Какие показатели являются существенными для сопоставления разноструктурных языков на фонологическом уровне?




Скачать 46.74 Kb.
НазваниеКакие показатели являются существенными для сопоставления разноструктурных языков на фонологическом уровне?
Дата конвертации14.07.2013
Размер46.74 Kb.
ТипВопрос
Cеминар 2.

Типология фонологических систем.


Вопросы для обсуждения:


1. Фонема как основная единица сопоставления на фонологическом уровне. Функции, которые выполняет фонема.

  1. Какие показатели являются существенными для сопоставления разноструктурных языков на фонологическом уровне?

  2. Приведите примеры оппозиций и корреляций.

  3. Каким образом была разработана система бинарных различительных признаков отдельных фонем? Какие классы признаков выделяются в этой системе?

  4. Одним из показателей для типологического анализа является фонемная дистрибуция и частота использования фонем. Чем она может быть обусловлена в отдельных языках?

  5. В каких языках гласные фонемы выполняют грамматическую функцию, а согласные выражают лексическое значение слова? Актуально ли такое распределение функций для русского, английского языков?

  6. Какие разновидности гласных можно выделить в структуре английского языка? Представлены ли эти разновидности в русском языке? Почему сочетания /ай/ в словах май, дай, край и /ой/ в словах пой, зной, злой не являются дифтонгами?

  7. Какие признаки имеют фонологически существенное значение для системы русских и английских гласных?

  8. Какие различия можно выявить в рамках подсистемы согласных фонем в английском и русском языках при сопоставлении инвентаря по следующим признакам:

- количество фонем;

- наличие различных классов (взрывные, щелевые и т.д.);

- зоны артикуляции. В каких классах наблюдается наибольшее расхождение?

10. В каком из языков случаи исторического чередования представлены наиболее полно?

11. Почему факт изменения ударения в производных словах английского языка типа policy – political не может служить основанием для типологической оценки английского ударения как подвижного?

12. Интонация представляет собой сложное образование, состоящее из ряда компонентов. Каковы эти компоненты, какие из них наиболее изучены? Какие недостаточно изучены и не могут быть учтены в типологическом отношении?

13. Какие типы слогов выделяются и каково их распределение в русском и английском языках?


Задания:

        1. Распределите нижеследующие примеры на две группы: а) фонологические оппозиции; б) фонологические корреляции:

а) p – b; f – v; s – z; k – g; t – d; tƒ – dg;

б) п – п’; б – б’; м – м’; т – т’; л – л’;

в) i: - i; u: - u; o: - o;

г) i: - u:; i – u; a: - o:; æ – a:; ^ - o:.

2. Обоснуйте необходимость проверки выделенных согласных в нижеследующих русских словах:

а) суп, хлеб, столп, груб, дом

б) «Я не буду больше тесать. Надоела мне эта теска». «Сколько тезок собралось в нашем классе? А вот у меня нет тезки». В какой оппозиции находятся подчеркнутые фонемы в примерах б) и в)?

3. Почему в исходе следующих слов не возникает необходимость проверки согласных: смотр, оркестр, смысл?

4. Приведите ряды оппозиций по признаку подъема у гласных в двух языках (в пределах разных подъемов). Например,

Англ. Русск.

i: - æ seed – sad; seat – sat и – э пил – пел; линь – лень…

5. Какой тип корреляции можно выделить в английской подсистеме согласных? Например, park – bark; and – ant; coal – goal; veal – feel; bus – buzz, rich – ridge. В каких позициях в слове данные коррелятивные пары образуют фонологические оппозиции в подсистеме английских согласных?

6. Дайте мелодический рисунок следующих английских вопросительных предложений:

Shall I do it or will you do it yourself?

Are you going out or do you prefer to stay at home?

Переведите эти вопросы на русский язык и дайте их мелодический рисунок. Какого рода межъязыковые отношения (изоморфные, алломорфные) выявляет сопоставление альтернативных вопросов в английском и русском языках?

7. Распределите нижеприведенные слова по группам соответственно типам слогов:

Англ. air, pat, snow, car, art, cork, or, out, book, I, it, tip, pay, pour.

Русск. но, ком, зал, у (предлог), а (союз), он, ум, фунт, пол, юг, па, ре, том.


СПИСОК ТЕРМИНОВ

Сегментные и супрасегментные фонологические единицы, фонетико-фонологическая и просодическая типология; фонема, конститутивная функция фонем, дистинктивная (дифференциальная) функция фонем, дистрибутивный анализ: дополнительная, контрастная и не-контрастная дистрибуция, аллофоны, свободные варианты фонем, оппозиционный анализ, общие и дифференциальные признаки фонем, фонологические значимые и сопутствующие признаки фонем, фонологические оппозиции (фонологически значимые, дистинктивные, функциональные), недистинктивные оппозиции; привативные, градуальные и эквиполлентные фонологические оппозиции; нейтрализация оппозиции; фонологические корреляции, коррелятивный признак; артикуляционные и акустические признаки; сила оппозиции

Вокалические и консонантические языки, системный и функциональный вокализм/консонантизм; фонологические артикуляционно-акустические признаки гласных фонем: подъем, ряд, лабиальность, долгота, стабильность артикуляции (бифонемность) – «ядро» + «глайд», назализация, фарингализация; вокалический минимум; усеченность, напряженность гласных; фонологические артикуляционно-акустические признаки согласных фонем: наличие/отсутствие голоса - звонкие и глухие согласные, место образования преграды - губно-губные, губно-зубные, зубные, альвеолярные, заднеязычные (велярные), гортанные, способ образования преграды - смычные (взрывные), щелевые (фрикативные), смычно-щелевые (аффрикаты), смычно-проходные (сонорные и боковые); фортисные и линисные согласные, аспирация, противопоставление согласных по твердости/мягкости (палатализация и веляризация), дрожащий/ретрофлексный согласный; позиционное и исторические чередование согласных

Просодия слова (ударение), тоническое (музыкальное, мелодическое, хроматическое) ударение, силовое (выдыхательное, экспираторное, силовое) ударение, количественное ударение, фиксированное/подвижное ударение, главное/второстепенное ударение, рецессивная и ритмическая тенденция, словообразовательные и словоизменительные признаки ударения

Просодия предложения (интонация), основные компоненты интонации – мелодика, интенсивность, длительность (темп, паузы), ритм, тембр; фонологические (смыслоразличительные) функции интонации – структурно-синтаксическая, логико-коммуникативная, эмоционально-экспрессивная; интонема (интонационная модель), синтагма, интонационная шкала – предударная часть, шкала (восходящая, нисходящая, ровная), ядерный тон (фразовое ударение), заударная часть; ритмическая организация речи – ритмические группы, энклитики, проклитики

Слог; причины слияния звуков в единый произносительный комплекс - теория выдыхательного толчка, теория сонорности, теория мускульного напряжения; открытый/закрытый слог, прикрытый/неприкрытый слог, принципы слогоделения, ограничения на структуру слога, дистрибутивные ограничения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Какие показатели являются существенными для сопоставления разноструктурных языков на фонологическом уровне? icon1. общие положения
Данные правила являются попыткой смоделировать войну на море в период 1910 16 гг на оперативно-тактическом уровне. При незначительных...

Какие показатели являются существенными для сопоставления разноструктурных языков на фонологическом уровне? iconО роли и месте русского языка в преподавании иностранных языков в мгимо
В настоящей статье мы рассмотрим несколько проблем, которые являются общими для преподавателей русского языка, в т ч русского языка...

Какие показатели являются существенными для сопоставления разноструктурных языков на фонологическом уровне? iconВведение 2
От того, какие процессы происходят в динамике и уровне развития, какие при этом происходят структурные изменения в национальной экономике,...

Какие показатели являются существенными для сопоставления разноструктурных языков на фонологическом уровне? iconЧто нужно для поступления?
Данная специальность предполагает и интерес к исследованиям в области других славянских языков, созданию, а также редактированию...

Какие показатели являются существенными для сопоставления разноструктурных языков на фонологическом уровне? icon185/65R14 Nokian Hakkapeliitta 7 шип 90t XL
Новая шина Nokian Hakkapeliitta 7 обладает всеми характеристиками, которые являются существенными для конечного потребителя. При...

Какие показатели являются существенными для сопоставления разноструктурных языков на фонологическом уровне? iconКонкурентоспособность муниципальных образований
Какие бы показатели или рейтинги не вводились для оценки эффективности, в конечном итоге все в той или иной мере сведется к показателям...

Какие показатели являются существенными для сопоставления разноструктурных языков на фонологическом уровне? iconНа заседании котировочной комиссии по рассмотрению и оценке котировочных заявок присутствовали
Существенными условиями муниципального контракта, который будет заключен с победителем в проведении запроса котировок, являются следующие:...

Какие показатели являются существенными для сопоставления разноструктурных языков на фонологическом уровне? iconСтатья 14 Термины «равенство перед законом»
...

Какие показатели являются существенными для сопоставления разноструктурных языков на фонологическом уровне? iconПояснительная записка Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов, изучающих физику как на базовом уровне, так и на профильном уровне.
Для учащихся, изучающих физику на профильном уровне, также большой интерес представляют методики решения практико-ориентированных...

Какие показатели являются существенными для сопоставления разноструктурных языков на фонологическом уровне? iconМетодическая разработка «Неделя иностранных языков» Подготовила преподаватель иностранных языков: Сидоренко И. Н. Михайлов, 2011 год «Иностранные языки для жизни!»
Методические рекомендации к проведению «Недели иностранных языков» в Михайловском экономическом колледже-интернате

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©tnu.podelise.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница