоследствии преобразующихся...
СуринА. И. История экономики и экономических учений: Учебно-метод пособие iconУчебно-методическое пособие по курсовому проектированию по дисциплине «Гидропривод и гидропневмоавтоматика»
Расчет гидравлических приводов станочного оборудования: Учебно-метод пособие по курсовому проектированию по дисц. «Гидропривод и...
СуринА. И. История экономики и экономических учений: Учебно-метод пособие iconРабочая программа учебной дисциплины история экономических учений
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
СуринА. И. История экономики и экономических учений: Учебно-метод пособие iconУтверждено на заседании кафедры теории государства и права и конституционного права (протокол №6 от 22. 01. 10 г.) Дисциплина «история политических и правовых учений» Учебно-методический комплекс Челябинск 2010
Истории политических и правовых учений в целом, описание структур политико-правовых доктрин, приемы работы с литературой и источниками,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©tnu.podelise.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница