Отчет социологического исследования состояния знаний отношений и практики (кар) в области репродуктивного здоровья и его оценка состояния рз среди студентов вузов и учащихся пту в Джалалабадской и Нарынской области.




НазваниеОтчет социологического исследования состояния знаний отношений и практики (кар) в области репродуктивного здоровья и его оценка состояния рз среди студентов вузов и учащихся пту в Джалалабадской и Нарынской области.
страница1/6
Дата конвертации03.09.2013
Размер0.83 Mb.
ТипОтчет
  1   2   3   4   5   6
Отчет

социологического исследования состояния знаний отношений и практики (КАР) в области репродуктивного здоровья и его оценка состояния РЗ среди студентов ВУЗов и учащихся ПТУ в Джалалабадской и Нарынской области.

(с 3 сентября по 24 сентября 2006 года).


2006 года.


Отчет социологического исследования состояния знаний отношений и практики (КАР) в области репродуктивного здоровья и его оценка состояния репродуктивного здоровья среди студентов ВУЗов и учащихся ПТО в Джалалабадской и Нарынской области.

(с 3 сентября по 24 сентября 2006 года).

Исследование проведено рабочей группой членами общественного фонда «Сохраним здоровье» при финансовой поддержке Фонда народонаселения ООН (ЮНФПА) в Кыргызстане:


  • Токубаев Бектурсун - Директор ОФ «Сохраним здоровье».

  • Абдраимова Кульбайра - член общественного фонда, редактор-журналист Республиканского центра укрепления здоровья (РЦУЗ)

  • Уезбаев Сагынбек - член общественного фонда, заведующий информационно-ресурсным отделом РЦУЗ.

  • Жумабаева Дамира - главный специалист отдела Научно-методической работы Управления Начального профессионального образования Министерства труда и социальной защиты

  • Молдокулова Назира - член фонда, статист-методист РЦУЗ.



Предисловие.


Актуальность исследования.


Национальная идея, национальное самосознание невозможно без заботы о женщин, о детях, подростках без видения перспективы их существования.

Репродуктивное здоровье населения напрямую связано с образом жизни. Именно поэтому охрана репродуктивного здоровья должна рассматриваться, как одно из главнейших направлений социальной политики современной Кыргызской Республики. Сегодняшнее подрастающее поколение является основным интеллектуальным, трудовым, оборонным и репродуктивным потенциалом Кыргызской Республики в будущем.


Последние годы в Кыргызстане успешно проводятся реформы в секторе образования и здравоохранения. В данных проектах были освещены проблемы в области охраны репродуктивного и сексуального здоровья. В государственных учреждениях и НПО постоянно проводятся мероприятия по сексуальному и половому воспитанию подростков и молодежи, профилактика ИППП, ВИЧ инфекций и т.д. Несмотря на проведенные мероприятия, последние годы ухудшилось состояние здоровья подростков в республике, так отмечается рост болезней передающихся половым путем, подростковой беременности, увеличение количества родов среди юных матерей (14-18 лет). А также распространение алкоголизма, наркомании, ранних половых контактов и проституции среди подростков оказывает крайне негативное воздействие на репродуктивное здоровье подрастающего поколения, будущих родителей.


Высокая уязвимость молодежи к ВИЧ\СПИДу, ИППП, наркомании, подтверждается значительной долей молодежи (51%) в числе мужчин и женщин, живущих с ВИЧ\СПИДом, поведением высокого риска, которое сопровождается увеличением числа ИППП среди детей до 18 лет. Так только в 2004 году зарегистрировано среди молодежи с Сифилисом подростков от 7-14 лет 3 случая, а от 15-17 лет - 45 случаев, от 18-19 лет 125 случаев. Соответственно с гонореей от 7-14 лет 10 случаев, а от 15-17 лет - 23 случая, от 18-19 лет -117 случаев.


Особую тревогу вызывает тот факт, что число учащихся употребляющих алкоголь, наркотики и токсические средства с каждым годом увеличивается.

Структура аборта в 2005 году составило 122 случая, причем в 25% случаев это повторная беременность. Из всех зарегистрированных абортов в 2005 году:

- до 13 лет - 2 случая аборта;

- 14 лет -3 случая аборта;

- 15 лет - 5 случаев аборта;

- 16-17 лет - 112 случая аборта;

- 18-19 лет - 1040 случаев аборта.

Из них первобеременных от 16-17 лет составило 76 случаев. По оценкам специалистов, первые пробы наркотиков и средний возраст первого полового контакта наблюдается у детей до 14 лет.


Учащиеся лицеев - это молодежь и подростки в основном из уязвимых слоев населения, дети бедных и крайне бедных семей, дети сироты и инвалиды. Поэтому у этих подростков, на наш взгляд, нравственно-половое воспитание, формирование ЗОЖ, репродуктивное поведение ниже, чем у подростков обучающихся в школах и учебных заведениях.


Им нужна правильная информация о физиологических, психологических и социальных изменениях, происходящих с ними в подростковом возрасте, а также информация, о естественных изменениях в половой среде людей и их значении для здоровья, поведения и человеческих взаимоотношений. Они должны понимать причины следствия ИППП и ВИЧ\СПИДа и знать, как их предотвратить.


На основании Соглашения о сотрудничестве между Министерством труда и социальной защиты и Министерством здравоохранения Кыргызской Республики согласно утвержденной программы «Здоровые лицеи» в системе начального профессионального образования, занимающихся вопросами обучения по предмету «Здоровый образ жизни» проводилось социологическое исследование. Цель базовых социологических исследований в рамках реализации программы «Здоровые лицеи» - проведение глубокого анализа уровня знаний и поведенческих факторов учащихся лицеев, педагогов и студентов ВУЗов избранных регионов по вопросам охраны репродуктивного здоровья, также оценки состояния репродуктивного здоровья.


На сегодняшний день численность учащихся системы начального профессионального образования составляет 28000 человек, которые учатся в 113 учебных заведениях. В 2005 году в учебные планы введена 20-ти часовая экспериментальная учебная программа предмета «Здоровый образ жизни». Но реализация данной программы еще не вступило в полную силу, поэтому назрела необходимость узнать базовое состояние информированности учащихся лицеев, студентов ВУЗов, затем предпринять конкретные действия. Для более детального сравнения выбраны 2 лицея и 1 ВУЗ с юга также 2 лицея и 1 ВУЗ с севера.


Членами Общественного Фонда «Сохраним здоровье» и специалистами Республиканского центра укрепления здоровья разработаны вопросники анкет и глубинного интервью. На основе составленных анкет проведены анонимные анкетные опросы среди учащихся, интервью среди преподавателей ПЛ №15 с. Кара-Тоо Кочкорского района, ПТУ №30 Доболу Нарынского района, студентов Нарынского Государственного университета также ПЛ №75 г.Джалалабат, ПЛ №69 с. Кербен Аксыйского района и студентов Джалалабатского Государственного университета.

Опрошено 324 человек в анкетном опросе, 68 преподавателей и лидеров в индивидуальном интервью, 2 – PRA сессии в каждой области 30 человек. Всего охвачено 392 человек.


Нарынский Государственный университет г.Нарын, профиль обучения: факультет Языкознания, Новых информационных технологий, экономики и управления, Аграрно-технический, Естественно-гуманитарный. Общее количество обучающихся 3834 студентов, в том числе девочек 2324 и 1510 мальчиков. Общее количество преподавателей 187, из них 85 мужчин и 102 женщин. Преподавателей пенсионного возраста 10, предпенсионного возраста 22. НГУ обеспечен доброкачественной питьевой водой, имеется медпункт с медперсоналом. Проводятся профосмотры узких специалистов перед поступлением и во время учебы в НГУ. Занятия по ЗОЖ проводит биолог.


ПЛ №15 с.Кара-Тоо Кочкорского района – профиль обучения Фермерство, электромонтер, водитель-слесарь, швея, кондитер-повар.

Общее количество обучающихся 410, в том числе девочек 185 и 225 мальчиков. Общее количество преподавателей 25, из них 9 мужчин и 16 женщин. Преподавателей пенсионного возраста 3, предпенсионного возраста 3. Обеспечена питьевой водой из скважины, медпункт имеется с медперсоналом - фельдшер. Проводятся профосмотры узких специалистов перед поступлением и во время учебы ежегодно. Занятия по ЗОЖ проводит завуч по учебно-воспитательной работе, математик-физик. 90 детей из общего количества являются учащимися реабилитационного центра, это дети круглые и полу сироты по всей области, которые обучаются 3 года и состоят на частичном государственном обеспечении (питание и стипендия).


ПЛ №30 с.Доболу Нарынского района – профиль обучения Фермерство: «фермер-айым», «фермер-мырза», швея-рукодельница: «уз-кыз».

Общее количество обучающихся 194, в том числе девочек 106 и 88 мальчиков. Общее количество преподавателей 32, из них 18 мужчин и 14 женщин. Преподавателей пенсионного возраста нет, предпенсионного возраста 2. Питьевой водой не обеспечена, медпункт не имеется, учащиеся наблюдаются у фельдшера села. Проводятся профосмотры узких специалистов перед поступлением, во время учебы обращаются фельдшеру ФАП села. Занятия по ЗОЖ проводит завуч по учебно-воспитательной работе и биолог, оформлен кабинет здоровья.


ПЛ №75 г.Джалалабат – профиль обучения электрогазосварщик-водитель, столяр-плотник, кондитер-повар.

Общее количество обучающихся 315, в том числе девочек 50 и 265 мальчиков. Общее количество преподавателей 13, из них 6 мужчин и 7 женщин. Преподавателей пенсионного возраста нет, предпенсионного возраста 3. Обеспечена питьевой водой из городской водопроводной системы, медпункт имеется с медперсоналом - фельдшер. Проводятся профосмотры узких специалистов перед поступлением и во время учебы. Занятия по ЗОЖ проводит фельдшер, оформлен уголок здоровья.


ПЛ №69 с.Кербен Аксыйского района– профиль обучения Фермерство, электромонтер, водитель-слесарь, швея.

Общее количество обучающихся 142, в том числе девочек 56 и 86 мальчиков. Общее количество преподавателей 20, из них 12 мужчин и 8 женщин. Преподавателей пенсионного возраста 2, предпенсионного возраста нет. Питьевую воду приносят из близлежащего колодца, медпункт имеется но требуется ремонт, медперсонала нет, детей наблюдают врачи ГСВ. Проводятся профосмотры узких специалистов перед поступлением и во время учебы ежегодно. Занятия по ЗОЖ проводит директор, завуч по учебно-воспитательной работе и председатель женсовета, оформлен стенд уголка здоровья.


Жалалабатский Государственный университет г. Джалалабат – профиль обучения гуманитарные науки, инженерно-экономический, сельско-хозяйственный, ветеринарный.

Общее количество обучающихся 13100, в том числе девочек 7860 и 5240 мальчиков. Общее количество преподавателей 548, из них 283 мужчин и 301 женщин. Преподавателей пенсионного возраста 16, предпенсионного возраста 11. Обеспечена питьевой водой из городской водопроводной системы, медпункт имеется с медперсоналом - фельдшер. Проводятся профосмотры узких специалистов перед поступлением и во время учебы. Занятия по ЗОЖ проводит специалист, кандидат медицинских наук, профессор.


Из всех 6 учебных заведений только в ЖАГУ занятия по ЗОЖ проводит специально подготовленный специалист. Во всех остальных можно догадываться о качестве проводимых занятий, что требует безотлагательных мер по подготовке специалистов ЗОЖ и повышения квалификации на курсах проводимых УНПО и РЦУЗ.


1. Введение.


В условиях нынешней социально-экономической нестабильности, когда основная масса живет в бедности, а часть за чертой бедности, очень трудно объяснить, как достичь здоровья. Тем не менее, мы обязаны постоянно информировать людей о том, как сохранять здоровье, какими средствами можно помочь людям сохранить его, приспособиться к изменяющимся условиям жизни.


Учитывая вышеизложенную ситуацию, нами заданы ряд вопросов к преподавателям: «Что такое здоровье?», «Что такое укрепление здоровья и как можно укрепить здоровье?», Что такое здоровый образ жизни (ЗОЖ)?». В основном ответы на заданные вопросы со стороны преподавателей были поверхностные, не раскрывали сущности и цели заданных вопросов. Некоторые ответили: «…это богатство, …для укрепления здоровья нужны деньги».

Также заданы были вопросы о социально-бытовых условиях исследуемых лицеев, преподаватели отметили, что в основном условиями удовлетворены, но при этом туалеты расположены на территориях и в неудовлетворительных состояниях кроме ПЛ №75, где был проведен ремонт по спонсорской помощи проекта Германского технического сотрудничества.

Умывальники отсутствуют, единственная функционирующая раковина имеется в Кочкорском ПЛ №15 в столовой и резервуар с раковиной в общежитии этого лицея. В с. Доболу ПУ №30 отсутствуют умывальники, руки моют зимой снегом, весной-осенью арычной водой и набирают воду в баклажки.

В ПЛ №75 имеется водопровод во дворе, в ПЛ №69 переносной умывальник только в одном месте в столовой. До наших анкетных опросов никто из преподавателей и руководителей всерьез не задумывался над этими вопросами.

Почти во всех лицеях – углубленный профилактический медицинский осмотр со стороны ЦСМ территориально не проводится. Осмотр проводят фельдшера в ПЛ №15 Кочкорском районе и ПЛ №75 г.Джалалабат, а в остальных учебных заведениях осмотры не проводятся, хотя они отмечают что они проводятся 1 раз в год.


Отопление в основном электрическое, местами печное, частые сбои с электричеством отмечают в зимний период.

Бани нет, моется, кто - как может, но строго не реже 1 раза в неделю, общественные бани стоят в среднем 15 сомов на человека.


Учащиеся ПЛ №15 Кочкорском районе и ПЛ №75 г.Джалалабат проживают в общежитиях и питаются в столовой. Преподаватели крайне озабочены тем, что предусмотренные стипендии от 74 до 100 сомов в месяц и 20-30 сомов на питание – этого крайне недостаточно.


Незнание элементарных вопросов по здоровью, не только по репродуктивному, но и вообще санитарной грамотности и ведения ЗОЖ связано с тем, что подготовка преподавателей всех дисциплин по санитарно-гигиеническому обучению во всех лицеях не проводится. В связи с чем, назревает вопрос провести оценку состояния информированности, в результате чего рекомендовать провести обучение преподавателей на местах и на факультетах повышения квалификации преподавателей системы ПТО.

Внести вопрос в вышестоящих инстанциях о дополнительном выделении бюджетных средств на питание учащимся и улучшения социально-бытовых условий в учебных заведениях.


2. Результаты исследования


Целевой аудиторией базового исследования являются учащиеся и педагоги лицеев, студенты 1-2 курсов Джалалабатского и Нарынского Государственных университетов. Возрастная группа молодежи от 14-16-18 лет основная группа, наименьший процент 18-20 лет и выше 20 лет. Возрастная группа большинства учащихся, характеризуется началом подросткового возраста и подростковым периодом, когда происходят физиологические и эмоциональные изменения, выбор профессии и начало жизненного пути.

Пол: 156 девочек, 168 мальчиков, 30 мужчин и 38 женщин. Всего опрошено 392 человек методами анкетного опроса, глубинного интервью, и PRА – сессии.


Общая информация



Область, район

Мальчики

Девочки

Мужчины

Женщины

Всего

Кочкорский р-н ПЛ-15

31

27

13

14

85

Нарынский р-н ПЛ -30

25

29

6

13

73

НГУ

24

26







50

ИТОГО

80

82

19

27

208

г. Джалалабат ПЛ-75

33

20

6

7

66

Аксыйский р-н ПЛ 69

29

29

5

4

67

ЖАГУ

26

25







51

ИТОГО:

88

74

11

11

184

ВСЕГО:

168

156

30

38

392


Количество учащихся по полу и возрасту


Пол/возраст

До 14 лет

14-16 лет

16-18 лет

18-20 лет

20 и выше

Всего

Муж




21

71

52

17

161

Жен

3

25

65

43

27

163

Итого:

3

46

136

95

44

324


Из 324 учащихся мальчики составляют 52%, а девочки 38%. Из них наибольшее количество составляют в возрасте от 16-18 лет (42,%), а от 18 лет и выше 43%, а дети от 14 до 16 лет составляют 14% всех детей.

Преподавательский состав примерно одинаков.


Количество учителей по полу и возрасту


Пол/возраст

20-30 лет

30-40 лет

40-50 лет

50 и выше

Итого

Муж

1

7

9

13

30

Жен

7

12

14

5

38

Итого:

8

19

23

18

68

Наибольший процент преподавателей среднего возраста от 40-50 лет.


Семейное положение: Учащиеся и студенты


Каким ребенком в семье вы родились?


Область, район

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10 и выше

Кочкорский р-н ПЛ-15

9

17

13

6

3

6

1

1

1

1

Нарынский р-н ПЛ -30

14

10

17

3

3

2

2

1

2




НГУ

11

7

9

6

2

7

3




1

4

г. Джалалабат ПЛ-75

17

9

10

6

6

2

2




1




Аксыйский р-н ПЛ 69

18

9

13

10

4

3




1







ЖАГУ

13

5

10

10

2

4

4

1




2

ИТОГО:

82

57

72

41

20

24

12

4

5

7


В Нарынской области имеются многодетные семьи, где имеются 9-10 и более детей, местами доходит до 12-13 человек, что было выявлено во время базовых исследований, а в Джалалабатской области самое большое количество доходит до 8-9 детей.


Преподаватели


Сколько детей вы имеете?


Область, район

0

1

2

3

4

5

6

Всего

Кочкорский р-н ПЛ-15




2

4

9

3

6

3

27

Нарынский р-н ПЛ -30

2

2

3

1

4

5

2

19

г. Джалалабат ПЛ-75

3

2

3

2

2

1




13

Аксыйский р-н ПЛ 69







2

3

3

1




9

ИТОГО:

5

6

12

15

12

13

5

68


Среди преподавателей многодетными считаются семьи, которые имеют 6 детей в Нарыне и 5 детей в Джалалабате. Среднее количество детей у преподавателей обоих областей 3-4 ребенка.


Доход семьи


Согласно закону Кыргызской Республики «О минимальном потребительском бюджете» от 6 мая 1993 года №1190-ХII существует понятие минимальный потребительский бюджет, а не прожиточный минимум.

Минимальный потребительский бюджет – это набор продовольственных и непродовольственных товаров и услуг в натуральном и стоимостном выражении, обеспечивающий человеку потребление на уровне принятом обществом в качестве минимально допустимого на данном этапе его развития, определяемый научно-обоснованными нормами и нормативами.

По данным Национального статистического комитета на 1 февраля 2005 года размер минимального потребительского бюджета трудоспособного населения составляет - 2092,24 сома, пенсионера -1458,58 сома.


Средне месячный доход на одного члена вашей семьи


Учащиеся и студенты



Область, район

До 100

От 100-400 сомов

От 400-800 сомов

От 800- 1500 с.

От 1500-3000 сом.

3000 и выше

Кочкорский р-н

20

13

17

6

1

1

Нарынский р-н

28 (8,6%)

30 (9,2%)

15

24

7




г. Джалалабат

18 (5,6%)

44 (13,6%)

18

16

5

3

Аксыйский р-н

14

22

9

10

2

1

ИТОГО:

80

109

59

56

15

5

В % отношении

24,7%

33,6%

18,2%

17,3%

4,6%

1,5%



Семьи студентов оказались немного состоятельнее, чем у учащихся. Например, доход свыше 800 сомов на человека показали в основном студенты. А у родителей учащихся доход на 1 члена семьи составлял менее 100 сомов и от 100-400 сомов. Если сравнить Нарынский район куда входит г.Нарын крайне бедные составляют 8,6% против г.Джалалабат 5,6%; соотношение бедных (9,2%) - (13,6%). Возможно, показания детей может быть завышенным, так как не все смогли точно посчитать доходы родителей. Посмотрим на доход преподавателей.


Средне месячный доход на одного члена вашей семьи


Преподаватели


Область, район

До 100

От 100-400 сомов

От 400-800 сомов

От 800- 1500 с.

От 1500-3000 сом.

Всего

Кочкорский р-н




14

7

4

2

27

Нарынский р-н

2

13

3

1




19

г. Джалалабат

2

2

2

6

1

13

Аксыйский р-н




3

2

3

1

9

ИТОГО:

4

32

14

14

4

68

В % отношении

5,9%

47,1%

20,6%

20,6%

5,9%

100.0%



Как вы видите, реальный доход среднестатистической семьи преподавателя составляет от 400-800 сомов - 47,1%. Если посмотреть по областям то Нарынской области больше преподавателей 57,8% с низким доходом, в Жалалабатской области 22,7% меньше с низким доходом. Данные суммы далеко не подходят тем суммам, которые должны быть на каждого члена семьи по Госстандарту - 2092,24 сома, пенсионера -1458,58 сома.


Сведения о состоянии здоровья и оценке полученных знаний о здоровье



Учебное заведение/Ответы

Кочкорский р-н

Нарынский р-н

НГУ

г. Джалалабат

Аксыйский р-н

ЖАГУ

Всего



%

Как вы оцениваете ваше здоровье?

  • Очень хорошо

  • Хорошо

  • Удовлетворительно

  • неудовлетворительно



18

41

21

5



19

35

16

3



17

21

9

3



22

27

13

4



29

24

8

6



9

33

7

2



114

181

74

23



29,0%

46,1%

18,8%

5,8%


Итого

85

73

50

66

67

51

392

100.0%


Удовлетворяют ли вас занятия по ЗОЖ проводимые в вашем учебном заведении?

  • Удовлетворительно

  • Неудовлетворительно

  • Не могу ответить

  • Такие занятия не проводятся

  • Не отметили



31

4

7

19


24



38

21

10

3


1



27

11

8

4



33

5

7

5


16



31

22

4

7


3



15

18

10

3


5



175

81

46

41


49



44,6

20,6

11,7

10,4


12,5


ИТОГО:

85

73

50

66

67

51

392

100,0%




Состояние здоровья респонденты отметили очень хорошо – 29,0% всех опрошенных, при этом отметили у себя такие заболевания как высокое давление, кашель и простуда, гепатит, ангина, анемия, аллергические реакции, зубные боли и боли в суставах и в почках. Хорошо себя чувствуют 46,1% респондентов, 18,8% оценили свое здоровье удовлетворительным, и только 5,8% признались, что у них серьезные изменения в организме.


На вопрос «Удовлетворяют ли вас занятия по ЗОЖ проводимые в вашем учебном заведении?» ответили «Да» - 44,6%, не удовлетворяют такие занятия 20,6% респондентов, при этом 10,4% сказали, что такие занятия не проводятся, 12,5% не смогли ответить на этот вопрос. Из ответов респондентов следует, что занятия проводятся недостаточно, местами они проводятся только для учащихся 3 курсов. По этому затруднялись ответить те, которые эти занятия не проходили. Разработанные ранее 20 часовые уроки были ориентированы только на репродуктивное здоровье и вопросы гендера, когда здоровье в целом состоит и из физического, умственного и социального благополучия.


Перечень наиболее часто встречающихся заболеваний в местах проживания респондентов


Заболевания

Северный регион

(10 баллов)

Приоритетность

(степень)

Южный регион

(10 баллов)

Приоритетность

(степень)

Грипп и простудные заболевания

10

1

10

1

Бронхиты и астматические

5

6

4

7

Анемия

10

1

7

4

Зоб

7

4

9

2

Бруцеллез

7

4

2

9

Мочеполовых органов

(женские и урологические)

9

2

10

1

Туберкулез

4

7

5

6

Гипертония

8

3

2

9

Головные боли

7

4

1

10

Печень (в том числе гепатит холецистит)

4

7

4

7

Аллергия

5

6

1

10

Зубная боль

9

2

6

5

Боли суставов

5

6

4

7

Ухо-горло-нос (в том числе гаймариты, ангина, риниты, отиты)

8

3

8

3

Болезни почек

4

7

3

8

Кожные болезни (чесотка, экзема и тд)

2

9

4

7

Болезни ЖКТ (язвы, гастриты итд.)

1

10

1

10

Болезни брюшной полости (ОКИ, брюш.тиф)

10


1

10

1

Болезни органов зрения

1

10

3

8

Паразитарные заболевания (гельминты)

6

5

6

5



Выбраны проблемы которые считаются наиболее приоритетными: на севере, например Грипп, анемия и болезни брюшной полости – характеризуются суровым климатом и отсутствием чистой питьевой воды, на территории выбранных учебных заведений отсутствием нормальной отопительной системы и питьевой воды, также высокогорье какой то степенью может повлиять на гипертонию и частые головные боли, однообразное скудное питание на анемию.


На юге тоже проблемой номер 1 считается ОКИ, также остро стоит проблема в обоих регионах проблема мочеполовых органов, причиной которой является недоступность узких специалистов и специфичность вопросов (т.е. больной человек стесняется кому-то признаться о проблемах половых органов). Проблему зоба в какой-то степени решили северяне, с помощью тест-систем определяя йодированность соли, и применяя качественную соль. Проблема бруцеллеза не до конца решена на севере, так как основная жизнедеятельность Нарынчан, тесно связана с животноводством. На юге же основной деятельностью остается земледелие и торговля.


Болезни органов слуха, дыхания, обоняния также ротовой полости остаются приоритетными в этих областях, так как, узкие специалисты в основном сосредоточены в районных и областных центрах. Репродуктивное здоровье оставляет желать лучшего, если на севере основная причина заболеваний это воспаления, то на юге это наркотрафик оставляет свои следы в виде ИППП, ВИЧ и наркомании.


  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Отчет социологического исследования состояния знаний отношений и практики (кар) в области репродуктивного здоровья и его оценка состояния рз среди студентов вузов и учащихся пту в Джалалабадской и Нарынской области. iconВопросы темы: Анализ потребностей подростков в области охраны и профилактики репродуктивного здоровья
Обучающая: изучить потребности подростков и молодежи в области репродуктивного здоровья. Структура и принципы работы Центров здоровья...
Отчет социологического исследования состояния знаний отношений и практики (кар) в области репродуктивного здоровья и его оценка состояния рз среди студентов вузов и учащихся пту в Джалалабадской и Нарынской области. iconСправка о результатах рассмотрения обращений граждан в управлении здравоохранения области за III квартал 2012 года
Здравоохранения области проводится динамическая оценка деятельности лечебных учреждений области в части оказания медицинской помощи...
Отчет социологического исследования состояния знаний отношений и практики (кар) в области репродуктивного здоровья и его оценка состояния рз среди студентов вузов и учащихся пту в Джалалабадской и Нарынской области. iconОценка устойчивости сельскохозяйственного производства в Акмолинской области в контексте проблемы управления рисками
Ктивных рисковых обстоятельств, влияющих на эффективность сельскохозяйственного производства. Поэтому оценка состояния и тенденций...
Отчет социологического исследования состояния знаний отношений и практики (кар) в области репродуктивного здоровья и его оценка состояния рз среди студентов вузов и учащихся пту в Джалалабадской и Нарынской области. iconИсследование фактического потребления продуктов и состояния питания осуществлялось двумя методами: 1) опросно-весовой для количественной и качественной характеристики
Изучение фактического питания и состояния здоровья детей 5-летнего возраста в г. Алматы и сельских районах Алматинской области
Отчет социологического исследования состояния знаний отношений и практики (кар) в области репродуктивного здоровья и его оценка состояния рз среди студентов вузов и учащихся пту в Джалалабадской и Нарынской области. iconРаботы соответствует ведущему направлению работы кафедры географии Амгпгу «Ландшафтно – экологическая оценка географической среды Хабаровского края»
Объект исследования и предмет исследования – Объект исследования: горная система Джугджур. Предмет исследования: комплексная оценка...
Отчет социологического исследования состояния знаний отношений и практики (кар) в области репродуктивного здоровья и его оценка состояния рз среди студентов вузов и учащихся пту в Джалалабадской и Нарынской области. iconГигиеническая оценка радиационной обстановки на юге тюменской области за период
Настоящий материал включает сведения по содержанию долгоживущих радионуклидов в воде рек, почвах и пищевых продуктах. Полученные...
Отчет социологического исследования состояния знаний отношений и практики (кар) в области репродуктивного здоровья и его оценка состояния рз среди студентов вузов и учащихся пту в Джалалабадской и Нарынской области. iconОценка состояния здоровья детей в динамике за 3 года

Отчет социологического исследования состояния знаний отношений и практики (кар) в области репродуктивного здоровья и его оценка состояния рз среди студентов вузов и учащихся пту в Джалалабадской и Нарынской области. iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2006 году
Правозащитное движение: оценка состояния и перспективы развития в Липецкой области
Отчет социологического исследования состояния знаний отношений и практики (кар) в области репродуктивного здоровья и его оценка состояния рз среди студентов вузов и учащихся пту в Джалалабадской и Нарынской области. iconТема исследования
Практическое исследование экологического состояния района гимназии №7 г. Балтийска Калининградской области
Отчет социологического исследования состояния знаний отношений и практики (кар) в области репродуктивного здоровья и его оценка состояния рз среди студентов вузов и учащихся пту в Джалалабадской и Нарынской области. iconОценка состояния флорЫ и растительности нарымского сквера Новосибирска
Целью данной работы является оценка состояния флоры и растительности Нарымского сквера г. Новосибирска. Для ее выполнения были поставлены...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©tnu.podelise.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница