Планы семинарских занятий Омск 2004 Составитель: М. Ф. Лучанова, канд пед наук, доц каф философии и ск




НазваниеПланы семинарских занятий Омск 2004 Составитель: М. Ф. Лучанова, канд пед наук, доц каф философии и ск
страница1/4
Дата конвертации11.07.2013
Размер0.5 Mb.
ТипПланы семинарских занятий
  1   2   3   4


Министерство образования и науки Российской Федерации

Омский государственный технический университет


История мировой художественной литературы

Планы семинарских занятий


Омск 2004
Составитель: М. Ф. Лучанова, канд. пед. наук, доц. каф. философии и СК



Методические указания предназначены для студентов гуманитарного факультета специальности «Связи с общественностью» дневной и вечерней форм обучения, преподавателей, разрабатывающих и ведущих курс истории мировой художественной литературы.

Планы семинарско-практических занятий дают представление о концептуально-проблемной структуре дисциплины, об общей направленности самостоятельной работы студентов, приемах ее организации.


Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета

Введение


Данная система занятий сложилась в течение последних пяти лет работы над курсом истории мировой художественной литературы в Омском государственном техническом университете на гуманитарном факультете. Небольшой объем курса обусловил постепенное осмысление концепции, которая определилась как идея развития читательской культуры студентов в пространстве их будущей профессии. Основой концепции стало диалогическое движение мировой художественной литературы от древности до современности в проблематике, актуальной для нашей сегодняшней действительности:

  1. Осознание словесной жизнедеятельности человека как высшей формы его творчества.

  2. Освоение форм поэтического творчества, обусловленных восприятием людьми картины мира в различные эпохи.

  3. «Магистральные» пути исторического движения мировой художественной литературы.

  4. Проблемы обновления форм и языка словесного творчества в процессе исторического развития литературы.

  5. Проблематика искусства слова 20-го века в культурном пространстве современности.

Данный курс неизбежно должен был стать максимально культурологи чески интегрированным, обобщенным, концептуально целостным.

Расширение круга чтения студентов, ориентация на высшие уровни словесного творчества художников разных эпох, выстраивание «классического списка» чтения, формирование представлений об открытости читательской культуры, совершенствование читательских навыков самостоятельного анализа литературно-художественного текста – все это легло в основу разработанных планов семинарско-практических занятий по истории мировой художественной литературы, предлагаемых в данном пособии.

Помимо планов, в пособие включено несколько «образцов» реферативных заданий с рекомендациями преподавателя для дальнейшей работы над темами и варианты учебных тестов и заданий, используемых в ходе семинарско-практических занятий.

Итак, пособие состоит из трех основных разделов:

  1. Планы семинарско-практических занятий со списками литературы по темам к курсу.

  2. Реферативная работа студентов.

  3. Тесты и «тестовые» варианты заданий для контроля знаний.

Раздел 1

Практические занятия

по истории мировой художественной литературы (I курс)

I семестр

Занятие 1. Миф и словесное творчество. Искусство и литература

Цель занятия: постижение природы мифа, его творческого начала, специфики и связи с художественным творчеством; совершенствование навыков студентов в определении и соотнесении теоретико-литературных понятий, их дефиниции, «выстраивания» терминологических рядов; углубление представлений о жанровой природе художественных произведений, развитие навыков анализа художественного текста.

План занятия

  1. Картина древнего мира. Миф как отражение человека в мире.

  2. Понятие о мифе. Мифема, мифологема.

  3. Мифы творения. Творческое задание: разработать тест по содержанию мифов творения.

  4. Миф, легенда, предание.

  5. Мифологизация, демифологизация, ремифологизация. Содержание их в истории литературы.

  6. Миф и словесное творчество человека.

  7. Миф и искусство. Творческое задание: рассказ об одном из современных мифов.

Список рекомендуемой литературы

  1. Аполлодор. Мифологическая библиотека. – Л.: Наука, 1972. – 213 с.

  2. Боннар А. Греческая цивилизация: В 3-х т. – Т. 1. – М.: Искусство, 1992. – 202 с.

  3. Грейвс Р. Мифы древней Греции. – М.: Прогресс, 1992. – 620 с.

  4. Дубов Н. Почему нужно знать античную мифологию // Юность. – 1970. – № 7.

  5. Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции (любое издание).

  6. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. – М.: Сов. энциклопедия, 1987.

  7. Современное зарубежное литературоведение. Энциклопед. справ. – М., 1996. (Статьи: Миф. Мифема. Мифологема. Мифологическая критика. Мифопоэзия.)

  8. Учебные пособия по античной литературе.


Занятие 2. Древнегреческий эпос

Цель занятия: введение в содержание категории и природу эпоса, освоение специфики эпического рода словесного творчества, его жанрового воплощения, развитие навыков анализа эпического текста.

План занятия

  1. Миметическая и катартическая природа творчества, искусства.

  2. Эпос: дефиниция понятия, эпичность как свойство бытия человека и его творчества.

  3. Эпический род литературы, его жанровое многообразие.

  4. Творческое задание: построить схему (парадигму) эпических жанров и разработать их «диалог» о своем значении.

  5. Поэтика древнегреческого эпоса. «Илиада» и «Одиссея» Гомера: сценарий в форме повествования Гомера о себе, рождении поэм, их построении (композиции), стихе (строке), поэтическом размере.

  6. Поэтическая композиция: выразительное чтение фрагментов поэм, представляющих сюжетное сложение произведений. Песнь как структурная единица текста поэм.

  7. Поэмы Гомера в искусстве последующих эпох. – Сообщения студентов. Рефераты.

Список рекомендуемой литературы

  1. Ауэрбах Э. Мимесис. – М.: Прогресс, 1976. – 555 с.

  2. Боннар А. Греческая цивилизация. – М.: Искусство, 1976.

  3. Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. – М.: Прсвещение, 1968. – 303 с.

  4. Учебные пособия по античной литературе.


Занятие 3. Лирика древней Греции

Цель занятия: введение в природу лирического рода литературы; развитие представлений о развитии поэзии внутреннего мира человека, о жанровом многообразии лирического мира; совершенствование навыков анализа лирического текста.

План занятия

  1. Поэтическая композиция: лирика древнегреческих поэтов.

  2. Творческое задание: попытаться «положить» лирический текст на музыку (специфика древнегреческого ритма, образа переживания).

  3. «Жанровая картина» древнегреческой лирики: составление схемы-парадигмы и комментарии к ней.

  4. «Портреты» древнегреческих поэтов: сообщения студентов с выразительным прочтением одного стихотворения.

  5. Тест. Контрольная работа.

Список рекомендуемой литературы

  1. Боннар А. Греческая цивилизация. – М.: Искусство, 1976.

  2. Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. – М.: Просвещение, 1968.

  3. Дрыжакова Е. В волшебном мире поэзии. – М.: Просвещение, 1978. – 203 с.

  4. Учебные пособия по античной литературе.


Занятие 4. Древнегреческая трагедия

Цель занятия: постижение понятия о древнегреческом театре, его природе, происхождении; углубление в природу трагического и его пафос; развитие представлений о древнегреческой трагедии как жанровом воплощении специфики драматургического рода.

План занятия

  1. Театр как эстетическое пространство: разработка «экскурсии» в древнегреческий театр. «Открытое» пространство театра.

  2. Структура драматического действия: описание последовательности «театрального действа».

  3. Этимология терминов, включение их в сюжет трагедии Софокла «Царь Эдип».

  4. Творческое задание: разработать тест на основе литературных терминов.

  5. «Трагическая ирония». Зритель и спектакль. Миф и автор трагедии. «Поправка» автора к понятию о фатуме, судьбе, роке. – Сообщения студентов.

  6. «Игра»: кому принадлежат фрагменты цитат, реплик…?

  7. Выразительное чтение одного фрагмента трагедии.

Список рекомендуемой литературы

  1. Боннар А. Греческая цивилизация. – М.: Искусство, 1976.

  2. Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. – М.: Просвещение, 1968.

  3. Каллистов Д. П. Очерки истории античного театра. – М.: Искусство, 1976.

  4. Учебные пособия по античной литературе.


Занятие 5. Библия. Собеседование

  1. Структура повествования в Священном Предании и Священном Писании.

  2. Книга Иова.

  3. Книги Царя Соломона.

  4. Книга пророка Ионы.

  5. Евангелие.

  6. Деяния Св. Апостолов.

  7. Послания Св. Апостолов.

  8. Откровение Иоанна Богослова.


II семестр

Занятие 1. Литература древнего Китая

Цель занятия: творческое освоение студентами специфики древнего сознания Китая, мифологической картины мира, смыслов бытия человека, основных памятников древней китайской словесности, диалогического характера древней литературы, ее актуальности в нашем современном мире, организация самостоятельной работы студентов, усвоение категориально-понятийного, терминологического ряда темы, совершенствование навыков анализа литературных произведений древности.

План занятия

  1. Вступительное слово преподавателя, формулирующего цель занятия.

  2. Общая характеристика времени, культурного пространства древнего Китая (по лекции, учебным пособиям).

  3. Мифологические представления и картина мира в сознании древнего Китая. Специфика древнекитайской мифологии, ее обусловленность.

  4. Жанровая картина древнекитайской словесности.

  5. «Книга Перемен»: жанровая природа, система знаков-символов, основные структурные элементы.

  6. «Радиопередача» о древнекитайской литературе как творческий способ обобщения знаний студентов.

  7. Анализ фрагментов (письменный) художественных текстов:

Тайна

Разгадка тайны

О согласная тайна! Как хаос действует и не имеет конца, Непосредственно отображается небом. Свет и тьма стоят радом, как два и три. Коль скоро единый свет стоит над всем развитием, То все сущее обретает телесность через него. Миры и страны, царства и домы В троичной развернутости находят свершения. И вот простирано оные девять девяток, В них же – роды счисления. В строфах подъемлю мрежи множеств И множества объединяю в именах.

О полнота! О Солнце! В его же блеске, свете, ясности, яркости, Пять красок чисто сияют! Ночь … ее разгадаю как Тьму; День … его разгадаю как Свет. Разгадка дней и ночей – То в зле, то в добре. Свет полагает пять благословений. Они же относятся к восхождению. Тьма таит шесть крайностей. Они же относятся к нисхождению.


Отметить ассоциации с «Библией», с древнеегипетской литературой.


Занятие 2. Древняя Индия и ее словесность

Цель занятия: актуализация основных смыслов древнеиндийской литературы в системе представлений о классической природе памятников словесности древней Индии, в современных творческих формах восприятия культуры, литературы древности создание живых представлений об актуальной проблематике древнеиндийских памятников словесности на фоне истории древней Индии, ее пространства, специфики языковой картины.

План занятия

  1. Вступительное слово преподавателя, формулирование цели занятия.

  2. На основе предварительного творческого задания (группа студентов) «нарисовать» образ древней Индии:

а) «сложная» мозаика этносов;

б) языки древней Индии в ее культурном и реальном пространстве;

в) специфика древнеиндийской словесности;

г) современность Индии и ее древняя словесность.

  1. Основные понятия, термины, связанные с древнеиндийской словесностью.

  2. Содержание «Ригведы», «Махабхараты», «Рамаяны» – композиция, подготовленная группой студентов.

  3. Структурные особенности памятников (создание схем, парадигм, отражающих проблему).

  4. Письменные ответы на вопросы, сформулированные группой студентов по памятникам древнеиндийской словесности.

  5. Тест.


Занятие 3. Словесность древней Японии

Цель занятия: углубление восприятия студентов в феномен «островного» сознания древней Японии, сущностное освоение древними японцами ценности земного существования человека, природы, «экономный» взгляд на мир космический и реально-бытовой, на необходимость «острого» зрения человека, возможность отражения в «малом» мире «бесконечного» мира; «погружение» восприятия, мышления студентов в мифологические представления древней Японии, их циклический характер, категориальную иерархию, магическую природу мифологии Японии. Проникновение буддийской мифологии в связи с распространением континентальной культуры в древней Японии. Основное внимание сосредоточивается на поэтическом мироощущении, формах поэзии, особенно танке, хокку как явлениях собственно японской литературы, отражающих природный характер художественного сознания японцев.

План занятия

  1. Вступительное слово преподавателя: творческая концепция и цель занятия.

  2. Композиция деятельности студентов:

а) у карты Японии: остров – пространство и «образ мира»;

б) специфика мифологии Японии (сообщение студента);

в) поэтика танки (опыт анализа текста);

г) поэтика хокку (опыт анализа текста);

д) поэты Японии – композиция с портретными зарисовками;

е) комментарий фрагментов статьи О. Мандельштама «Девятнадцатый век»: диалог западно-европейской и восточной (японской) словесности. Актуальность диалога.

  1. Письменный анализ поэтического текста (танки, хокку – на выбор студента).


Занятие 4. Круглый стол: «Древняя литература диалогическое пространство смысловых знаков»

Цель занятия: осмысление смысловых парадигм древней литературы; активизация деятельности студентов по обобщению теоретических и историко-литературных знаний о древней словесности.

План занятия

  1. Природа знака, символа, их функция в движении художественного сознания.

  2. Семиотическая функция литературы как вида искусства.

  3. Смысловые парадигмы древней словесности:

а) Греции;

б) Египта;

в) древнееврейской словесности;

г) древнего Китая;

д) древней Индии;

е) древней Японии.

Студенты готовят сообщения и вопросы по содержанию занятия.


Занятие 5. Тест по курсу «История древней литературы»

Список рекомендуемой литературы

  1. Вейнберг И. Н. Человек в культуре Ближнего Востока. – М., 1986.

  2. Вольская Н. С. Семиотика древнегреческого мифа // Вопросы философии. – 1972. – № 4.

  3. Древние культуры Китая. – Новосибирск, 1995.

  4. Еремеев А. Ф. Происхождение искусства. – М., 1970.

  5. Есипова М. В. Музыкальное видение мира и идеал гармонии в древнекитайской культуре // Вопросы философии. – 1994. – № 6.

  6. История всемирной литературы. – Т. 1. – М.: Наука, 1983. – 583 с.

  7. Конрад Н. И. Запад и Восток. – М., 1972.

  8. Мифы народов мира: Энциклопедия. – В 2-х тт. – М., 1987.

  9. Современное зарубежное литературоведение. – М., 1996.

Практические занятия

по истории мировой художественной литературы (II курс)

III семестр

Занятие 1. Мир Средневековья и его художественная словесность

Цель занятия: введение в природу Средневековья и специфику литературы средних веков; развитие представлений о родо-жанровой картине литературы, способах выражения мироощущения и мировосприятия человека средневековья в искусстве слова.

План занятия

  1. «Парадигма» сознания человека средних веков (схему составляют студенты, комментируя основные свойства, качества сознания, сравнивая его с сознанием человека древнего мира).

  2. «Культурная» парадигма эпохи Средневековья: уровни культуры, ее основные категории и их отражение в литературе. – Сообщения студентов.

  3. Эпос Средневековья. «Песнь о Роланде»: сравнительный анализ в соотнесенности с эпосом Гомера: сходное и отличное.

  4. «Куртуазная» поэзия: понятие, поэтическая композиция, поэтика текста. – Групповые задания студентам.

  5. Поэзия вагантов. Разработка сценария:

а) образ «бродячего» певца;

б) жанры поэзии;

в) лирические переживания вагантов – «прародина» авторской поэзии.

Список рекомендуемой литературы

  1. Аверинцев С. С. Поэты. – М., 1996.

  2. Аверинцев С. С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью: Из истории культуры средних веков и Возрождения. – М., 1976.

  3. Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. – Спб., 1995.

  4. Богословие в культуре Средневековья. – Киев, 1992.

  5. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. – М.: Искусство, 1984. – 320 с.

  6. Художественный язык средневековья. – М., 1982.

  7. Эко У. Средние века уже начались // Иностранная лит. – 1994. – № 4.



  1   2   3   4

Похожие:

Планы семинарских занятий Омск 2004 Составитель: М. Ф. Лучанова, канд пед наук, доц каф философии и ск iconПланы семинарских занятий архангельск 2008 Рассмотрены и рекомендованы к изданию кафедрой гуманитарных и социальных дисциплин агту составитель: Илатовский В. П., доц., канд ист наук
Север в истории России: планы семинарских занятий и тематика рефератов / сост. В. П. Илатовский. – Архангельск: Изд-во агту, 2008....
Планы семинарских занятий Омск 2004 Составитель: М. Ф. Лучанова, канд пед наук, доц каф философии и ск iconКачество воды (гигиеническая оценка, методы улучшения) Методические рекомендации
Рецензенты: доц каф гигиены и медицинской экологии Белорусской медицинской академии последипломного образования, канд мед наук С....
Планы семинарских занятий Омск 2004 Составитель: М. Ф. Лучанова, канд пед наук, доц каф философии и ск iconСистема менеджмента качества в современном университете: достижения, проблемы и перспективы
Солодков А. П., д б н., профессор Прищепа И. М., канд пед наук, доцент Турковский В. И., канд пед наук, доцент Ракова Н. А., канд...
Планы семинарских занятий Омск 2004 Составитель: М. Ф. Лучанова, канд пед наук, доц каф философии и ск iconВ россии XIX начала XX веков методические указания, планы семинарских занятий, темы контрольных и курсовых работ Для студентов 2 курса исторического факультета заочного отделения Издательство «Самарский университет» 2004
Методические указания, планы семинарских занятий, темы контрольных и курсовых работ
Планы семинарских занятий Омск 2004 Составитель: М. Ф. Лучанова, канд пед наук, доц каф философии и ск iconПланы семинарских занятий по общепрофессиональным дисциплинам для студентов специальности «социология» Часть 1
Планы семинарских занятий по общепрофессиональным дисциплинам для студентов специальности «социология» рассмотрены и рекомендованы...
Планы семинарских занятий Омск 2004 Составитель: М. Ф. Лучанова, канд пед наук, доц каф философии и ск iconПланы семинарских занятий для студентов дневного факультета Тема 1
«Юриспруденция» и содержат программу курса «Правоохранительные органы», планы семинарских занятий, перечень необходимых нормативно-правовых...
Планы семинарских занятий Омск 2004 Составитель: М. Ф. Лучанова, канд пед наук, доц каф философии и ск iconОбъедков И. В. О29 История отечественной журналистики: Планы семинарских занятий
О29 История отечественной журналистики: Планы семинарских занятий. – М.: Мгту га, 2004. – 28 с
Планы семинарских занятий Омск 2004 Составитель: М. Ф. Лучанова, канд пед наук, доц каф философии и ск iconПрограмма курса, планы практических занятий, темы контрольных работ и методические рекомендации Екатеринбург 2003 Составитель: доцент, канд ист наук Э. А. Черноухов Курс «История российского конституционного права»
Отделение архивоведения, документоведения и информационно-правового обеспечения управления
Планы семинарских занятий Омск 2004 Составитель: М. Ф. Лучанова, канд пед наук, доц каф философии и ск iconПланы семинарских занятий по социологии Программа семинарских занятий
Цель семинарского занятия: Ознакомиться с направлениями социологической мысли, рассмотреть основные социологические школы, выявить...
Планы семинарских занятий Омск 2004 Составитель: М. Ф. Лучанова, канд пед наук, доц каф философии и ск icon«субъектная позиция учащихся как условие формирования их социальной компетентности в многомерном образовательном пространстве гимназии»
Научный руководитель проекта: Гребенникова В. М., канд пед наук, доц. Кубанского государственного университета
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©tnu.podelise.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница