"Общая характеристика щелочных металлов"




Скачать 120.63 Kb.
Название"Общая характеристика щелочных металлов"
Дата конвертации03.10.2013
Размер120.63 Kb.
ТипУрок
Добиться успеха не означает,
что вы должны сделать что-либо
исключительное. Это означает,
что вы должны делать то же, что и все,

только исключительно хорошо.
Колин Тёрнер

Разработка урока по химии в 9-м классе с использованием технологии критического мышления по теме

"Общая характеристика щелочных металлов"



Цели урока:

  • Дать общую характеристику щелочных металлов. Рассмотреть их атомное строение, основные физические и химические свойства.

  • Продолжить формирование у учащихся навыков межличностного общения, сотрудничества

  • Развивать умения работать в группах и индивидуально

  • Закрепить умение работать с периодической системой Д.И. Менделеева

  • Сформировать умение работать с текстом, выделять главное, систематизировать полученные знания, делать выводы

Оборудование:

  • Периодическая система Д.И.Менделеева.

  • Таблица «Физические свойства щелочных металлов »

  • Компьютер с системой мультимедийной проекции.

  • Учебник химии 9 класс (П.А. Оржековский )

  • Оборудование для демонстрационных опытов

Реактивы:

  • Образцы щелочных металлов ( Li,Na )

  • Фенолфталеин




Стадии урока

Цели стадии

Ход урока

Используемый материал

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Стадия вызова

1. Вызов интереса к рассмотрению данной темы
2. Активизация учащихся


3.
Актуализация полученных ранее знаний

Вступительное слово учителя «Общая характеристика… металлов. Интересные факты о щелочных металлах и их соединениях»

2. Предлагаю учащимся заполнить первую графу таблицы «Что я знаю о щелочных металлах?»
3. Организую обсуждение уже имеющейся у учащихся информации о щелочных металлах

 Запись темы урока в тетрадь


Заполняют 1,2 графы таблицы («Знаю», «Хочу узнать»)


Участвуют в обсуждении. Учащиеся не повторяют, а дополняют друг друга.

На доске составляется опорный конспект темы в виде цветка. В центре цветка - тема урока «Щелочные металлы», вокруг - приведенные учащимися факты.


Стадия Осмысления

1. Рассмотреть общую характеристику щелочных металлов, их строение, физические и химические свойства.
2. Присвоение новых знаний.
3. Обучение умению сжато и конкретно излагать материал.
4. Развитие умения слушать и воспринимать чужую точку зрения.

1. Соседям по парте выдается два разных текста для изучения:
№1. Строение и свойства атомов щелочных металлов. Физические свойства.
№ 2. Взаимодействие щелочных металлов с простыми и сложными веществами.

2. Предлагаю парам поделиться новой полученной информацией друг с другом, заполнить третью графу таблицы («Узнал»).

1. Индивидуальная работа с текстом.

Изучают текст, в ходе работы на полях текста карандашом делают пометки:

v уже знал

+ новая информация,

! очень ценная информация,

? не очень понятно,

- думал иначе

Заполняют третью графу таблицы («Узнал»), очень кратко, без конкретизации

2. Взаимообучение. 

Напечатанные тексты. Таблица «Физические свойства щелочных металлов»                              
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Опорные таблицы

Стадия
Рефлексии

1. Добиваться, чтобы к концу урока каждый ученик знал весь материал целиком.
2. Научить применять полученные знания.
3. Выработать умение давать развернутые ответы, обобщать и систематизировать материал.
4. Развитие рефлексивных и творческих способностей учащихся.

5. Научить давать оценку своей деятельности и деятельности своих товарищей.

1. Организую обсуждение нового для учащихся материала по вопросам обобщающей таблицы, демонстрирую опыты


2. Сообщаю домашнее задание: п.24 изучить, №1,6 письменно

3. Предлагаю ученикам оценить себя и выяснить, как их работу оценивает товарищ.
5. Благодарю всех за работу

1. Слушают внимательно, дополняют ответы своих товарищей. Записывают уравнения химических реакций на доске, обсуждают с т.з. ОВР. Заполняют обобщающую таблицу

2. Записывают домашнее задание в дневник.


3. Учащиеся
оценивают свою работу и работу своих товарищей.
6. Сдают таблицы, листы самооценки учителю

1. Коллекция щелочных металлов

2. Графопроектор, соответствующие реактивы и оборудование для демонстрации взаимодействия натрия с водой.



1. Стадия вызова


Вступительное слово:

Сообщаю, что после общей характеристики, данной металлам, мы преступаем к изучению конкретных металлов и начнём с тех, которые никогда не встречаются в природе в свободном состоянии, все они мягкие, режутся ножом, что, согласитесь, непривычно для металлов, но, не смотря на это, название одного из них в переводе почему-то означает «камень». С этими металлами связаны такие известные всем вещества, как поваренная соль, сода, зола, марганцовка. Догадались, что это за металлы? Конечно это щелочные металлы! Давайте назовём их.

Что же мы уже знаем об этих металлах, или можем сказать о них на основе имеющихся знаний?

Вот об этом вы сейчас напишите в течение 3-х минут в первой графе выданной каждому из вас таблицы (Приложение 1).


Обсуждение написанного. Запись на доске.


2. Стадия Осмысления


Что же мы ещё можем узнать? Записывают во 2-й графе таблицы: почему так называются, физические и химические свойства, как распознать, способы получения, применение, соединения и их применение.


Откуда мы это узнаем? Из верного источника – книги, или специально подготовленного текста. Эти тексты лежат у вас на столах. Первый из них поведает вам о строении атомов и физических свойствах. Второй – о химических свойствах. Соседи, сидящие за одной партой, изучают разные тексты, в течение 4 минут, и не просто изучают, а очень внимательно, вдумчиво, критически с карандашом в руках, делая на полях пометки:

v уже знал

+ новая информация,

! очень ценная информация,

? не очень понятно,

- думал иначе.

Будьте очень внимательны, ведь вы  - эксперт  в своей области.
Изучив свой материал, вы по очереди, будете учить друг друга.

Изучайте свои вопросы так, чтобы затем доходчиво объяснить своим товарищам.
На это даётся ещё 4 минуты. Вам придётся оценивать себя самому и оценить объяснение вашего товарища, поэтому – старайтесь!


3. Стадия Рефлексии


Что же, настало время обобщить всё, что вы сегодня узнали. А сделаем мы это, заполняя таблицу (Приложение 2)


В заключение прошу учащихся составить синквен «Щелочные металлы».


Сообщаю домашнее задание: п. 24, №1,6 письменно.


Благодарю учащихся за работу.


Приложение 1.



ФИ ученика______________________________________

Я знаю о щелочных металлах

Хочу узнать

Узнал новое












Приложение 2.


Фамилия, имя _______________________

Класс________


Заполни таблицу.

Помни, что записи должны быть лаконичными и четкими.

Можешь использовать значки и символы!




Вопросы и задания

Краткая информация

1

Строение и свойства атомов щелочных металлов




2

Физические свойства металлов




3

Взаимодействие щелочных металлов с простыми веществами (уравнения реакций)




4

Взаимодействие щелочных металлов со сложными веществами (уравнение реакции)




5

Получение





Сделай вывод!

Спасибо за работу !


Приложение 3.


Таблица «Свойства щелочных металлов»



Металлы

Цвет

t плав

t кип

Окрашивание пламени

Взаимодействие с азотом воздуха


Продукты сгорание на воздухе

Li

Серебристо-белый

180,5

1336,6

карминово-красный

взаимодействует

Li2O

Na

Серебристо-белый

97,83

886

Желтый

Не реагирует

Na2O2

K

Серебристо-белый

63.51

760

Фиолетовый

Не реагирует

KO2

Rb

Белый

39,3

696

Розово-фиолетовый

Не реагирует

RbO2

Cs

Белый (на срезе светло-желтый)

28,7

667,6

Синий

Не реагирует

CsO2




Физические свойства и соединения щелочных металлов

Щелочные металлы: натрий, калий, рубидий, цезий , франций. Щелочные металлы, кроме Cs, имеют серебристый металлический блеск, Cs - золотисто-желтую окраску. Все Щелочные металлы очень мягки, легко режутся (кроме Li), Rb, Cs и Fr при обычной температуре почти пастообразны, наиболее твердый из них Li. Температуры плавления щелочных металлов уменьшаются от Li к Cs: 180,54 °С (Li), 97,86 °С (Na), 63,51 °С (К), 39,32 °С (Rb), 28,44 °С (Cs). Щелочные металлы очень легкие, самый легкий среди всех известных металлов - Li, a Na и К также легче воды.

Характерное свойство атомов щелочных металлов – легкость возбуждения у них светового излучения. Летучие соли Li окрашивают пламя газовой горелки в карминово-красный цвет, К - в фиолетовый, a Na -в желтый, пары Rb окрашены в розово-фиолетовый цвет, пары Cs - в синий.

Сильно электроположительный характер и высокая химическая активность щелочных металлов обусловлены небольшой затратой энергии на отрыв от атомов этих металлов одного s-электрона. Щелочные металлы - сильные восстановители. Литий стоит первым в электрохимическом ряду напряжений металлов.

Соли щелочных металлов

Во всех своих соединениях щелочные металлы существуют в виде однозарядных катионов.

Назовите тип связи в бинарных соединениях щелочных металлов.

За редкими исключениями, соли щелочных металлов хорошо растворяются в воде.

Соли щелочных металлов находят самое широкое применение, как в лабораторной практике, так и в различных областях промышленности и медицины.

Особенно широко используются карбонат и гидрокарбонат натрия, известные под общим названием сода. В технике и в быту различают кристаллическую соду Na2CO310H2O, кальцинированную соду – безводный карбонат Na2CO3 и питьевую соду – NaHCO3. Кроме того, следует упомянуть, что термин каустическая сода или каустик используется в технике для обозначения NaOH. Основные потребители соды – стекольное, мыловаренное, бумажное, текстильное производство. Сода служит исходным продуктом для получения других солей натрия. Питьевая сода широко применяется в медицине. В лабораторной практике сода используется для нейтрализации кислот при несчастных случаях.

К2CO3 - поташ, содержится в золе, образующейся при сжигании древесины, поэтому в почву часто вносят её как калийное удобрение.

NaCl – поваренная соль. Биологическое значение и применение хлорида натрия.

В организме человека содержится в среднем около 140 г калия и около 100 г натрия. С пищей мы ежедневно потребляем от 1,5 до 7 г ионов калия и от 2 до 15 г ионов натрия. Потребность в ионах Na+ настолько велика, что их необходимо специально добавлять в пищу (в виде поваренной соли). Значительная потеря ионов натрия (они выводятся из организма с мочой и потом) неблагоприятно сказывается на здоровье человека. Однако и избыточное содержание их в пище вызывает негативную реакцию организма, например повышение артериального давления.





Химические свойства щелочных металлов

Щелочные металлы: натрий, калий, рубидий, цезий , франций.

На воздухе кислород окисляет все щелочные металлы, но если Li превращается только в Li2O, то остальные щелочные металлы - Ме2О2 , а Rb и Cs - МО2 и при этом вспыхивают. (Запишите в таблице уравнения реакций взаимодействия лития и натрия с кислородом). Поэтому щелочные металлы хранят под слоем обезвоженного парафинового, вазелинового масла, керосина. Только литий нельзя хранить в керосине. Как вы думаете, почему?

С N2 реагирует в обычных условиях только Li, превращающийся в нитрид. Остальные щелочные металлы реагируют с азотом только при очень высокой температуре.

Щелочные металлы энергично взаимодействуют с галогенами с образованием галогенидов. При нагревании с S щелочные металлы дают сульфиды, с Н2 - гидриды, с Р -фосфиды. Запишите в таблице уравнения соответствующих реакций на примере натрия.

Большинство солей щелочных металлов хорошо растворимо в воде. Исключение составляют соли лития (фторид, фосфат, силикат).


С водой щелочные металлы реагируют бурно с образованием щелочей (откуда название) и выделением Н2. Активность металлов возрастает сверху вниз по группе. Так литий реагирует с водой относительно медленно, а калий реагирует со взрывом и горит фиолетовым пламенем на поверхности воды. Запишите в таблице соответствующее уравнение реакции на примере натрия.


Щелочные металлы находятся в самом начале ряда активности металлов, однако они не вытесняют другие металлы из растворов их солей. Подумайте почему?


С кислотами все щелочные металлы реагируют со взрывом. Поэтому такие реакции специально не проводятся.


Основной метод получения Щелочных металлов – электролиз расплавов их галогенидов, чаще всего хлоридов, образующих природные минералы.

Натрий и калий в 1808 г. впервые получил электролизом расплавов гидроксидов этих металлов английский физик и химик Гемфри Деви.





Похожие:

\"Общая характеристика щелочных металлов\" iconПлан урока в 9 классе по теме «Характеристика щелочных металлов»
Цель: дать общую характеристику щелочных металлов. Рассмотреть их атомное строение, основные физические и химические свойства, важнейшие...
\"Общая характеристика щелочных металлов\" iconХарактеристика щелочных металлов. Корякина Наталья Сергеевна Место работы: мбоу сош №19 г. Белово Должность: учитель
Цель: изучение щелочных металлов, их положения в таблице Д. И. Менделеева, строения атомов, физических и химических свойств щелочных...
\"Общая характеристика щелочных металлов\" iconТест. «Характеристика щелочных металлов» Вариант 1 Выберите правильный ответ и подчеркните его. От лития к цезию у щелочных металлов увеличивается: а электроотрицательность,
Выберите вещество, с которым будет реагировать калий: а сера, б углекислый газ, в алюминий, г сода
\"Общая характеристика щелочных металлов\" iconРаспоряжение 07. 12. 81 г. №10143-1964 Об утверждении Правил безопасности при работе и хранении щелочных металлов в учреждениях, организациях и на предприятиях Академии наук СССР москва 1981 президиум академии наук СССР
Вердить и ввести в действие согласованные с Центральным комитетом профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений...
\"Общая характеристика щелочных металлов\" iconКонспект урока по теме «щелочные металлы и их соединения». 9 Класс
Цель: Закрепить знания об особенностях электронного строения металлов, химических свойствах на примере щелочных металлов; закрепить...
\"Общая характеристика щелочных металлов\" iconПри изучении свойств щелочных металлов
Взаимодействие активных металлов с растворами солей обычно не проводится и отсутствие экспериментальных даны по этому вопросу приводит...
\"Общая характеристика щелочных металлов\" iconТип Хордовые Общая характеристика подтипа Бесчерепные. Класс Ланцетники
Общая характеристика простейших. Систематические группы простейших: Корненожки,Радиолярии,споровики,жгутиконосцы,Инфузории
\"Общая характеристика щелочных металлов\" icon«Химические свойства щелочных металлов»
Даны вещества Na, NaNO3, P, H2O написать возможные уравнения реакций между данными соединениями
\"Общая характеристика щелочных металлов\" iconМотивационная сфера дошкольника. Общая характеристика мотивационной сферы
Общая характеристика мотивационной сферы. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение...
\"Общая характеристика щелочных металлов\" iconA7-A13. Химические свойства щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия. Щелочные металлы
Соли образуются при взаимодействии оксида лития с и нсl 2 со2 3 MgO 4 Са
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©tnu.podelise.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница