Урок по истории древнего мира в 5 классе с использованием игровых технологий




Скачать 116.2 Kb.
НазваниеУрок по истории древнего мира в 5 классе с использованием игровых технологий
Дата конвертации29.09.2013
Размер116.2 Kb.
ТипУрок
Урок по истории древнего мира в 5 классе с использованием игровых технологий


Учитель истории и обществознания высшей категории

МОУ «Татарско-Бурнашевская СОШ»

Верхнеуслонский муниципальный район Республика Татарстан

Дадыкина Ирина Николаевна

В афинских школах и гимнасиях.

Цели урока:

1.Выяснить и описать виды древнегреческих афинских школ. Разобрать древнегреческие науки. Охарактеризовать научную деятельность древнегреческих учёных. Расширить представления учащихся о жизни в Афинах. Углубить знания учащихся по истории Древней Греции.

2.Развивать внимание, память, мышление, умение выявлять причинно-следственные связи, совершенствовать навыки работы с исторической картой. Формировать умения проектной деятельности, выступать с сообщениями и докладами перед классной аудиторией.

3.Воспитывать любовь к наукам, уважение к учёным и образованным людям.

Оборудование урока:

1. Портреты древнегреческих учёных Аристотеля, Демокрита, Геродота, Гиппократа.

2.Рабочие тетради на печатной основе по истории древнего мира.

3. Иллюстрации древнегреческих школ, палестр, гимнасий, мультимедийный проектор, мультимедийное учебное пособие нового образца «История 5 класс».

4. Жетоны в виде древне-афинских драхм, за правильные ответы.


Выставка книг: школьная энциклопедия « Руссика». История Древнего мира.- М.: ОЛМА- ПРЕСС. Образование,2003. Я познаю мир: Детская энциклопедия.: История-М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.


Эпиграф урока:

Благодаря образованию человек становится самым прекрасным и божественным из существ.

Платон древнегреческий философ.

Ход урока.



  1. Вступительное слово учителя:

-Тема сегодняшнего урока , « В афинских школах и гимнасиях».

В начале урока проведем небольшую игру, где проверим ваши знания по истории Древней Греции. Игра будет идти в несколько туров. Нашу с вами игру, мы назовём –

« Историческая разминка».



  1. Актуализация знаний : -И так, мы начинаем!

Первый тур. На первый тур, вот шутка

Дана одна минутка

Поспеши-ка, не зевай

Правильный ответ давай.

(Задание требует от учеников краткого ответа)

  1. Как древние греки называли свою Родину? ( Эллада)

  2. Кто прятался на острове Крит в царском дворце. ( Минотавр)

  3. Кто автор поэмы « Одиссея»? ( Гомер)

  4. Кто автор поэмы «Илиада»? (Гомер)

  5. Названье поэмы « Илиада» произошло от названья города Троя. Почему? (Второе название города Троя- Илион)

  6. Главный бог в греческой мифологии? (Зевс)

  7. Назовите имя жены Зевса? (Гера)

  8. Объясните полис – это…? ( Город-государство )

  9. Как назывался греческий военный корабль? ( Триера)

  10. Назовите высший орган власти в Афинах? (Ареопаг)

  11. Сколько длина Марафонского бега? Почему? (42 км , ровно столько, сколько от Афин до Марафона.)

  12. Объясните илоты – это…? ( Рабы в Спарте.)

  13. Как назывался боевой строй афинских воинов в Марафонской битве? ( Фаланга)

  14. Объясните демократия – это…? (Власть народа)

  15. Как называлось главная площадь Афин? ( Агора)

  16. Полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колоны? ( Портик)

  17. Назовите главный порт Афин? (Пирей)

  18. Объясните колония-это?.. (Греческое поселение)

  19. Как назывался главный храм в Афинах? (Парфенон)

  20. Объясните верфь – это…? (Место строительства кораблей)

  21. Назовите имя полководца греческих войск в Марафонской битве? ( Мильтиад)

  22. Сколько дней проходили Олимпийские игры? (5 дней)

  23. Назовите афинский район, где жили гончары? (Керамик)

  24. Назовите имя спартанского полководца в битве у Фермопил? ( Леонид)



Второй тур. Всем известно и неново


Карта важная основа

Битвы, действия и страны

Вам укажет неустанно

Если есть у вас желанье

Приступаем. Все вниманье.

(Задания второго тура направлены на закрепление знаний исторической карты)

1. Покажите на карте - Балканский полуостров.

-остров Крит, Аттику, остров Саламин, город Спарту, греческие колонии, место Марафонской битвы, пролив Геллеспонт, город Трою, место проведения Олимпийских игр.


Третий тур. Эрудиты, эрудиты!

Все пути для вас открыты .

Все вопросы вам легки,

А если будет трудно,

Пятиклассник не грусти.

У своего товарища

Помощь попроси!

(Третий тур требует от учеников развёрнутого ответа, объяснение крылатого выражения)


1 « Троянский конь». 2 «Нить Ариадны».3 «Ахиллесова пята».

4 «Лаконичная речь». 5 « Драконовы законы».6 « Между Сциллой и Харибдой».

7 « Яблоко раздора».

Четвёртый тур. Хоть немножечко устали.

Силу знаний показали,

Но ещё один шажок.

В цифры прошлого прыжок.

(Четвёртый тур требует от учеников знание хронологии).


Учитель просит открыть рабочие тетради и разобрать задание № 41. Найди ошибки.

« Кто- то рассказывал о знаменитом афинском правители Солоне следующее. Будучи мальчиком, Солон очень радовался тому, что в дни побед над персами при Марафоне и Саламине занятия в школах не проводились. Отец Солона, напротив, сердился на сына, считая его лодырем и бездельником».

(Предполагаемый ответ учеников: Солон жил в 6 век до.н.э., а Марафонская битва и Саламинская битва произошли в 5 веке до.н.э., следовательно, Солона уже не было в живых.)

Пятый тур. Приложите все старанья

Для последнего заданья.

В пятом туре нужно отгадать,

Кому слова эти могут принадлежать?




1 .« Радуйтесь, мы победили!» ( Афинский воин в 490г до. н.э. после Марафонской битвы).

2 .« Там, на дне вы найдёте достаточно и земли и воды». ( Спартанцы персидским послам перед

греко - персидской войной.)

3. «Рабыня раньше, а теперь свободная». ( Солон, когда убрал долговые камни.)

4. « Да, я упал, но лишь один раз…» ( Олимпийский чемпион Милон.)

5.«О, ты, горькая морская влага. Вот тебе». ( Ксеркс, при переходе через пролив Геллеспонт.)

6. « Если ты был в Афинах и не восторгался ими , то ты осёл». ( Афиняне, о своём

городе.)

III. Изучение новой темы.

Чтоб ребята не скучали.

Знанья в классе получали.

Путешествие совершим.

Всех рассказом удивим.

На экране мультимедийного проекта изображение древнегреческой школы.

Вопрос к классу:

-« Что, вы видите на картине?»

Предполагаемый ответ: На картине греческая школа, где идёт урок музыки. В правой части картины мы видим урок поэзии. Учитель, развернул книгу, по которой читает ученик; на стене развешены учебные предметы.

-Правильно, это образовательное учреждение города Афин. В греческих школах учеников учили ясно и красиво говорить. Ученики заучивали стихи Гомера и других поэтов. Греки считали также, что образованный человек тот, кто умеет петь и танцевать.

Вопрос к классу:

  • Чем афинское воспитание отличалось от спартанского?

Предполагаемый ответ: Спартанцы, больше воспитывали в детях физическую силу, а не заботились об интеллектуальном развитии.

Задание классу.

-Прочитайте пункт 1 параграфа 38 и ответьте на вопросы.

-С какого возраста начиналось обучение детей в Древней Греции?

-Кого в Греции называли «педагогами» и какие обязанности были у них?

Предполагаемый ответ: Обучение детей начиналось с семилетнего возраста. «Педагогами» в Греции называли раба, который сопровождал мальчика в школу и следил за его поведением и успехами в школе.

-Греческие педагоги нередко плохо говорили по - гречески. Почему?»

( Педагоги -рабы -это военнопленные из других стран.)

- Афинский стратег Перикл узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул:

«Вот ещё одним педагогом стало больше!» - Что, он имел в виду?

(Педагогами становились рабы, которые получали увечья и не были годны к работе в других местах.)

Учитель предлагает рассмотреть и описать на мультимедийном экране статуэтку педагога.

( дети должны обратить внимание на одежду и фигуру педагога ).


Учитель:- В Афинах все мужчины были грамотными. Образование было недоступно девочкам и детям из бедных семей. Греки в 8 веке до.н. э. изобрели алфавит. Они позаимствовали алфавит у финикийцев, но он им не понравился. Вопрос к классу: – Почему? ( У финикийцев в алфавите не было гласных букв, поэтому это вызывало определённые трудности.)

Учитель: - Греки первыми стали обозначать буквами гласные звуки. В алфавите у греков было 24 буквы, ими греки передавали все многообразие звуковой речи при письме. Многие народы, создавшие своё письмо, использовали греческий алфавит.

В греческих школах были разные ученики, не всем легко давалось грамота.

Рассказывали про одного богача, который подарил своему ленивому сыну 24 раба, имена их начинались с первых букв алфавита.

Сообщение ученика. Жалоба раздражённой матери учителю на прогульщика сына из весёлой пьесы древнего автора. « Спроси-ка его, почтеннейший, где дом его учителя, куда мне каждое число приходиться вносить за него деньги он не скоро сумеет тебе ответить. Бедная дощечка, которую, я исправно натираю воском, лежит сиротливо у ножки его кровати. Он ненавидит её пуще смерти, а если возьмёт в руки, то и тогда ничего дельного не напишет, а только весь воск зря соскоблит. Ох, как я ругаю себя за то, что даю ему хорошее воспитание в надежде найти себе в нём подспорье на чёрный день. А , попробуй-ка, посильнее постращать его, так он взберётся на крышу и сидит там словно обезьяна. А мне не столько жаль его, сколько черепиц, которые крошатся словно сладкое печенье. Уж, пожалуйста, задай ему такую порку, чтобы из него и дух вон вышел».

Вопрос к классу. – Что нового о древнегреческой школе, вы узнали из этого сообщения?

Предполагаемый ответ. Обучение было платным. В школе для письма, использовали специальные дощечки, покрытые воском. Не все дети , добросовестно относились к учёбе в школе.)

Учитель: - Познакомимся со следующей ступенью обучения в Древних Афинах.

На мультимедийном проекторе изображение древнегреческой палестры.

Вопрос к классу: – Что вы видите на экране?

Предполагаемый ответ. На экране изображена спортивная борьба. Борьба, проходит под контролем взрослого человека.

Учитель: Это, ребята тоже школа, которая называлось палестра. По гречески «Пале» - это борьба от этого слова и произошло название. Греки считали, что умственное и моральное развитие достигается в здоровом теле, которое должно всесторонне и свободно развиваться так, чтобы человек достигал гармонического совершенства души и тела.

Сообщение ученика.

« Палестра находилась в небольшом дворике, окружённом колоннами. С 12 лет мальчики начинали посещать эту школу. В палестре занимались гимнастикой, бегом, прыжками, метанием копья и диска, борьбой.

Рукопашная борьба называлась - «панкратий». В ней разрешено использовать приёмы кулачного боя, можно сбивать противника с ног, лягать, душить. Однако нельзя калечить, кусаться и бить по глазам. Самый распространённый приём «переброс» противника через колено. В палестрах стояли скульптурные статуи олимпийских атлетов, работы великих греческих мастеров».

На экране мультимедийного проектора изображение скульптуры» Дискобол» - метатель диска скульптора Мирона. Копьеносец - скульптора Поликлета.

Вопрос к классу.

-Что хотели донести до зрителя греческие скульпторы?

Предполагаемый ответ. Греческое искусство прославляло физически сильных, прекрасных граждан – готовых к подвигу, к защите своего полиса.

Учитель: - В Афинах существовала третья ступень образования. Послушайте сообщение об этом.

Сообщение ученика.

« Гимнасии в основном посещали взрослые. Находились они за городом среди зелёных деревьев и лугов. Они имели площадки для занятий гимнастикой, бассейны, раздевалки, помещения для отдыха и дружеских бесед. В них перед слушателями выступали известные учёные. Здесь обучали умению хорошо говорить, выступать с речами в Народном собрании и судах. Некоторые афинские гимнасии называли академиям».

Учитель: - В гимнасии приходили и выступали такие учёные как Демокрит, Аристотель, Гиппократ, Геродот. Сегодня у нас с вами есть возможность послушать их.

(Выходят одетые в греческие хитоны ученики, которые изображают древне - греческих учёных).

- Ребята давайте послушаем их рассказы.

Выступление детей. Демокрит: «Здравствуйте ребята, я Демокрит греческий учёный и философ, родился в 460 г. до. н. э. в небольшом приморском городе Абдер, который находится во Фракии. За заслуги перед своим городом получил название « Патриот». Мой девиз: « Ничто не возникает из ничего, и ничего не переходит в ничто ». Я первым высказал мысль что, материя состоит из мельчайших неделимых частиц атомов. Атомы принимают различные формы. Душа человека, состоит из круглых атомов, когда человек умирает, атомы рассеиваются. Религия, по- моему мнению, возникла из- за беспомощности людей перед грозными явлениями природы. Боги это воплощение человеческих чувств и природы, например, Зевс- это солнце, Афина – разум. У меня много математических работ, я рассчитал объём конуса и пирамиды. Мои философские и естественнонаучные воззрения оказали большое влияние на философов последующих времён».

Аристотель: «Меня зовут Аристотель. Я родился в 384 г. до. н. э. Мой родной город Стагира во Фракии. К моему имени часто прибавляли прозвище Стагирит. Мой отец был придворный врач при македонском царе. С 367 г до. н.э. я ученик великого Платона. Я не был согласен с его взглядами и поэтому покинул Академию Платона, сказав фразу, которая стала крылатой. – Платон мне друг, но истина дороже. Я считал, что Земля - шар и находится она в центре мира, а Солнце и звёзды вращаются вокруг неё.

Все накопленные знания, я разделил по отдельным отраслям и объединил в самостоятельные науки. Ботаника - изучает растения, физика - природу, политика – государство. Сохранилось много афоризмов, которые принадлежат мне. « Дружба – это одна душа в двух телах». « Ведите себя с друзьями так, как хотите, чтобы они вели себя с вами». Об учении. « Корни его горьки, но плоды его сладки». « Философия начинается с удивления» и многие другие».

Гиппократ: « Я Гиппократ, родился на острове Кос в 460 г. до. н. э. Я врач в семнадцатом поколении. Тысячи людей я излечил и даже делал сложные хирургические операции. По - моему мнению, нужно лечить не болезнь, а человека, потому, что одно и то же заболевание у разных людей проявляется по - разному. Я определил типы темперамента человека: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Выделил четыре принципа лечения больного: 1).Приносить пользу, а не вред. 2). Противоположное, лечить противоположным. 3). Помогать, а не мешать организму бороться с болезнью. 4). Щадить больного. Деятельность врача очень важна, я сравнивал её со свечой - Сгорая сам, свети другим».

Геродот: «Греки называли меня « отцом истории». Мой главный труд по истории посвящён греко - персидским войнам. Я родился в 485г. до. н.э. Мой родной город Галикарнас. За участие в борьбе против тирана правителя в своём городе я был вынужден покинуть родину. Много путешествовал по странам Востока. Подробно описывал обычаи Египта, которые меня поразили. Описал и другие события из жизни стран Востока. Когда я закончил своё путешествие, никто в Греции не знал меня. Из своего путешествия я привёз с собой несколько свитков папируса. Это и была собранная мною история греко - персидских войн. В те времена важным событием древних греков были Олимпийские игры. На ряду со спортсменами в Олимпии выступали музыканты, поэты, писатели. На Олимпийских играх я прочитал несколько глав своей « Истории». Олимпийские игры закончились, слушатели разъехались, по разным городам Греции и разнесли мои рассказы. Я сразу стал знаменит».

Учитель: Древние греки считали, что любовь к родине – высшая доблесть гражданина. Как вы понимаете это высказывание? Подтвердите его примерами из истории.

Предполагаемый ответ. Настоящий гражданин - это тот кто любит свою родину, кто готов не на словах, а на деле доказать свою любовь.

Учитель: Среди принятых развлечений греков в гимнасиях, была игра в вопросы и ответы. Вот некоторые из таких вопросов - загадок. Попытайтесь разгадать их и вы.


  • Я чёрное дитя сверкающего отца; птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков; едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе. ( Дым).

  • Когда ты смотришь на меня, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз. ( Зеркало).

  • Не говори ничего и ты выразишь моё имя; но, если ты назовёшь меня, говоря моё имя, о чудо ты! Ты, выразишь меня. (Молчание).

Учитель: Проверим - ваше внимание. Сейчас, я задам вам, несколько вопросов по сообщениям, которые вы прослушали.


На экране мультимедийного проектора вопросы:


- Кто, из древнегреческих учёных высказал гениальную мысль, что материя состоит из атомов?

(Демокрит).

-Кто, из древнегреческих учёных рассчитал объём конуса и пирамиды? ( Демокрит).

-Кто, из древнегреческих учёных считал, что Земля – это шар и находится в центре мира?

(Аристотель).

- Кто, из древнегреческих учёных был врачом, и определил типы характеров человека?

( Гиппократ).

  • Кого, древние греки называли «отцом истории»? (Геродота).


Подведение итогов урока. Вот и всё, больше нет вопросов. Сосчитать жетоны, просим.

Кто набрал жетоны,

Руки поднимайте.

И хорошие оценки

За урок вы получайте!


( Учитель выставляет оценки за урок)

  • Вот и закончился наш урок,

Книг по-больше, ребята читайте,

И Древнюю Грецию вы изучайте.

(Учитель знакомит с книжной выставкой)


  • Спасибо всем вам за внимание,

Записываем домашнее задание.


На экране мультимедийного проектора домашнее задание.



    1. Прочитать параграф № 38.

    2. Ответить на вопросы в конце параграфа.

    3. Выписать в тетрадь термины и выучить их.

    4. Написать письмо своим друзьям от имени ученика древнегреческой школы.

Похожие:

Урок по истории древнего мира в 5 классе с использованием игровых технологий iconИнтеллектуальная игра по истории древнего мира в 5 классе. Тема: «Мифы и легенды древнего мира»
Активизация познавательного интереса учащихся к Истории Древнего Мира посредством использования нестандартных форм работы при помощи...
Урок по истории древнего мира в 5 классе с использованием игровых технологий iconУрок предложен для учащихся 5 классов общеобразовательной средней школы Форма учебной работы Классно-урочная Полное описание разработки «Страны Древнего Востока»
Урок «Древний Восток» является составной частью программы по истории древнего мира в 5 классе
Урок по истории древнего мира в 5 классе с использованием игровых технологий iconУрок литературного чтения Урок с использованием метода проектов, игровых технологий
Дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний
Урок по истории древнего мира в 5 классе с использованием игровых технологий iconПрименение информационных технологий в исследованиях по истории Древнего Рима Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Магистранта кафедры истории древнего мира и средних веков
Охватывают больший промежуток времени, поскольку первичные жреческие летописи этого периода, на которые Ливий ориентировался в своей...
Урок по истории древнего мира в 5 классе с использованием игровых технологий iconУрок по истории древнего мира в 5 классе
Продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ
Урок по истории древнего мира в 5 классе с использованием игровых технологий iconУрок по истории Древнего мира в 5 классе и презентация Беловолова Елена Евгеньевна
...
Урок по истории древнего мира в 5 классе с использованием игровых технологий iconУрок в 7 классе с использованием информационно-коммуникативных технологий (икт)
Организационный момент (приветствие учащихся, отметка отсутствующих установочная беседа, психологический настрой на урок)
Урок по истории древнего мира в 5 классе с использованием игровых технологий iconУрок окружающего мира во 2 «А» классе Тема: «Путешествие по Москве»
Форма урока: экскурсия – путешествие с использованием компьютерных технологий. У детей было домашнее задание – собрать материал и...
Урок по истории древнего мира в 5 классе с использованием игровых технологий iconМетодические рекомендации к написанию курсовых работ по истории Древнего мира
Студенту, решившему писать свою первую курсовую работу по истории Древнего мира, следует прежде всего представлять себе особенности...
Урок по истории древнего мира в 5 классе с использованием игровых технологий iconКонспект открытого урока по истории Древнего мира в 5 «А» классе на тему: «Спартанский полис» учителя истории Тюлькиной Н. А
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©tnu.podelise.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница