Нравственное и безнравственное в романе «Герой нашего времени»




Скачать 27.35 Kb.
НазваниеНравственное и безнравственное в романе «Герой нашего времени»
Дата конвертации01.10.2013
Размер27.35 Kb.
ТипДокументы
Нравственное и безнравственное в романе «Герой нашего времени»


Когда император Николай Павлович прочел роман, он высказался в том смысле, что подобная литература порождает разврат и безнравственное поведение. Если не писать таких романов, жизнь станет существенно лучше сама собой.

В официально критике того времени утвердилось мнение, что Печорин - персонаж безнравственный. Действительно, с людьми он обращается, как со случайными попутчиками, не стремясь выказывать какого бы то ни было уважения к ним, легко разрушает чужие жизни, ведет роман с замужней женщиной. Он бретер и циник.

Но этот персонаж, вне всякого сомнения, дорог автору. Он долго шел к окончательному образу Печорина. Это исторический тип, характерный для того времени, и его пороки имеют свое объяснение.

Печорин - герой третьего десятилетия «жестокого века». Он жил в тяжелую эпоху общественного гнета и бездействия, расцвета николаевской реакции. У Печорина не было возможности проявить себя.

Печорин по происхождению аристократ, получил светское воспитание. Выйдя из-под опеки родных, «пустился в большой свет» и «стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями». Здесь, как и Онегин, он быстро заскучал. После «нашумевшей истории в Петербурге» Печорина ссылают на Кавказ. В его облике выделяются аристократические черты: «бледный, благородный лоб», «маленькая аристократическая рука», «ослепительно чистое белье». Печорин физически сильный и выносливый человек: «широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни... не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными».

Он не нашел в Петербурге возможности действовать, приложения своих сил. Это породило в нем душевную леность. В оценке своего поколения он самокритичен до беспощадности: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Он опустился, наконец, так низко, что стал участником интриг «водяного общества», хотя и презирает его отчаянно.

Печорин прекрасно образован. В его дневнике есть цитаты из Грибоедова и Пушкина, название произведений, имена писателей и литературных героев. Но литературные рецепты не сделали его счастливым.

Печорин безрассудно смел, он играет жизнью. Стоя на краю пропасти с незаряженным пистолетом, он подставляет грудь под выстрел Грушницкого. И идет на этот шаг только для того, чтобы «изведать предел подлости моего противника». Казалось бы, он человек сильной воли и больших возможностей, стремится к активной жизни, а вместе с тем распространяет вокруг себя скуку и несчастье. «Рожденный для высокой цели», он живет лишь как самый экстравагантный представитель того общества, которое презирает. Поэтому ничто не приносит ему удовлетворения.

У него нет жизненной цели, его существование бессмысленно. «А, верно, она существовала и, верно, мне было назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные».

Время (точнее - безвременье) сделало Печорина таким, каким он стал. Если в эпоху декабристов он мог бы повести за собой тысячи, в эпоху гласности сказать слово единственной правды, то теперь его энергия уходит в никуда, он становится черной дырой, распространяет вокруг себя смерть, опускается до пошлости. Он сам превращается в собственную противоположность, ведь по сути Печорин - человек благородный и честный, желающий творить добро и постигать высоты человеческого духа.

В предисловии Лермонтов категорически заявляет, что Печорин - «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Печорин действительно порочен, но вместе с тем он и нравственнее всех, кто его окружает. Мир вокруг погрузился в пучину пошлости, и с личностью незаурядной, светлой по сути своей происходят чудовищные и невероятные метаморфозы. Он создан для того, чтобы идти впереди, и если все вокруг стремятся ко злу, то Печорин всех опередит на этой стезе. И все же внутри него остается что-то, что не позволяет нам сказать: Печорин подлец. Пройдет эпоха безвременья, и, если не самого Печорина, то его наследника можно будет вылечить.

Похожие:

Нравственное и безнравственное в романе «Герой нашего времени» iconГероини нашего времени. Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит...
Нравственное и безнравственное в романе «Герой нашего времени» iconРоль главы «Тамань» в романе М. Ю. Лермонтова
Деление на части, различающееся сюжетом и героями, отличительная особенность романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Нравственное и безнравственное в романе «Герой нашего времени» iconИсследовательская работа по литературе «Роль собственных имён как средства выразительности в художественном произведении» (установление литературной традиции имени Григорий в русской литературе первой половины 19 века)
Григория Александровича Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Нравственное и безнравственное в романе «Герой нашего времени» iconСочинение Шафраненко Екатерины ученицы 10 класса"Каждый литературный герой"
Появление такого героя вызвало в обществе и литературных кругах двадцатых годов целую бурю страстей. Не успели еще они утихнуть,...
Нравственное и безнравственное в романе «Герой нашего времени» iconСказка о попе и о работнике его Балде (мультфильм, 1973) Сказка о царе Салтане (мультфильм, 1943) Сказка о царе Салтане (мультфильм, 1984) Сказка о царе Салтане (фильм) М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
«Герой нашего времени» — экранизация одноимённого романа Михаила Юрьевича Лермонтова
Нравственное и безнравственное в романе «Герой нашего времени» iconДеление на части, различающееся сюжетом и героями, отличительная особенность романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Нравственное и безнравственное в романе «Герой нашего времени» iconТест по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
А. «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, «Княжна Мэри», «Тамань»
Нравственное и безнравственное в романе «Герой нашего времени» iconЛитература российская проза
Андеграунд, или герой нашего времени / В. Маканин. М. Гелеос, 2008. 608 с. Isbn 978-5-8189-1363-6 (в пер.)
Нравственное и безнравственное в романе «Герой нашего времени» iconТема дороги, пути в поэмах «Мертвые души» Н. В. Гоголя и «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова
Нь часто. Можно назвать такие произведения, как «Мертвые души» Гоголя или «Герой нашего времени» Лермонтова. Этот мотив часто использовался...
Нравственное и безнравственное в романе «Герой нашего времени» iconУрок литературы для учащихся 9 класса по теме «Портрет литературного героя»
Тема урока: «Портрет литературного героя». (На материале глав из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©tnu.podelise.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница