Лекция технологии развития критического мышления «Толстый и тонкий вопросы»




Скачать 378.9 Kb.
НазваниеЛекция технологии развития критического мышления «Толстый и тонкий вопросы»
страница1/3
Дата конвертации03.09.2013
Размер378.9 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3
УО «Борисовский государственный медицинский колледж»


Теоретическое занятие

лекция технологии развития критического мышления «Толстый и тонкий вопросы» для учащихся третьего курса специальности

2-79 01 01 «Лечебное дело»

Дизентерия. Амебиаз. Холера.


метод – наглядный (иллюстративно-демонстрационный)





Преподаватель: Татарченко

Светлана Анатольевна

2011г

ИНСТРУКЦИЯ

для самостоятельной работы учащихся с методическим комплексом по теме «Дизентерия. Амебиаз. Холера».

1.Прежде чем приступить к изучению темы внимательно изучите вопросы, входящие в неё.

2.Ознакомтесь с основным материалом темы (прочитайте, останавливая внимание на тех абзацах или отрывках, которые вас больше всего заинтересовали)

3.Разбейте весь материал на части, удобные для более детального изучения.

4.Разделите вопросы темы соответственно выделенным вами частям.

5.Составте краткий конспект по вопросам темы.

6.Выполните задания для учащихся, не заглядывая в итоговый ответ. Сравните свой конспект с итоговым ответом. Если расхождения значительны, просмотрите соответствующие материалы и внесите изменения

7.Внимательно прочитайте получившийся конспект лекции.

8.Ответьте на вопросы домашнего задания.

9.Выборочно постарайтесь воспроизвести ответы на вопросы вслух.

10.В случае, если воспроизведение затруднительно, внимательно прочитайте материал ещё раз.

11. Ознакомьтесь с темами рефератов.

12. Если какая - то из предложенных тем вас заинтересовала, просмотрите материалы темы ещё раз, выберите те материалы, которые соответствуют выбранной теме.

13.Ознакомьтесь с дополнительными материалами темы.

14.Кратко законспектируйте заинтересовавшие вас вопросы.


ХОД ЗАНЯТИЯ:

1 Организационно воспитательный момент: оценка готовности группы к занятию (наличие медицинской формы, журнала группы, дневника старосты, необходимого оснащения, готовность аудитории, знакомство с группой)(5 мин).

2. Фронтальный устный опрос по вопросам домашнего задания (20 мин):

  • Что такое эпидемический очаг?

  • Каковы задачи и методы эпидемиологического обследования очага?

  • Что такое гепатит А?

  • Какие особенности имеет гепатит Е?

  • Какие особенности имеет гепатит В?

  • Какие особенности имеет гепатит С?

  • Какое отношение к гепатиту В имеет гепатит Д?

  • Какие мероприятия включает профилактика гепатитов?



2.Рассмотрение выполненных творческих заданий, заслушивание рефератов.(10 мин)

3. Изложение нового материала: (50 минут)

3.1.Дизентерия.

3.1.1. Строение пищеварительного тракта(повторение)

3.1.2.Этиология, патогенез дизентерии.

3.1.3.Лечение дизентерия.

3.1.4.Профилактика дизентерия.

3.2. Амёбиаз.

3.2.1.Этиология, патогенез.

3.2.2.Клиника.

3.2.3.Лечение амёбиаза.

3.2.4.Профилактика амёбиаза.

3.3.Холера.

3.3.1.Этиология, эпидемиология, патогенез холеры.

3.3.2. Клиника холеры.

3.3.3.Лечение и профилактика холеры.

3.3.4.Мероприятия в очаге холеры.

4. Домашнее задание.(5минут)

5.Литература для учащихся

6.Литература для преподавателей

3. Изложение нового материала: (50 минут)

3.1. Что такое дизентерия?

Дизентерия - общее инфекционное заболевание, вызываемое дизентерийными бактериями и протекающее с преимущественным поражением слизистой оболочки толстого кишечника. Заболевание клинически проявляется общим недомоганием, схваткообразными болями в животе, частым жидким поносом, который в типичных случаях содержит примесь слизи и крови и сопровождается ложными позывами.

Вопрос преподавателя: Каковы основные анатомические особенности расположения и строения кишечника в человеческом организме?

Ответ учащихся:

Пищевод имеет слизистую оболочку с продольными складками, облегчающими продвижение пищи, и мышечную оболочку, которая в верхней трети состоит из поперечнополосатой мускулатуры, а в нижних двух третях — из гладкой.

Желудок имеет кардиальную часть (то место, где в него открывается пищевод), привратниковую часть (место перехода желудка в двенадцатиперстную кишку), дно и тело, а также переднюю и заднюю поверхности, большую и малую кривизны. Дно желудка — в левом подреберье под куполом диафрагмы, тело — в надчревной области слева от передней срединной линии, привратниковая часть — в той же области, но справа от указанной линии. Стенка желудка состоит из оболочек: слизистой (с подслизистой основой), мышечной и серозной; на слизистой оболочке имеются складки. Железы желудка имеют главные и обкладочные клетки, которые вырабатывают желудочный сок, содержащий фермент пепсиноген и соляную кислоту. Мышечный слой желудка по своему строению отличается от других отделов пищеварительного тракта тем, что состоит не из двух, а из трех слоев: циркулярного, продольного и косого. Первый из них в месте перехода желудка в двенадцатиперстную кишку образует кольцеобразное утолщение — жом привратника, регулирующий поступление пищи из желудка в двенадцатиперстную кишку.

Тонкая кишка состоит из двенадцатиперстной, тощей и подвздошной кишок. Двенадцатиперстная кишка проецируется на позвоночный столб, а петли тощей и подвздошной кишок — на переднюю поверхность живота. Стенка тонкой кишки имеет характерные образования, встречающиеся на слизистой оболочке во всех отделах: ворсинки и циркулярные складки, увеличивающие поверхность всасывания питательных веществ, железы, кишечные крипты, одиночные лимфатические фолликулы, выполняющие защитную функцию, а также железы двенадцатиперстной кишки (дуоденальные), расположенные в подслизистой ее основе, и групповые лимфатические фолликулы, находящиеся только в слизистой оболочке подвздошной кишки (все эти образования надо уметь показать на таблицах и рисунках). Мышечная оболочка состоит из двух слоев мышц (наружного продольного и внутреннего кругового) и серозной оболочки, которая покрывает двенадцатиперстную кишку только спереди, а тощую и подвздошную кишки со всех сторон, образуя брыжейку, с помощью которой эти отделы фиксируются к задней стенке живота.

Толстая кишка имеет несколько отделов: слепую кишку с червеобразным отростком, восходящую, поперечную, нисходящую, сигмовидную ободочные и прямую кишки. Необходимо обратить внимание на специфичность их расположения вокруг тонкой кишки. Строение оболочек стенки толстой кишки имеет некоторые особенности. Слизистая оболочка более гладкая, не имеет ворсинок, содержит железы, полулунные складки, одиночные лимфатические фолликулы, что важно для процессов пищеварения в ней. У места перехода тонкой кишки в толстую находится подвздошно-слепокишечная заслонка (в виде двух складок слизистой оболочки), которая регулирует поступление пищи из тонкой кишки в толстую.

Особенностью строения прямой кишки является то, что на ее слизистой много продольных складок с бороздками между ними, что облегчает продвижение остатков пищи. Мышечный слой ее образует два сфинктера: внутренний — непроизвольный и наружный — произвольный.

Вопрос преподавателя: Кто является возбудителем дизентерии?

Ответ учащихся:

Вопрос преподавателя: Каков механизм передачи инфекции?

Ответ учащихся:

Вопрос преподавателя: Каким образом фекалии человека могут попадать в рот?

Ответ учащихся:

Вопрос преподавателя: Каковы пути передачи дизентерии?

Ответ учащихся:

Пояснение преподавателя:

Инкубационный период от 2 до 7 дней (в среднем - 3 дня, в тяжелых случаях - до нескольких часов).

Клинические проявления шигеллеза обусловлены тем, что шигеллы находят наиболее благоприятные условия для своего развития в поперечно-ободочном и нисходящем отделах толстой кишки. Болезнь часто развивается остро. Появляются слабость, недомогание, познабливание, головная боль, может повышаться температура, отмечаются тошнота, иногда рвота, схваткообразные боли в животе. Стул учащается (до 10-25 и более раз в сутки), испражнения имеют сначала каловый характер, потом становятся жидкими, скудными, в них появляются слизь и кровь. Возникают частые болезненные позывы, не сопровождающиеся дефекацией (тенезмы). Испражнения в данном случае называют «ректальный плевок» Дизентерия нередко протекает в скрытой и бессимптомной формах, которые выявляются в основном при лабораторном исследовании.

Патогенез. Развитие заболевания и клиническая картина во многом зависят от числа шигелл, попавших в организм человека (при поедании 10 шигелл у 10 % добровольцев возникало заболевание, в то время как попадание в организм 500 патогенных микроорганизмов вызывало его возникновение у 50 % добровольцев). Местом жизнедеятельности и размножения шигелл является эпителий слизистой оболочки толстой кишки, где они недоступны для лейкоцитов, антител, антибиотиков. Шигеллы размножаются в цитоплазме эпителиоцита до тех пор, пока не происходит их поглощение фаголизосомами эпителиоцита. При гибели шигелл образуется токсин Шига, который обладает цитопатическим действием по отношению к эпителиоцитам. Макроскопически в просвете кишки содержатся полужидкие или кашицеобразные массы с примесью слизи и иногда с прожилками крови. Кишка местами несколько растянута, в других участках спазмирована. Слизистая оболочка набухшая, неравномерно полнокровная, покрыта крупными хлопьями слизи или более равномерно распределенным и менее вязким содержимым. После его удаления иногда видны мелкие кровоизлияния и изредка поверхностные изъязвления на вершинах складок. Лимфатические узлы брыжейки увеличиваются в размерах, становятся красноватыми. Все изменения имеют очаговый характер.

В период затихания воспалительного процесса происходит уменьшение катаральных изменений и нарастание лимфоплазмоцитарной инфильтрации стромы слизистой, а также подслизистой оболочки.

В случае неправильного лечения острой дизентерии возможно формирование затяжной и хронической дизентерии. Этому способствуют предшествующие индивидуальные особенности структуры кишки, в частности большая длина и извитость кишечных крипт. Патологический процесс имеет характер колита, реже энтероколита, частью язвенного. Изъязвления слизистой оболочки могут быть разных размеров, неправильной формы, с ровными краями и обычно бледным дном. Стенки кишки местами утолщены за счет отека и разрастания соединительной ткани, локализующихся главным образом в подслизистой оболочке. В возникновении и особенно прогрессировании хронического воспаления принимают участие не столько те шигеллы, которые вызвали острую дизентерию, сколько другие микроорганизмы, в том числе другие виды шигелл, в результате суперинфицирования.

Осложнения. Различают осложнения, обусловленные язвенными изменениями толстой кишки и внекишечные.

"Кишечные" осложнения:

· внутрикишечное кровотечение;

· перфорация (микроперфорация) язвы с развитием парапроктита;

· флегмона кишки;

· перитонит;

· рубцовые стенозы толстой кишки.

Внекишечные осложнения:

· бронхопневмония;

· пиелит и пиелонефрит;

· пилефлебитические абсцессы печени;

· вторичный амилоидоз;

· гангрена стенки кишки (при присоединении анаэробной инфекции);

· хронический артрит у лиц с HLA-B27, инфицированных Shigella flexneri.

ЛЕЧЕНИЕ ДИЗЕНТЕРИИ

Каждый заболевший дизентерией должен быть как можно раньше госпитализирован, так как чем раньше начато лечение, тем оно успешнее. Необходим постельный режим.

Одним из важнейших слагаемых в комплексной терапии кишечных больных является лечебное питание. В остром периоде при значительных кишечных расстройствах назначают стол №4 по Певзнеру; с улучшением состояния, уменьшением дисфункции кишечника и появлением аппетита больных переводят на стол №2, а за 2—3 дня перед выпиской из стационара — на общий стол №15.

Больным легкой дизентерией назначают один из следующих препаратов: нитрофураны (фуразолидон, фурадонин по 0,1 г 4 раза в день, эрсефурил (нифуроксазид) 0,2 г 4 раза в сутки), котримоксазол по 2 таблетки 2 раза в день, оксихинолины (нитроксолин по 0,1 г 4 раза в день, ин-тетрикс по 1-2 таблетки 3 раза в день).

При среднетяжелом течении дизентерии назначают препараты группы фторхинолонов: офлоксацин по 0,2 г 2 раза в сутки или ципрофлоксацин по 0,25 г 2 раза в сутки; котримоксазол по 2 таблетки 2 раза в день; интетрикс по 2 таблетки 3 раза в день.

При тяжелом течении дизентерии назначают офлоксацин по 0,4 г 2 раза в сутки или ципрофлоксацин по 0,5 г 2 раза в сутки; фторхинолоны в комбинации с аминогликозидами; аминогликозиды в комбинации с цефалоспоринами. В первые 2—3 дня лечения препараты вводят парентерально, затем переходят на энтеральное их введение.

Больным со среднетяжелой формой острой кишечной инфекции рекомендуется обильное питье сладкого чая или одного из готовых растворов (цитроглюкосалан, регидрон, гастролит и др.) до 2-4 л/сут.

Для связывания и выведения токсина из кишечника назначают один из энтеросорбентов — полифепан по 1 столовой ложке 3 раза в день, активированный уголь по 15-20 г 3 раза в день, энтеродез по 5 г 3 раза в день, полисорб МП по 3 г 3 раза в день, смекта по 1 пакетику 3 раза в день или др.

Для инактивации токсинов применяют ферментные препараты: панкреатин, панзинорм в сочетании с препаратами кальция.

В остром периоде кишечной диарейной инфекции для купирования спазма толстой кишки показано применение одного из следующих лекарственных средств: дротаверина гидрохлорида (но-шпа) по 0,04 г 3 раза в сутки, препаратов красавки (белластезин, бесалол, беллалгин) 3 раза в день, папаверина гидрохлорида по 0,02 г 3 раза в день. Показаны также вяжущие средства — викалин или викаир по 1 таблетке 2—3 раза в день, таннакомп по 1 таблетке 3 раза в день.

В течение всего периода лечения больным назначают комплекс витаминов, состоящий из аскорбиновой кислоты (500-600 мг/сут), никотиновой кислоты (60 мг/сут), тиамина и рибофлавина (по 9 мг/сут). В разгаре болезни стандартные поливитамины, выпускаемые фармацевтической промышленностью (гексавит, аскорутин и др.), даются по 2 драже 3 раза в день, в период выздоровления— по 1 драже 3 раза в день.

С целью коррекциии биоценоза кишечника назначают биоспорин, бактиспорин, бактисубтил, флонивин-БС по 2 дозы 2 раза в день в течение 5—7 дней. При выборе препарата предпочтение следует отдавать современным комплексным препаратам — линекс, бифидумбактерин-форте, витафлор и др. Препараты назначают в стандартной дозировке. При хорошей переносимости в периоде выздоровления показаны кисломолочные лечебно-диетические бифидо- и лактосодержащие продукты, которые обладают высокой лечебной эффективностью. Наряду с назначенным врачом медикаментозным лечением дизентерии, большое значение отводится диете. При токсической дизентерии диета такая же, как и при токсической диспепсии; разница лишь в том, что к полноценному питанию при дизентерии переходят быстрее, так как при ней поражаются главным образом толстые кишки. Для ребенка первого года жизни после голодной паузы необходимо грудное молоко, особенно при тяжелой форме дизентерии. На 2—3-й день уже можно давать кефир или молоко с рисовым отваром. Детям после 6 месяцев с 4—5-го дня заболевания можно давать жидкую манную кашу и кисель. Полезны мясные и овощные отвары, которые усиливают сокоотделение в желудке, что способствует улучшению аппетита и лучшему перевариванию пищи.

При дизентерии, как и при диспепсии, важной задачей сестры является введение ребенку жидкости, лучше всего в виде питья. При отказе от питья или рвоте жидкость вводится в клизмах, а также подкожно или внутривенно.

При частом стуле и тенезмах ни в коем случае не следует сажать ребенка на горшок, так как при этом происходит выпадение прямой кишки. Для уменьшения тенезмов нужно делать теплые ванны или применять лекарственные свечи.

Необходимо следить за состоянием кожи и предупреждать развитие опрелостей. При дизентерии отмечается дефицит витаминов С и группы В, поэтому ребенку необходимо давать аскорбиновую кислоту и другие витамины.

При поздней диагностике и неправильном лечении, особенно при гипотрофии, дизентерия принимает затяжное или даже хроническое течение. У ребенка в течение длительного времени отмечается неустойчивый стул, периодически с большой примесью слизи, иногда крови. Иногда обострение наступает в связи с каким-либо заболеванием или погрешностью в диэте. Во время обострения в посеве из испражнений обнаруживаются дизентерийные палочки. Больные хронической дизентерией могут быть источником инфекции. Хроническая дизентерия очень часто вызывает у ребенка дистрофию.

ПРОФИЛАКТИКА ДИЗЕНТЕРИИ

В первую очередь необходимо срочно госпитализировать ребенка. Основным источником инфекции являются испражнения больного дизентерией. Поэтому главным профилактическим мероприятием является обеззараживание загрязненных пеленок и испражнений.

Загрязненное белье следует хранить в баках с крышкой. Перед стиркой белье замачивают в 1 % растворе хлорамина на 4 часа. Белье необходимо кипятить. Испражнения больного заливают двойным количеством 10% раствора хлорной извести на 2 часа. Для мытья рук необходимо пользоваться 0,2% раствором хлорамина.

Большая роль в распространении инфекции принадлежит мухам, поэтому с ними нужно вести энергичную борьбу.

Для профилактики дизентерии большое значение имеет грудное вскармливание, при котором ребенок получает стерильную пищу. При искусственном вскармливании важно соблюдать безупречную чистоту. Овощи, ягоды и фрукты необходимо промывать несколько раз кипятком. Поскольку дизентерия у маленьких детей не всегда протекает с типичными симптомами, что затрудняет диагностику, каждого ребенка, заболевшего поносом, необходимо сразу же изолировать от других детей до уточнения диагноза.

Острые желудочно-кишечные заболевания чрезвычайно опасны для детей раннего возраста. Врачи и сестры должны вести санитарно-просветительную работу среди младшего медицинского персонала и матерей, разъясняя способы распространения и меры борьбы с дизентерией.

Вопрос преподавателя (толстый вопрос): Почему иногда дизентерия переходит в хроническую форму?

Ответ учащихся:
  1   2   3

Похожие:

Лекция технологии развития критического мышления «Толстый и тонкий вопросы» iconЛекция технологии развития критического мышления «Толстый и тонкий вопросы»
Прежде чем приступить к изучению темы внимательно изучите вопросы, входящие в неё
Лекция технологии развития критического мышления «Толстый и тонкий вопросы» iconЛекция технологии развития критического мышления «Толстый и тонкий вопросы»
Прежде чем приступить к изучению темы внимательно изучите вопросы, входящие в неё
Лекция технологии развития критического мышления «Толстый и тонкий вопросы» iconЛекция технологии развития критического мышления «Толстый и тонкий вопросы»
Прежде чем приступить к изучению темы внимательно изучите вопросы, входящие в неё
Лекция технологии развития критического мышления «Толстый и тонкий вопросы» iconПлан конспект урока с элементами технологии развития критического мышления и информационной технологии по географии в 9 классе на тему
С элементами технологии развития критического мышления и информационной технологии
Лекция технологии развития критического мышления «Толстый и тонкий вопросы» iconПриемы технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо
Много лет проработав в школе, каждый раз восхищаюсь коллегами, которые ведут постоянные методические поиски. Желание привнести в...
Лекция технологии развития критического мышления «Толстый и тонкий вопросы» iconПояснительная записка
Сборник методических разработок уроков истории по технологии развития критического мышления
Лекция технологии развития критического мышления «Толстый и тонкий вопросы» iconУрок русского языка в 6 классе по теме «Существительные общего рода» в рамках технологии развития критического мышления
Автор – учитель русского языка и литературы моу «сош №53» г. Кургана Ефимова Н. Н
Лекция технологии развития критического мышления «Толстый и тонкий вопросы» icon"Общая характеристика щелочных металлов"
Разработка урока по химии в 9-м классе с использованием технологии критического мышления по теме
Лекция технологии развития критического мышления «Толстый и тонкий вопросы» iconУрок по физике 10 класс «Внутренняя энергия»
Показать практическую значимость технологии критического мышления для преподавания физики
Лекция технологии развития критического мышления «Толстый и тонкий вопросы» iconЛингвостилистический анализ
Технология: технологии критического мышления; технология проблемного обучения, мастерская ценностных ориентаций
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©tnu.podelise.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница