Семинар «Частные вопросы профилактики болезней органов дыхания»




Скачать 152.67 Kb.
НазваниеСеминар «Частные вопросы профилактики болезней органов дыхания»
Дата конвертации01.09.2013
Размер152.67 Kb.
ТипДокументы
Семинар

«Частные вопросы профилактики болезней органов дыхания»


Цель: Ознакомить слушателей курса ТУ с методами первичной и вторичной профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний у детей школьного возраста.

Содержание семинара: На фоне неблагоприятной демографической ситуации в стране отмечается уменьшение доли здоровых детей. Так, уровень заболеваемости в Российской Федерации среди детского населения в возрасте от 0 до 14 лет составляет 140-150 тыс. на 100 тыс. детского населения. Сформирована, так называемая, группа «школьных болезней».

Доля болезней органов дыхания у детей составляет 58,9%, органов пищеварения — 3,9%, болезней глаза и его придаточного аппарата — 3,5%, заболеваний костно-мышечной системы — 3,7% , травм — 7,5%. Для реализации Концепции развития здравоохранения РФ актуальными становятся: максимальное обеспечение населения доступной качественной медицинской помощью, поиск средств для повышения эффективности профилактики и лечения, совершенствование системы здравоохранения с использованием ресурсосберегающих технологий.

Профилактика заболеваний костно-мышечной системы

Сколиотическая болезнь у детей и подростков остается одной из наиболее серьезных и нерешенных проблем детской ортопедии. Это вызывает большой интерес к неинвазивным методам раннего выявления и мониторинга деформаций позвоночника. Комбинированный тест для выявления нарушений опорно-двигательного аппарата при проведении массовых осмотров включает: визуальное выявление нарушений осанки; визуальное выявление истинного сколиоза (методика ЦИТО им. Н.Н. Приорова); плантографию в скрининг-модификации для выявления продольного плоскостопия (методика А.В. Сидоровой).

С начала 70-х ХХ века годов во многих странах мира стали использовать оптико-топографические методы обследования формы поверхности тела. Начало их положено работами японского ученого Такасаки. Он впервые применил метод муаровой топографии для диагностического обследования пациентов. Основные достоинства этого и других оптико-топографических методов — полная безвредность, бесконтактность и объективизация результатов обследования. Опыт использования метода муаровой топографии для скрининг-диагностики деформации позвоночника наряду с высокой эффективностью выявил и его недостатки. Визуальная оценка деформации является «качественной»; велика доля ложно-положительных результатов; их количественное сопоставление затруднено из-за высокой трудоемкости обработки муаровых топограмм.

С начала 80-х годов на смену муаровому методу пришли альтернативные, в частности, метод КОМОТ. Он основан на проецировании структурированных изображений в виде матриц точек, систем линий и полос. Метод КОМОТ обеспечивает дистанционное и бесконтактное определение рельефа поверхности туловища пациентов. Используя выделенные анатомические ориентиры костных структур, строят выходные топографические формы, описывающие состояние дорсальной поверхности туловища и форму позвоночника пациента в трех плоскостях: фронтальной, горизонтальной, сагиттальной.

Области применения:

  • Массовые скрининг-обследования детского населения.

  • Мониторинг состояния детей из группы риска по патологии позвоночника.

  • Индивидуальный подбор ортопедических пособий.

  • Оценка эффективности консервативного лечения.

  • Оценка результатов оперативного лечения.

Исследование абсолютно безвредно для пациентов и обслуживающего персонала, обладает большой пропускной способностью: до 30 человек в час при скрининге и характеризуется высокой точностью восстановления рельефа поверхности спины, объективностью и высокой достоверностью.

Оценка состояния опорно-двигательного аппарата у детей требует не только статического, но и динамического исследования (стоя и при ходьбе). Характерные черты нормальной осанки у детей младшего школьного возраста: голова немного наклонена вперед; плечевой пояс незначительно смещен вперед, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль); линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1–2 см; изгибы позвоночника выражены слабо; угол наклона таза невелик. Характерные черты нормальной осанки у детей среднего школьного возраста: голова незначительно наклонена вперед к корпусу; плечи не выдвинуты вперед; на уровне груди — небольшой изгиб корпуса назад, лопатки отстают незначительно; поясничный лордоз постепенно уменьшается, живот еще выпячен, но менее выражено, чем у детей 6–7 лет.

Ось нижних конечностей у девочек — прямая или незначительно вальгусная (Х-образная), расстояние между стопами при осмотре в фас — до 2 см (два пальца); у мальчиков — прямая или незначительно варусная (О-образная), расстояние между голенями при осмотре в фас до 2 см (два пальца). Наиболее высокая стабильность физиологических особенностей осанки отмечается у детей 10 лет.

К истинному относят сколиоз, сопровождаемый торсией. Торсия (torsia) — это поворот позвоночника относительно собственной вертикальной оси, при котором остистые отростки отклоняются от срединной плоскости, образуя выпуклость, видимую при наклоне туловища. Основным приемом для выявления истинного структурного сколиоза считается осмотр со сгибанием позвоночника и наклоном туловища вперед. Наклон проводится медленно, руки свободно свисают вниз, ноги выпрямлены. При наличии сколиоза определяются асимметричное реберное выбухание в грудном отделе и мышечный валик в поясничном. Для более точного выявления торсии позвоночника осмотр следует проводить в двух положениях: сзади и спереди. При осмотре сзади, наклоняя туловище ребенка от себя, можно выявить торсию грудопоясничного и поясничного отделов; при осмотре спереди, наклоняя туловище ребенка к себе — торсию верхнегрудного и грудного отделов. Данное обследование проводит фельдшер дошкольного учреждения, школы, поликлиники.

Плоскостопие у детей может быть врожденным или приобретенным, причем последнее выявляется значительно чаще. Этот вид плоскостопия часто является следствием рахита и возникает в связи с некоторым размягчением костного скелета стопы и ослаблением общего тонуса мышечно-связочного аппарата. Для раннего выявления плоскостопия и своевременного проведения корригирующих действий необходим профилактический осмотр сводов стопы не только визуальный, но и с применением плантографии — отпечатков стоп.

Для массовых обследований дошкольников и школьников наиболее удобна плантография в скрининг-модификации по методике А.В. Сидоровой (с оценкой плантограммы по методике В.А. Яралова-Яралянца). На деревянную рамку высотой 2 см и площадью 40х40см натянуто полотно, поверх него — полиэтиленовая пленка. Снизу с помощью ватного тампона полотно смачивается чернилами для авторучки, разведенными водой (1:1). На пол под окрашенную сторону плантографа кладется лист чистой бумаги. Обследуемый становится обеими ногами или поочередно то одной, то другой ногой на середину полиэтиленовой пленки. Окрашенная ткань прогибается, соприкасаясь в местах давления стоп с бумагой, и оставляет на ней отпечатки стоп — плантограмму. При получении отпечатков стоп необходимо следить, чтобы обе ноги давили на пленку равномерно, с одинаковой нагрузкой. При раздельном получении отпечатков одна нога ставится на середину плантографа, другая — рядом с плантографом на пол. Для получения четкого отпечатка пальцев необходимо слегка прижать их рукой к полу. Заключение о состоянии опорного свода стопы делается на основании положения двух линий, проведенных на отпечатке. Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком; вторая, проведенная из той же точки, проходит к середине основания большого пальца.

Выводы на основании положения контура:

1) контур отпечатка стопы в срединной части не перекрывает линии — стопа нормальная;

2) первая линия внутри этого контура — стопа уплощена;

3) обе линии расположены внутри контура отпечатка — стопа плоская.

Дети с уплощенной и плоской стопами должны быть направлены на консультацию к ортопеду. Обследование и оценку плантограммы проводит медицинская сестра дошкольного учреждения, школы, поликлиники. Плантограммы должны храниться в «Медицинской карте ребенка для образовательных учреждений» или в «Истории развития ребенка».

Профилактика заболеваний дыхательной системы

Проблема острых респираторных заболеваний (ОРЗ) в педиатрической практике приобретает наибольшую актуальность, так как в структуре общей первичной заболеваемости детей на долю респираторных заболеваний приходится больше случаев, чем на все остальные болезни вместе взятые. В России средние затраты только во время одной эпидемии гриппа оцениваются экспертами в сумму, составляющую около 50 млрд руб. По разным данным, ущерб государству, наносимый одним случаем респираторной инфекции, составляет от 3 до 5 тыс руб. Хотя бóльшая часть острых респираторных заболеваний (ОРЗ) имеет легкое течение и не дает осложнений, они ухудшают самочувствие детей, препятствуют их повседневной активности, в том числе школьной.

Полиэтиологичность ОРЗ диктует необходимость внедрения новых средств и методов профилактики, а также разработки эффективных мер, особенно для массовых детских коллективов, для повышения неспецифической резистентности организма.

Лечебная физкультура способствует коррекции осанки, улучшению показателей внешнего дыхания и дренажной функции бронхов, обучению детей эффективному дыханию. Перенесшие ОРЗ больные уже через 2–3 недели могут заниматься в школе как физкультурой, так и спортом. Перенесшие осложненную пневмонию должны воздержаться от занятий соревновательным спортом в течение 2 мес, пока восстанавливается функциональный легочный кровоток.

Экспозиционная профилактика ОРЗ имеет целью предотвращение контакта ребенка с источником инфекции. С учетом путей распространения инфекции изоляция ребенка от больного играет ведущую роль в предупреждении ОРЗ. Основные предпринимаемые меры: ограничение контактов ребенка в сезоны повышения заболеваемости; сокращение использования городского транспорта для поездок; удлинение времени пребывания ребенка на воздухе; ношение масок членами семьи, имеющими признаки ОРЗ; тщательное мытье рук после контакта с больным ОРЗ; ограничение посещения детских учреждений детьми с катаральными симптомами. В очагах острых респираторных инфекций принимают следующие меры профилактики: введение карантина сроком на 7 дней с момента последнего случая заболевания; влажная уборка помещений; изоляция больных ОРЗ; ежедневный осмотр и интерферонотерапия контактных лиц.

Основными методами повышения сопротивляемости ребенка инфекционным агентам служат вакцинация и закаливание. В список прививок МЗ РФ, проводимых по эпидпоказаниям, включены лица с высоким риском развития гриппа или его осложненного течения и летального исхода, в частности: дети дошкольного возраста, школьники, студенты учебных заведений. В первую очередь показания к вакцинации имеют дети групп риска:

  • с хроническими легочными заболеваниями, включая больных астмой и хроническим бронхитом;

  • с болезнями сердца, в том числе со гемодинамическими изменениями;

  • получающие иммунодепрессивную терапию;

  • с серповидноклеточной анемией и другими гемоглобинопатиями;

  • больные сахарным диабетом, хроническими почечными и метаболическими заболеваниями;

  • с иммунопатологией, включая ВИЧ-инфекцию.

Обязательной вакцинации против гриппа подлежат дети в домах ребенка, школах-интернатах, дошкольных учреждениях. Для профилактики гриппа используют в основном инактивированные вакцины. Иммунизацию против гриппа инактивированными препаратами можно проводить в любое время года, начинать лучше осенью (сентябрь-ноябрь), перед началом гриппозного эпидсезона.

Бóльшая часть детей с острыми респираторными заболеваниями остается под наблюдением амбулаторно-поликлинического учреждения и не требует госпитализации. При этом важно, чтобы ребенок во время болезни не посещал детское дошкольное учреждение или школу. Наблюдение за ребенком может быть организовано на дому или в стационаре дневного пребывания в поликлинике. Вопрос об организации лечения на дому ребенка с острой респираторной инфекцией решается, как правило, участковым врачом-педиатром в зависимости от тяжести состояния ребенка, характера и течения заболевания, возраста ребенка и домашних условий.

Профилактика заболеваний глаз

Структура заболеваемости глаз у детей формируется в основном двумя группами нозологических форм — воспалительными заболеваниями придатков глаза (39%) и аномалиями рефракции, амблиопией, косоглазием, врожденной патологией сетчатки и зрительного нерва (58%). Распространенность миопии среди учащихся составляет 25–30%. Очень важно как можно раньше выявить так называемые группы риска, т.е. учащихся с предмиопией и спазмом аккомодации. Среди школьников процент близорукости повышается в среднем с 2,1% в первых классах до 16,2% по окончании школы. К 10-му классу распространенность прогрессирующей миопии возрастает в 3 раза.

У детей дошкольного и школьного возрастов на фоне гиперметропической рефракции и «слабости» аккомодационного аппарата может наблюдаться так называемый спазм аккомодации. При этом отсутствует полное расслабление аккомодации при зрении вдаль и происходит усиление клинической рефракции, т. е. возникает миопия, которую называют ложной. По некоторым данным, каждый шестой школьник страдает подобным нарушением. Причинами развития такого спазма являются отсутствие коррекции гиперметропии и особенно гиперметропического астигматизма, несоблюдение гигиены зрения, приводящие к длительному напряжению аккомодации. При спазме аккомодации и развитии псевдомиопии выявлено снижение реографического показателя в глазах, указывающего на нарушение гемодинамики и кровообращения в цилиарной мышце.

Наиболее распространенными патологиями пациентов с миопией становятся вегетососудистая дистония — 73–85% и изменения позвоночника — 71%. Склонность к артериальной гипотонии также служит фактором риска развития и прогрессирования миопии. На фоне вегетативной дисфункции спазм аккомодации развивается вследствие ригидности цилиарной мышцы при повышении зрительной нагрузки. Предполагается, что этот спазм, псевдомиопия и миопия развиваются чаще в период превалирования парасимпатической нервной системы.

Стойкое ослабление аккомодации и прогрессирование миопии у детей может произойти в результате инфекционно-аллергических заболеваний, хронического тонзиллита, ревматизма, острого нефрита, а также частых ОРЗ. При ослабленной аккомодационной способности усиленная зрительная работа на близком расстоянии становится для глаз непосильной нагрузкой. Организм вынужден изменить оптическую систему глаз, чтобы приспособить ее к работе на близком расстоянии без напряжения аккомодации. Это достигается главным образом удлинением передне-задней оси глаза в период его роста и формирования рефракции. Неблагоприятные гигиенические условия для зрительной работы оказывают влияние на развитие миопии лишь в той мере, в какой они затрудняют аккомодацию и побуждают чрезмерно приближать глаза к объекту. При таком механизме близорукость обычно не превышает 3 D.

До сих пор дискутируется вопрос о влиянии занятий за компьютером на функцию зрения школьников. Установлено, что контролируемое и регламентированное компьютерное обучение не оказывает отрицательного влияния на рост, развитие и состояние здоровья детей и способствует развитию работоспособности, пространственной ориентации, наглядно-действенного мышления. Это подтвердили результаты трехкратной проверки остроты зрения и осмотра окулиста. Исследования свидетельствуют, что снижение остроты зрения у школьников без соблюдения «Гигиенических требований к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» составило 23,3%, а в тех школах, где они соблюдались, — 21,8%. Значительно выше в тех же школах оказалась распространенность нарушений осанки (10–5,9%) и сколиоза (6,5–2,8%). Доказано, что современные персональные компьютеры практически полностью безопасны. Их излучение не сильнее, чем поля бытовых электроприборов или теле- и радиостанций, спутниковой и сотовой связи. Исследователи не обнаружили вредного воздействия электромагнитного излучения на орган зрения школьников. Основное влияние оказывают не электромагнитное излучение, а интенсивность и длительность работы с монитором и организация рабочего места.

Развитию спазма аккомодации способствуют:

  • несоответствие мебели в школе и доме росту ребенка;

  • плохое освещение рабочего места;

  • слабость шейных и спинных мышц;

  • отсутствие правильного распорядка дня;

  • поздний отход ко сну;

  • нерациональное по времени и качеству питание;

  • недостаточное пребывание на свежем воздухе;

  • пренебрежение утренней зарядкой, физкультурой и спортом;

  • частые и длительные просмотры телепередач.

Важное значение для профилактики близорукости имеет выявление лиц с повышенным риском и проведение упражнений для улучшения аккомодационной способности глаз. Все школьники с уменьшенным запасом относительной аккомодации и со сниженной остротой зрения для дали, а также те, у кого в семье есть больные с близорукостью, относятся к группе риска. Одно из основных требований профилактики нарушений зрения —систематические диспансерные осмотры учащихся врачом-офтальмологом (не реже одного раза в год). Главная задача диспансеризации и лечебных мероприятий при близорукости — приостановить или замедлить ее прогрессирование и предупредить осложнения. Лечение и профилактика заключаются в специальных занятиях для тренировки мышцы хрусталика. Кроме медикаментозных назначений окулиста необходимо также общее оздоровление организма, в частности ликвидация негативных факторов, перечисленных выше.

Все профилактические мероприятия подразделяются на первичные, вторичные. Первичные предполагают предотвращение заболевания и содержат рекомендации по физическому воспитанию школьников: повышение их двигательной активности, соблюдение режима дня, рациональное питание, а также строгое соблюдение гигиенических нормативов по оборудованию и освещению классных комнат, правил гигиены зрительной работы на дальних и ближних расстояниях и др. Вторичная профилактика предусматривает адекватные меры офтальмологического плана для предотвращения прогрессирования заболевания и возникновения осложнений. Сюда можно включить оптимизацию функции аккомодационного аппарата, укрепление постоянно растягивающейся склеры, восстановление микроциркуляции и питания внутренних оболочек глаза.

Реабилитационная программа для детей с патологией органа зрения состоит из следующих разделов:

– просветительская работа (лекции, проспекты, стенды и др.), рассчитанная на учителей, учащихся, родителей, школьных врачей;

– контроль за своевременным выявлением детей из групп риска, проведением диспансерных осмотров;

– контроль за соблюдением гигиенических норм по оборудованию и освещению комнат, правильной посадки, частых физкультпауз между чтением и письмом;

– профилактика развития аномалий рефракции, детского глазного травматизма, в группах часто и длительно болеющих детей и детей с очагами хронической инфекции.

Одним из основных действий, необходимых для профилактики нарушений зрения, является соблюдение основных санитарных правил освещенности в классах, мастерских и других учебных помещениях. Согласно гигиеническим нормативам, освещенность на рабочих местах должна составлять 300 Лк, освещенность классных досок — 500 Лк. На уровень освещенности помещения влияет также отражение света от потолка, стен и пола, окраски мебели. Светлые тона повышают освещенность: белый свет отражает до 90% световых лучей, желтый — около 80%, голубой — 70%, зеленый — 60%, темно-зеленый — 22%. Причины снижения освещенности в учебных помещениях: замазывание части оконных стекол краской; размещение на подоконниках ветвистых цветов, учебных пособий и т.д.; развешивание занавесок и штор, закрывающих верхнюю часть окна; нерегулярное мытье оконных стекол; затемнение окон деревьями.

Учебная деятельность постоянно сопряжена с элементами чтения. В целях охраны зрения непрерывная продолжительность чтения должна быть регламентирована: для младших школьников — 15–20 мин, для учащихся среднего возраста — 25–30 мин, для старших школьников — 35–40 мин. Во время перерывов длительностью 10–15 мин глазам необходимо дать отдых. Лучшие положения для отдыха — взгляд вдаль или закрыть глаза.

Доказано положительное влияние физкультурных упражнений на состояние органа зрения и формирование рефракции глаз благодаря улучшению мозгового кровообращения, укреплению склеры. Медицинский персонал образовательных учреждений должен давать учащимся, педагогам и родителям правильные рекомендации для организации зрительного режима в школьное и внешкольное время. Очень важна коррекция зрительных внеучебных нагрузок в домашних условиях.

Дети младшего школьного возраста могут смотреть телевизионные передачи только при небольшой учебной нагрузке. Продолжительность просмотра — не более 1 ч в день. Комната должна быть освещена. Ребенок должен сидеть на расстоянии 3–5 м от экрана в зависимости от его размера. Если ребенку назначены очки для дали, то смотреть телевизионные передачи надо обязательно в очках.

Родители должны правильно организовать рабочее место ребенка и дома. Рабочий стол лучше всего поставить у окна, свет должен падать или прямо на стол, или слева. При искусственном освещении настольная лампа должна стоять слева, быть обязательно прикрытой абажуром, мощность лампы — от 60 до 80 Вт, при обязательном общем освещении.

Посадка ребенка за столом будет правильной, если размеры стола и стула соответствуют его росту и пропорциям тела. Посадка при сидении правильна, если туловище находится в вертикальном положении, голова слегка наклонена вперед, плечевой пояс горизонтален и параллелен краю стола, руки свободно лежат на столе, ноги согнуты под прямым углом в тазобедренном и коленном суставах и опираются всей ступней на пол, спина в поясничной части опирается на спинку стула.

При работе на близком расстоянии напряженно работают мышцы спины, шеи и глаз, поэтому важно сочетать ее с активным отдыхом. Физическая нагрузка улучшает кровообращение, следовательно, питание различных органов и систем: улучшается микроциркуляция в тканях и укрепляется мышечная система глаза, активизируются обменные и трофические процессы в глазу, укрепляется склера.

В школе физические упражнения в течение 10–15 мин можно проводить на переменах, в домашних условиях — через 30–60 мин напряженной зрительной работы, лучше на свежем воздухе. Занятия спортом и лечебной физкультурой преследуют несколько целей: предотвращают ослабление аккомодационной мышцы глаза, улучшают кровоснабжение его мышц и тканей, укрепляет склеру и мышечно-связочный аппарат, способствует общему укреплению организма, активизирует функцию дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Они включают:

  • утреннюю гимнастику, занятия различными видами спорта;

  • целенаправленные гимнастические комплексы:

а) общеразвивающие — с общеукрепляющими и корригирующими упражнениями (ходьба, движения руками, дыхательные упражнения, упражнения для плечевого пояса, мышц туловища и стопы);

б) специальные — для наружных и внутренних мышц глаза, самомассаж глаз.

Вопрос о профессиональной ориентации школьников с близорукостью следует решать индивидуально. Медицинские противопоказания к работе и обучению по состоянию органа зрения основаны на показателях его остроты. Необходимо также учитывать степень близорукости, стабильность или прогрессирование процесса, характер осложнений, состояние поля зрения, особенно наличие центральных и парацентральных скотом (выпадение полей зрения), общее состояние здоровья, профессиональные условия труда.

Для реабилитация патологии глаз, наиболее часто встречающейся в дошкольно-школьном возрасте, — миопии, гиперметропии, астигматизма, спазма аккомодации, травм, воспаления, необходима преемственность лечебных мер в медицинских и педагогических коллективах.


Похожие:

Семинар «Частные вопросы профилактики болезней органов дыхания» iconКонспект урока в 8 классе по теме
Задачи: раскрыть сущность процесса дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии, в организме человека, строение органов...
Семинар «Частные вопросы профилактики болезней органов дыхания» iconУрок. Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания
Образовательные: актуализировать знания учащихся о процессе дыхания как свойстве живого, раскрыть сущность процесса дыхания с биохимической...
Семинар «Частные вопросы профилактики болезней органов дыхания» iconТема: Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания
Механизм лечебного действия физических упражнений при заболеваниях органов дыхания
Семинар «Частные вопросы профилактики болезней органов дыхания» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Защита растений от болезней»
...
Семинар «Частные вопросы профилактики болезней органов дыхания» iconДыхание, его значение. Строение и функции дыхания
Цель урока: раскрыть сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; строение органов дыхания...
Семинар «Частные вопросы профилактики болезней органов дыхания» iconМетодическое пособие для самостоятельной работы студентов Тема: «Исследование органов дыхания»
Жалобы: к наиболее характерным жалобам при патологии органов дыхания относятся кашель, одышка, кровохарканье, боль в грудной клетке....
Семинар «Частные вопросы профилактики болезней органов дыхания» iconXii всероссийская Школа-семинар с международным участием «Экспериментальная и клиническая физиология дыхания»
Ы, научный совет по физиологическим наукам ран, Институт физиологии им. И. П. Павлова ран, Тверской Государственный университет и...
Семинар «Частные вопросы профилактики болезней органов дыхания» iconДидактическая сформировать у учащихся знания о сущности процесса дыхания, развития понятий о строении и функциях органов дыхания, значении дыхания
Дидактическая – сформировать у учащихся знания о сущности процесса дыхания, развития понятий о строении и функциях органов дыхания,...
Семинар «Частные вопросы профилактики болезней органов дыхания» iconЛекция №13. Физиология дыхания. Механизмы внешнего дыхания
Дыхание используется в окислительных процессах, в ходе которых образуется энергия, расходующаяся на рост, развитие и жизнедеятельность....
Семинар «Частные вопросы профилактики болезней органов дыхания» iconЕстественные науки
В предлагаемом издании вниманию читателей кратко представлены вопросы происхождения, диагностики, профилактики некоторых наиболее...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©tnu.podelise.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница