Лингвостилистический анализ




Скачать 179.93 Kb.
НазваниеЛингвостилистический анализ
Дата конвертации19.09.2013
Размер179.93 Kb.
ТипУрок
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ


ТЕМА: ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

РАССКАЗА М.А.БУЛГАКОВА «ПОЛОТЕНЦЕ С ПЕТУХОМ»


ЦЕЛИ УРОКА:
1. Образовательные:

* совершенствование навыка лингвостилистического анализа текста;

*формирование умения анализировать текст художественного стиля;


*активизация познавательно-исследовательской деятельности учащихся;


2. Развивающие:

*дальнейшее развитие коммуникативной, лингвистической и языковой компетентностей учащихся;

*развитие творческих способностей личности учащихся и активизация их мыслительной деятельности через использование элементов технологии критического мышления;

* совершенствование умения аргументировать и доказывать свою точку зрения по проблемному вопросу;

* развитие социальной компетентности учащихся.


3. Воспитательные:

* способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей;

* воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Технология: технологии критического мышления; технология проблемного обучения, мастерская ценностных ориентаций.

Задачи:

* выявить главную идею рассказа М.А. Булгакова «Полотенце с петухом»;

* провести лингвостилистический анализ рассказа;

* проанализировать языковые (выразительные) средства;


Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.
Методы: проблемно-поисковый, проблемный  
Вид урока:  семинар-практикум 
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: текст рассказа М.А. Булгакова «Полотенце с петухом» с обозначенными средствами художественной выразительности, памятка «Особенности лингвостилистического анализа текста», высказывания знаменитых людей, презентация , м/м проектор


Вступительное слово учителя:

Михаил Афанасьевич Булгаков… Имя этого писателя знает весь мир. К его творчеству относя неоднозначно. У него есть заядлые поклонники и ярые противники. О его героях спорят. Им приписывают магию и колдовство. Герои его произведений творят настоящие чудеса. Но Булгаков сам - маг и чародей художественного слова.

То, что творчество Булгакова не оставляет равнодушным уже не одно поколение читателей - однозначно.

И сегодня мы попытаемся приоткрыть завесу тайны художественного таланта Мастера.

Урок-семинар позволит нам исследовать глубину мыслей и чувств писателя.

В ходе урока мы проследим, как от воспоминаний, основой которых является точность изображения событий и лиц, писатель идет к созданию художественного произведения, где убедительность самого повествования заставляет читателя верить в реальность того, о чем он рассказывает.


Наша задача –

путем лингвостилистического анализа текста раскрыть идейный замысел рассказа, проследить, как художественные средства выразительности помогают выявить отношение автора к жизни и в образах этой жизни сказать о ней что-то очень важное, сокровенное, ему одному только ведомое


Эпиграфом послужат слова Ф. Искандера:

Рукописи не горят там, где художник сам сгорает над рукописью.

Объектом исследования послужит рассказ М.А.Булгакова «Полотенце с петухом».


Обратимся к истории его создания.


Ответ ученика: (презентация)

Помимо увлечения литературой и театром, у Булгакова была еще одна страсть – естественные науки

В 1909 г. он поступил в Киевский университет на медицинский факультет

"Профессия врача казалась мне блестящей",- говорил Булгаков, объясняя свой выбор. Аргументом в пользу медицины он называл интерес к "устройству человека", а самое главное - это возможность ему помочь.

Студент-медик Булгаков прошел через мировую войну, работая во фронтовом госпитале. Демобилизован по здоровью.

В 1916году приезжает для работы в больнице в село Никольское. Многие говорили о нем: "Уж больно молодой доктор, что он знает?" И действительно, худощавый светловолосый Михаил выглядел моложе своих 24 лет. Но это не помешало ему стать хорошим специалистом. К нему стали привозить больных из отдаленных селений, несмотря на то, что там имелись штатные врачи. Часто коллеги обращались к нему за помощью.


Так что Смоленщина стала для доктора Булгакова отличной «школой» практической медицины. А самые интересные случаи из его практики были описаны в цикле автобиографических рассказов «Записки юного врача».


И первый рассказ из этого цикла – «Полотенце с петухом»


Учитель:

Вспомним краткое содержание рассказа:

Ученик:

Краткое содержание таково: молодой, двадцатитрехлетний доктор, только что окончивший курс в университете, после долгого и изнурительного пути по сентябрьскому сельскому бездорожью приезжает в Мурьино, в земскую больницу, где предстоит ему проходить врачебную практику. В первую же ночь ему привозят девушку необыкновенной красоты с ужасными травмами ног и в критическом состоянии. Это слабо сказано - она умирала от шока и огромной потери крови. Доктор, сломав сопротивление фельдшера и акушерок, впервые в жизни производит ампутацию. Девушка выживает и в финале дарит доктору льняное белое полотенце с вышитым петухом.


Учитель:

Это очень драматичный рассказ. В его основе – трагическая история. Попытаемся ответить на проблемный вопрос: почему у такого драматического рассказа счастливый конец?

Обратимся к композиции рассказа. Каковы особенности композиции рассказа?


Ученик:

Это художественное произведение имеет законченную композицию В рассказе мы выделим следующие части:

Экспозиция – приезд доктора в Мурьинскую больниц находящуюся в 40 верстах от уездного города. Он увидел «белый облупленный двухэтажный корпус» «небеленые бревенчатые стены фельдшерского домика» и «свою будущую резиденцию – двухэтажный, очень чистенький дом».


Завязка действия - вступление в должность, знакомство с персоналом и больницей. Надо отметить, что молодого доктора приятно удивил тот факт, что Леопольд Леопольдович оставил после себя великолепный инструментарий, аптеку, в которой «не было только птичьего молока» и книги – руководства по хирургии и терапии.

В душе героя начинает зарождаться паника:

«Я ни в чем не виноват, — думал я упорно и мучительно, — у меня есть диплом, я имею пятнадцать пятёрок. Я же предупреждал еще в том большом городе, что хочу идти вторым врачом. Нет. Они улыбались и говорили: „Освоитесь“. Вот тебе и освоитесь. А если грыжу привезут? Объясните, как я с нею „освоюсь“? И в особенности, каково будет чувствовать себя больной с грыжей у меня под руками? Освоится он на том свете (тут у меня холод по позвоночнику)...

А гнойный аппендицит? Га! А дифтерийный круп у деревенских ребят? Когда трахеотомия показана? Да и без трахеотомии будет мне не очень хорошо... А... а... роды! Роды-то забыл! Неправильные положения. Что ж я буду делать? А? Какой я легкомысленный человек! Нужно было отказаться от этого участка! Нужно было. Достали бы себе какого-нибудь Леопольда».


Учитель:

Обратимся к средствам художественной выразительности, которые позволяют нам почувствовать неуверенность молодого врача:


Ученик 2 :

Мотив страха и неуверенности героя в собственных знаниях намечается в предложении:

«Сознаюсь, что в порыве малодушия я проклинал шепотом медицину и свое заявление, поданное пять лет назад ректору университета. <…> Пальцы мои ничего не могли хватать, и опять мне, начиненному всякими знаниями из интересных медицинских книжек, вспомнилась болезнь – паралич».

(«Начинить – // перен. разг., чаще ирон. Снабдить в изобилии (какими-л. знаниями, сведениями и т.п.».

Автор почти сразу обращает внимание на то, что герой профессионально неопытен.

Учитель :

Найдите и прокомментируйте средства художественной изобразительности в этой части текста (работа с текстом)

Учитель:

Продолжим наблюдение за композицией рассказа.


Ученик:

Кульминация – эпизод операции.

Кульминация рассказа – это не только вопрос о том, выживет ли девушка после операции. Это еще и вопрос о дальнейшей судьбе доктора, том, состоится ли вчерашний студент с «15-ю пятерками» как врач.

Герой по-настоящему понимает, что его ждет, и что из сложившейся ситуации нет никакого выхода, надежда на то, что девушка умрет сейчас, в первые минуты осмотра, уходит… в этот момент происходит осознание себя, герой обретает целостность, собранность, уверенность. Он делает то, ради чего приехал.

Перерождение происходит буквально в двух предложениях:

«Вот как потухает изорванный человек,- подумал я,- тут уж ничего не сделаешь…» -


Это еще прежний рефлексирующий человек


Но вдруг сурово сказал, не узнавая своего голоса: «Камфары»


Какая перемена!

В свою комнату доктор возвращается совсем другим человеком.


Учитель:

Обратимся к тексту. Используя какие языковые средства Булгаков создает атмосферу острой тревоги, заставляет читателя стать очевидцем происходящего в рассказе»?


Ученик:

«На белом лице у нее, как гипсовая, неподвижная, потухала действительно редкостная красота. Не всегда, не часто встретишь такое лицо»

(«Потухнуть – 1. // перен. Перестать блестеть, стать тусклым, безжизненным (о глазах). 2. перен. Прекратиться, исчезнуть»

Сближая два явления (жизнь и смерть) автор акцентирует внимание на трагизме ситуации.

Когда появляется первый пациент с дочерью, у которой ноги попали в мялку, молодой врач пока еще находится в плену своего страха:

«Бледное лицо Аксиньи висело в черном квадрате двери. Тоска обвила вокруг моего сердца. - Что?.. Что? Говорите! – выкрикнул я болезненно»

(«Болезненный – 2. перен. Преувеличенный, чрезмерный, выходящий за пределы обычного».

Однако состояние героя меняется, помощь приходит как будто извне:

«Она лежала как труп, но она не умерла. В голове моей вдруг (!) стало светло»

«Светлый – 10. перен. Ясный и логичный (об уме, мыслях)»

«Все светлело в мозгу, и вдруг (!) без всяких учебников, без советов, без помощи я сообразил – уверенность, что сообразил, была железной, - что сейчас мне придется в первый раз в жизни на угасающем человеке делать ампутацию»

(«Светлеть – 3. перен. Становиться ясным, спокойным, радостным (о лице, выражении лица» [

«Железный – 3. перен. Сильный, крепкий. 4. перен. Непоколебимый, непреклонный, не дающий отклонений, отступлений»

«Угаснуть – 3. перен. Слабея, теряя жизненные силы, перестать жить; умереть»

Все более раскрываются истинные способности врача:

«За меня работал только мой здравый смысл, подхлестнутый необычностью обстановки. Я кругообразно и ловко, как опытный мясник, острейшим ножом полоснул бедро, и кожа разошлась, не дав ни одной росинки крови»

С помощью сравнения автор подчеркивает прозаичность ситуации и обращает внимание на наличие у героя профессиональных способностей.


. «Не умирай, вдохновенно думал я, - потерпи до палаты, дай мне выскочить благополучно из этого ужасного случая моей жизни»; «…я стал редкими швами зашивать кожу… но остановился, осененный, сообразил… оставил сток… вложил марлевый тампон…»; «Полутруп лежал недвижно. Правая нога была забинтована гипсом, и зияло на голени вдохновенно оставленное мною окно на месте перелома».

(«Осенить – 1. перен. Охватить, объять»

Герой работает «вдохновенно», потому что этого от него потребовала сама жизнь, крайне тяжелое состояние пострадавшей девушки. Все эмоции оставлены позади – это и есть, по мнению М.Булгакова, профессиональное качество.

Учитель:

Найдите и прокомментируйте средства художественной изобразительности в этой части текста (работа с текстом)


Последняя композиционная часть – развязка.

Ученик:

По прошествии 2,5 месяцев после операции.

В дверь постучали. Это было через два с половиной месяца. В окне сиял один из первых зимних дней.

Вошел он; я его разглядел только тогда. Да, действительно черты лица правильные. Лет сорока пяти. Глаза искрятся.

Затем шелест... на двух костылях впрыгнула очаровательной красоты одноногая девушка в широчайшей юбке, обшитой по подолу красной каймой.

Учитель: Найдите и прокомментируйте средства художественной изобразительности в этой части текста (работа с текстом)

Вопрос классу:

Почему количественно и качественно изменилось применение средств художественной изобразительности?

Прогнозируемый ответ:

Потому что изменилось течение повествования. Самое страшное позади. Девушка выжила. Нет остроты момента. Уменьшается количество образных выражений.

Учитель:

Вернемся к композиции рассказа. Для Булгакова такое классическое построение было бы слишком простым решением. Он ведь не просто хотел рассказать нам историю молодого врача, а высказать свое отношение к жизни, и в образах этой жизни сказать о ней что-то очень важное, сокровенное, ему одному только ведомое.

Какой прием использует автор?

Над этим вопросом работала группа учащихся. И что же является результатом вашего исследования?


Ученик:

Для этого он использует сквозные мотивы

Композиционно рассказ построен с использованием нескольких сквозных мотивов:

- мотив дороги

- мотив петуха

- мотив красного и белого

- мотив страдания и смерти.


Учитель:

Рассмотрим подробнее, как сквозные мотивы помогают раскрыть главную идею рассказа.


Ученик 1:

С мотива дороги начинается рассказ:

«Если человек не ездил на лошадях по глухим проселочным дорогам, то рассказывать мне ему об этом нечего: все равно он не поймет. А тому, кто ездил, и напоминать не хочу (по тексту)

Дорога занимает одно из главных мест в рассказе и его композиции. По ней приезжает в Мурьево врач, дорога станет для него первым испытанием. По дороге привезут истекающую кровью девушку на проскрипевшей телеге, по дороге герой продолжит свой путь.

Мотив дороги создает образ движения как перемещения в пространстве, так и и движение в развитии событий и в характере героя. Приезжая неопытным молодым человеком, за одну ночь герой преображается, делается другим.

И еще: мотив дороги употребляется в метафорическом смысле – путь врача, который проходит герой рассказа. Каждый раз возникает новый поворот, новая сложность, преодоление которой и есть движение по этому пути.

Ученик 2:

Мотив « петух» впервые вступает в сцене приезда


"- Эй, кто тут? Эй! - закричал возница и захлопал руками, как петух крыльями."

Он обращает на себя внимание в связи с названием рассказа . Возница потому хлопает руками, что упал, а ноги его отнялись по той же причине, что и у доктора. Эта установка на то, чтобы продолжать искать в тексте петухов, и через страницу она оправдывается:

Это естественное движение замерзшего и продрогшего возницы помимо «согревающего» имеет еще и символическое значение. Возница, сообщая о прибытии доктора, как бы оповещает о начале его пути как «первый петух» (вспомним народное поверье, что петухи поют три раза!)

Второй раз петух появляется на кухне и становится спасительной жертвой, когда замерзший доктор съедает его.

"Сидел, скорчившись, сидел в одних носках, и не где-нибудь в кабинете, а сидел в кухне и, как огнепоклонник, вдохновенно и страстно тянулся к пылающим в плите березовым поленьям. На левой руке у меня стояла перевернутая дном кверху кадушка, и на ней лежали мои ботинки, рядом с ними ободранный голокожий петух с окровавленной шеей, рядом с петухом его разноцветные перья грудой. <...> Его я должен был съесть."

Автор не дает забыть о петухе:

«Петух был давно мною съеден, сенник для меня набит Егорычем, покрыт простыней, горела лампа…:

Автор напоминает: вот, мол, петух съеден давно, время идет неумолимо, и скоро прозвучат «третьи петухи»…


Учитель:

А почему именно петух? Еще одно исследование (индивидуальное задание)


Ученик 3:

Петух на Руси почитался как птица вещая, прогоняющая мрак ночи и приветствующая восход солнца. По крику петуха крестьяне определяли время: «первые петухи» — полночь, «вторые» — до зари, «третьи» — рассвет (заря). Отсюда выражение: «до третьих петухов», «встать с петухами», «проспать петухов». Петушиный крик отгонял нечистую силу, поэтому его нередко сравнивали с колокольным звоном к заутрене.

В русских деревнях старались не держать черных петухов, т. к. считалось, что супруги при этом будут часто ссориться. 
     Выражение «пустить красного петуха» означало поджечь дом. При переходе в новое жилище крестьянин пускал в избу петуха с курицей и дожидался, когда первый пропоет «на новоселье». Кровь жертвенного петуха считалась лучшим средством для смягчения гнева домового. С криком петуха связывалось немало русских народных примет и поверий: «Если петух поет раньше обычного, то летом это предвещает ненастье, а зимой — оттепель», «Петух поет днем под окнами — к гостям», и т. д. 

Учитель:

Продолжим исследование.


Ученик 4:

Мотив «красное и белое»: красный петух на белом льняном полотенце, кровь и кость, огонь в разных вариантах, неизбежные окровавленные марлевые тампоны, перевязочные материалы гипс; красно-белая медицинская символика, "кровь с молоком" как формула здоровья;

«…в безграничной тьме полей мелькнул мой бледный лик рядом с огоньками лампы в окне.

Огоньки лампы имеют, как правило, желтоватое свечение, но поскольку здесь употреблено именно слово "огоньки", родственное с огнем, можно при желании отнести эти огоньки к "красной группе". Итак, красное и "бледный лик", красное и белое.


Ученик 5 :

Мотив «страдание и смерть". В эпизоде операции.

Мотив разрабатывается в прерывистом, рваном мысленном монологе доктора. Фразы страдальчески бессвязные, как будто спотыкающиеся о "деревянныесиненькие" губы, хотя все это "в злобном отчаянии думал я", не произнося вслух.

Начинается операция. Над всей этой сценой, то есть, над операционной, "логично" повисает мотив страдания и смерти . Юный доктор, а точнее его вторая более решительная половина, преодолевая панику и ужас первой, ампутирует левую ногу девушки ...

"И кость отпала. В руках у Демьяна Лукича осталось то, что было девичьей ногой. Лохмы, мясо, кости! Все это отбросили в сторону, и на столе оказалась девушка, как будто укороченная на треть, с оттянутой в сторону культей."


Учитель :

Наличие сквозных мотивов, очевидно, неспроста. Именно они помогут нам ответить на проблемный вопрос урока. Мы запомним их.

Попытаемся определить главную идею рассказа.

Ученик:

Главная идея рассказа: как молодой врач, совсем не имеющий практики, проходит обряд инициации, посвящения в профессию)

Буквально "инициация" означает начало, введение чего-либо или введение кого-либо во что-либо.

Учитель:

Запишем новое слово и его лексическое значение.

Беседа с классом по вопросам:

1.Каким предстает в начале рассказа юный врач? (Растерянным, неуверенным в себе).

2. Какие фразы, характеризуют внутреннее состояние юного врача?

3. Что происходит с героем? (Внутренний конфликт, он мечется, ему тяжело).

4. Сравним его душевное состояние в начале операции и в конце. (слайды 20-21)

5.Для чего Булгаков использует историческую фигуру Лжедмитрия?

( Булгаков использует фигуру Лжедмитрия, чтобы показать динамику развития характера героя)

В душе героя происходит удивительный процесс - от тьмы к свету, от безысходности к вере - возвышение, совершенствование, гармонизация, одухотворение).

Но еще иллюстрируют ряды слов внутреннее состояние – состояние выбора.

Между чем и чем?


6. Зачем использует лексический повтор (умрет) и в конце его антоним (жива)? (Врач выбирает: бороться за сохранение жизни или дать

спокойно умереть безнадежному больному).


В результате проведенного анализа можно представить следующие смысловые блоки информации: 1) неуверенность героя; 2) образ страха; 3) преодоление условностей; 4) осознание жизненных ценностей; 5) раскрытие внутренних способностей героя.

Вывод : врач остается один на один со смертью. И только от него зависит, будет ли жить эта девушка. Он очень не уверен в себе. Его внутренний голос постоянно сеет сомнение в профессиональных возможностях молодого доктора. Страх и неуверенность – вот что давлеет над доктором. И наступает время истины – МОМЕНТ, в который происходит перерождение неуверенного человека в профессионала. Момент, когда все-таки профессионал побеждает

Мы подошли к решению нашего главного вопроса:

почему у такого драматического рассказа счастливый конец?


Предполагаемые ответы:

Ответ 1:

Рассказ действительно драматичен. Он начинается как-то скучно. Что за событие – приезд какого-то неизвестного молодого врача на службу в захудалую деревню? Чем это может быть интересно и познавательно? Но чем дальше мы читаем, тем больше захватывает нас вопрос: чем все это кончится? Кто победит в неравной схватке со смертью? Неопытный вчерашний студент с 15-ю пятерками, которому не на кого положиться в этот драматический момент его жизни? Но это произошло. Произошло благодаря тому, что что этот вчерашний студент в один миг превратился в профессионала- ВРАЧА ( с большой буквы).

Здесь уже определяется главная мысль всего творчества Булгакова - мысль о том, что нет ничего хуже и отвратительнее трусости, неумения, нежелания взять на себя ответственность. Тем более, когда ситуация предлагает множество соблазнов оправдать себя перед собственной совестью. Надо бороться за человека.


Ответ 2:

В рассказе писателя волнует не операция, а мысли и поступки юного врача.

Самое сложное в жизни – свобода выбора. На первый взгляд, молодой

врач поступает нелогично, не подчиняется жизненной ситуации. Он мало зная

и мало умея, соглашается оперировать почти мертвую девушку, тогда как все

окружающие отговаривают его. Но слезы отца… Но никто сам себя не знает,

человек не предполагает, на что он способен, открытие себя идет ежедневно.

Юный врач не только сделал удачную операцию и спас жизнь – он победил

себя, свой страх . И в тот момент, когда он сказал главные слова : «Готовьте

операцию!», вдруг будто что-то снизошло на него, в голове стало ясно. Это как

прозрение Божье. Юный врач обрел уверенность в себе- и победил. Но есть

факторы, которые помогли одержать победу. Автор неоднократно подчеркивает,

что больница, куда попал юный врач – это хорошая больница. Здесь все было

под рукой. Опыт предшественника – Учителя , с которым Ученик был разнесен

во времени, помог последнему одержать победу.

Ответ 3:

Отвечая на вопрос: почему у такого драматического рассказа такой счастливый конец, надо вспомнить о времени написания рассказа. Описанная в рассказе операция по ампутации бедра действительно имела место. Автор намеренно сдвинул события на год вперед, чтобы день, означивший трагедию девушки, попавшей в мялку и получившей тяжелую травму, и который в реальности был последним днем пребывания в Никольском, пришелся бы как раз на преддверие Октябрьской Революции, символически предвосхищая кровь и страдания, которые вызовет этот переворот.

Счастливый исход рассказа обусловлен тем, что Булгаков выражает надежду на то, что страна поднимется, не погибнет под гнетом большевистской власти. Устами отца героини автор говорит не только о будущем девушки, но и о самой России: «Калекой останется — пущай»..

Ответ 4:

Продолжу мысль о времени написания рассказа: 1917 год - драматическое событие в жизни России.

Все выявленные нами сквозные мотивы рассказа так или иначе перекликаются с событиями той эпохи:

перед каждым человеком встал выбор: на чьей стороне быть? Какой путь (дорогу) выбрать? (мотив дороги)

Это время перемен, когда что нет ничего хуже и отвратительнее трусости, неумения, нежелания взять на себя ответственность

Революция – это размежевание на белых и красных;

Смена власти – это всегда кровь, страдание и смерть.

У ЭТОГО РАССКАЗА СЧАСТЛИВЫЙ КОНЕЦ, ПОТОМУ ЧТО АВТОР ХОЧЕТ СКАЗАТЬ, ЧТО НЕ РЕВОЛЮЦИЯ – ГЛАВНОЕ,

Революция не имеет значения по сравнению с муками болеющих людей и горькими переживаниями врача, стремящегося им помочь.

Сострадание и милосердие – вот что главное для людей.


Учитель:

Мне остается лишь добавить, что именно использование особых художественных средств языка позволило автору донести до нас главную идею своего рассказа, показать свое отношение к жизни и в образах этой жизни сказать о ней что-то очень важное, сокровенное, ему одному только ведомое.

А лингвостилистический анализ рассказа позволил нам сегодня приоткрыть завесу тайны художественного таланта Мастера. И понять, что Булгаков - маг и чародей художественного слова.

Творчество М.А.Булгакова – неиссякаемый источник для осмысления бытия. Эпоха, в которую произведения Булгакова были запрещены, ушла. Время все расставило по своим местам. Ведь «рукописи не горят».

И прав Фазиль Искандер, говоря:

«Рукописи не горят там, где художник сам сгорает над рукописью»


Домашнее задание:

Прочитать рассказы цикла «Записки юного врача».

Проанализировать, как продолжается мысль о сострадании и милосердии в рассказах.

Ответить на вопрос:

Какие коренные проблемы бытия пытался отобразить Булгаков в цикле рассказов?


Использованная литература:

1. Белова Н.А. Филологический анализ художественного текста: реализация интеграции лингвистического и литературоведческого подходов в школе. Учебно-методическое пособие.- Саранск, 2008.

2. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие. Издание 3-е. - М.: Флинта: Наука, 2007

3. Булгаков М.А. Избранные произведения: В 2-х томах/М.А.Булгаков - М.:

Рипол Классик. - М.,2003.

4. Галицких Е.О. "От сердца к сердцу». Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников"/Е.О.Галицких. - М.: Методическое пособие. - СПб.:

"Паритет", 2003.

5. Мишатина Н.Л. Диалог с культурными концептами в 5-11 классах.

Учебно-методическое пособие/ Н.Л.Мишатина. – СПб:Сага, Наука, 2004. – С.15

6. Рыжкова Т.В. Путь к Булгакову. Кн. для учителя/Т.В.Рыжкова. - СПб.:

Фирма "Глагол",2000.

7. Сахаров В.И. М.А.Булгаков в жизни и творчестве: Учебное пособие для

школ, гимназий, лицеев и колледжей/В.И.Сахаров. - М.: ООО "Тид" "Русское

слово". - РС; 2002.






Похожие:

Лингвостилистический анализ iconЛингвостилистический анализ стихотворения А. С. Пушкина «Анчар»
Учитель: Ребята, сегодняшний урок – это продолжение разговора о пушкинской лирике. Нам предстоит дать лингвостилистическое описание...
Лингвостилистический анализ iconПрограмма развития гоу детский сад с этнокультурным (русским) компонентом образования
Проблемный анализ состояния доу: анализ результатов; анализ воспитательно-образовательного процесса; анализ условий
Лингвостилистический анализ iconАнализ механизмов формирования и эволюционного изменения спектров джетов и ядер квазаров
Целью статьи является анализ механизмов поступления тяжелых химических элементов в космическое пространство и анализ замкнутой эволюции...
Лингвостилистический анализ iconАнализ ранее выполненных документов территориального планирования
Анализ природных, санитарно-экологических и историко-культурных факторов территории
Лингвостилистический анализ iconАнализ работы за 2011-2012 учебный год
Анализ уровня здоровья и здорового образа жизни, обеспечения условий безопасности
Лингвостилистический анализ iconЭкзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов по литературе
Лагается анализ художественного произведения. Вам необходимо выбрать один из двух вариантов: анализ фрагмента эпического (драматического,...
Лингвостилистический анализ iconМуниципального образования хабарский район алтайского края
Анализ инвестиционной привлекательности (точки роста, узкие места, возможности угрозы и развития мо; swot-анализ)
Лингвостилистический анализ iconАнализ эффективности российских на
Федоров А. В. Виртуальный мир криминала: анализ медиатекстов детективного жанра на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории...
Лингвостилистический анализ iconЛекция №23 кластерный анализ
Синонимами термина "кластерный анализ" являются "автоматическая классификация объектов без учителя" и "таксономия"
Лингвостилистический анализ iconАнализ семейств
Анализ семейств asteraceae dumort., Caryophyllaceae juss., Chenopodiaceae vent. В городе калининграде
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©tnu.podelise.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница