Урока запиши в тетрадь Для проверки знаний по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов»




Скачать 94.91 Kb.
НазваниеУрока запиши в тетрадь Для проверки знаний по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов»
Дата конвертации19.10.2013
Размер94.91 Kb.
ТипУрок
Урок № 25: « История развития генетики. Гибридологический метод.

Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя».

( Тему урока запиши в тетрадь)


Для проверки знаний по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов» выполни тест.

1. Жизненный цикл клетки это:

а) апоптоз;

б) жизнь клетки от момента ее появления в процессе деления материнской клетки

до ее собственного деления, включая это деление, или гибели;

в) митоз;

г) мейоз.

2. Периоды интерфазы:

а) пресинтетический, синтетический, постсинтетический;

б) профаза, метафаза, анафаза, телофаза.

3. Репликация ДНК происходит:

а) в интефазе;

б) в профазе;

в) в синтетическом периоде интерфазы;

г) в метафазе.

4. Митоз – это:

а) непрямое деление соматических клеток, в результате которого наследственный

материал сначала удваивается, а затем равномерно распределяется между

дочерними клетками;

б) прямое деление клеток с делением ядра без предварительных изменений;

в) деление клетки, при котором число хромосом в дочерних клетках становится

гаплоидным.

5. Амитоз – это:

а) непрямое деление соматических клеток, в результате которого наследственный

материал сначала удваивается, а затем равномерно распределяется между

дочерними клетками;

б) прямое деление клеток с делением ядра без предварительных изменений;

в) деление клетки, при котором число хромосом в дочерних клетках становится

гаплоидным.

6. Мейоз – это:

а) непрямое деление соматических клеток, в результате которого наследственный

материал сначала удваивается, а затем равномерно распределяется между

дочерними клетками;

б) прямое деление клеток с делением ядра без предварительных изменений;

в) деление клетки, при котором число хромосом в дочерних клетках становится

гаплоидным.

7.Кроссинговер и коньюгация происходят:

а) в профазу митоза;

б) в профазу мейоза;

в) в профазу I мейоза.

8. Формы размножения организмов:

а) бесполое и половое;

б) деление, спорообразование, вегетативное размножение, фрагментация;

в) коньюгация, гермафродитизм, партеногенез, слияние половых клеток;

г) деление, спорообразование, вегетативное размножение, фрагментация,

коньюгация, гермафродитизм, партеногенез, слияние половых клеток.

9.Фазы сперматогенеза:

а) размножения, роста, созревания, формирования;

б) размножения, роста, созревания.

10. Типы онтогенеза:

а) личиночный, яйцекладный, внутриутробный;

б) эмбриональный, постэмбриональный;

в) ювенильный, пубертатный, старение.

11. Периоды эмбрионального периода:

а) дробление, бластула, гаструла, нейрула;

б) эктодерма, энтодерма, мезодерма.

12. Органы, закладывающиеся из эктодермы:

а) скелет, мышцы, почки, сердечно-сосудистая и половая системы;

б) печень, легкие, поджелудочная железа;

в) нервная трубка, органы чувств, кожа.

13. Органы, закладывающиеся из энтодермы:

а) скелет, мышцы, почки, сердечно-сосудистая и половая системы;

б) печень, легкие, поджелудочная железа;

в) нервная трубка, органы чувств, кожа.

14. Органы, закладывающиеся из мезодермы:

а) скелет, мышцы, почки, сердечно-сосудистая и половая системы;

б) печень, легкие, поджелудочная железа;

в) нервная трубка, органы чувств, кожа.


1. Познакомься с содержанием параграфа № 38 учебника А. А. Каменского, Е. А.

Криксунова, В. В. Пасечника «Общая биология». Дай определения

основополагающим понятиям генетики: генетика, наследственность, изменчивость,

ген.

2. Ответьте на вопросы:

?Почему создателем современной генетики считается Г. Мендель?

?Кто переоткрыл законы Г. Менделя?

?Какова дата рождения науки генетики?

?На ком проводил свои опыты Г. Мендель?

?Какой метод использовал Г. Мендель?

?В чем суть гибридологического метода? Назовите его правила.

?Какими признаками отличались растения гороха, скрещиваемые Г. Менделем в его опытах?

3. Познакомься с содержанием параграфа № 39 учебника А. А. Каменского, Е. А.

Криксунова, В. В. Пасечника «Общая биология». Изучи законы Г. Менделя,

открытые им при моногибридном скрещивании:

?Какое скрещивание называется моногибридным?

?Какой опыт по этому скрещиванию провел Г. Мендель?

?Какие гены называются аллельными?

?Какой организм называется гетерозиготным?

?Какой организм называется гомозиготным?

?Какой признак Г. Мендель назвал доминантным, а какой рецессивным?

?Как на письме обозначаются эти признаки?

?Какое правило или I-ый закон сформулировал Г. Мендель, проведя свои первые эксперименты?

?Как и зачем Г. Мендель продолжил свои опыты на горохе?

?Как звучит правило расщепления или II –ой закон Г. Менделя?

?Для объяснения чего и как Г. Мендель пришел к формулированию закона чистоты гамет?

  1. Изучи опыты Г. Менделя и их результаты по рис. 57 на стр.145 учебника и это позволит тебе понять цитологические основы моногибридного скрещивания, но для этого выучи буквенную символику в генетике на стр.145 из п.5 параграфа. Подумай:

?Почему гомозигота не дает расщепление, а гетерозигота дает расщепление?

?Какие бывают гомозиготы?

5. На выше изученные закономерности наследования признаков (по I-ому и II –ому

законам Г. Менделя) при моногибридном скрещивании есть задачи. Рассмотри

предложенные примеры задач:

ЗАДАЧА №1 у морской свинки черная окраска доминирует над белой. Каким будет F2 от скрещивания особей гомозиготных по гену черной окраски с гомозиготной особью по рецессивному признаку.


Записываем краткое дано задачи:


Дано: морские свинки

гомозигота x гомозигота

по черной по белой

окраске окраске

Найти: F2.


Решение.

I. Вводим буквенные обозначения:



ген

признак

А

черная окраска

а

белая окраска

Это по условию задачи, доминантный признак обозначается заглавной буквой, а рецессивный – малой буквой. Это аллельные гены, отвечающие за альтернативное проявление признака.

II.Определяем генотипы родителей:


АА – гомозигота по доминантному признаку (черная)

аа - гомозигота по рецессивному признаку (белая)


Это по условию задачи, гомозигота дает одинаковый тип гамет и не дает расщепление, а значит несет одинаковые гены, но какие? Надо посмотреть на фенотип и буквенные обозначения, которые ввели для решения задачи.


III. Записываем алгебраическую схему скрещивания и находим F1:


Р: АА x аа

Фенотип: черные белые

Гаметы: А а (по закону чистоты гамет и пишется сорт

гамет, а не их количество)

F1: Аа

Фенотип: черные, т. к. проявляется доминантный признак

Генотип: гетерозигота, т. к. имеется доминантный и рецессивный гены


IV. Фенотипический анализ потомства:

100% (все) морские свинки с черной шерстью (I-ый закон Г. Менделя, закон

единообразия 1-ого поколения)


V. Генотипический анализ потомства:

100% (все) Аа- морские свинки гетерозиготы (I-ый закон Г. Менделя, закон

единообразия 1-ого поколения)



  1. Записываем алгебраическую схему скрещивания и находим F2:



Р: Аа x Аа

Фенотип: черные черные

Гаметы: А а А а (по закону чистоты гамет и пишется

сорт гамет, а не их количество)

F2: АА Аа Аа аа

Фенотип: черные черные черные белые

Генотип: гомо гетерозиготы гомозигота

зигота по

по рецессивному

доминан признаку

тному

признаку

  1. Фенотипический анализ потомства:

¾ (75%) – морские свинки с черной шерстью (II-ой закон Г. Менделя, закон

¼ (25%) – морские свинки с белой шерстью расщепления)


  1. Генотипический анализ потомства:

¼ (25%) АА– гомозигота по доминантному признаку (II-ой закон Г. Менделя,

½ (50%) Аа- гетерозиготы закон расщепления)

¼ (25%) аа – гомозигота по рецессивному признаку


  1. Ответ: от скрещивания особей гомозиготных по гену черной окраски с гомозиготной особью по рецессивному признаку в F2 ожидается 75% особей с черной окраской и 25% особей с белой окраской.


ЗАДАЧА №2: при скрещивании 2-ух морских свинок с черной шерстью получено потомство 5 черных и 2 белых. Каковы генотипы родителей? Черная окраска шерсти доминирует над белой.


Записываем краткое дано задачи:


Дано: морские свинки

свинка x свинка

черной черной

окраски окраски

F1: 5 черных свинок : 2 белых свинки

Черная окраска > белая окраска

Найти: генотипы родителей.


Решение.

I. Вводим буквенные обозначения:



ген

признак

А

черная окраска

а

белая окраска

Это по условию задачи, доминантный признак обозначается заглавной буквой, а рецессивный – малой буквой. Это аллельные гены, отвечающие за альтернативное проявление признака.

II.Определяем генотипы родителей:


Аа – гетерозигота (черная)

Аа - гетерозигота (черная)


Т. к. в F1 расщепление по фенотипу 5:2 это примерно 3:1, значит, выполняется II-ой закон Г. Менделя, закон расщепления и родители гетерозиготы.


III. Записываем алгебраическую схему скрещивания и находим F1:

Р: Аа x Аа

Фенотип: черные черные

Гаметы: А а А а (по закону чистоты гамет и пишется

сорт гамет, а не их количество)

F1: АА Аа Аа аа

Фенотип: черные черные черные белые

Генотип: гомо гетерозиготы гомозигота

зигота по

по рецессивному

доминан признаку

тному

признаку

  1. Фенотипический анализ потомства:

¾ (75%) – морские свинки с черной шерстью (II-ой закон Г. Менделя, закон

¼ (25%) – морские свинки с белой шерстью расщепления)


  1. Генотипический анализ потомства:

¼ (25%) АА – гомозигота по доминантному признаку (II-ой закон Г. Менделя,

½ (50%) Аа- гетерозиготы закон расщепления)

¼ (25%) аа– гомозигота по рецессивному признаку

  1. Ответ: родители гетерозиготы.


ЗАДАЧА №3: у крупного рогатого скота комолость доминирует над рогатостью. Можно ли от рогатых коровы и быка получить комолых телят?


Записываем краткое дано задачи:


Дано: крупный рогатый скот

Комолость> рогатость

рогатая x комолый

корова бык

Найти: Можно ли от рогатых коровы и быка получить комолых телят?


Решение.

I. Вводим буквенные обозначения:



ген

признак

А

комолость

а

рогатость

Это по условию задачи, доминантный признак обозначается заглавной буквой, а рецессивный – малой буквой. Это аллельные гены, отвечающие за альтернативное проявление признака.

II.Определяем генотипы родителей:


аа – гоморозигота по рецессивному признаку (рогатая)

аа - гоморозигота по рецессивному признаку (рогатая)


Т. к. по условию задачи скрещиваются корова и бык, у которых внешне проявляется рецессивный признак

III. Записываем алгебраическую схему скрещивания и находим F1:

Р: аа x аа

Фенотип: рогатые рогатые

Гаметы: а а (по закону чистоты гамет и пишется

сорт гамет, а не их количество)

F1: аа

Фенотип: рогатые

Генотип: гомозигота по рецессивному признаку

IV. Фенотипический анализ потомства:

100% рогатые (I-ый закон Г. Менделя, закон единообразия)


V.Генотипический анализ потомства:

100 % аа – гомозигота по рецессивному признаку(I-ый закон Г. Менделя, закон

единообразия)


VI.Ответ: от рогатых коровы и быка не может родиться комолый теленок, т. к. у

родителей отсутствует ген, отвечающий за комолость.


6. При повторении изученного материала к следующему уроку ответь на вопросы

после параграфов № 38-39 на стр.142, 146 учебника.

Реши задачу:

у крупного рогатого скота комолость доминирует над рогатостью. Можно ли от

комолой гомозиготной коровы и гетерозиготного быка получить комолых телят?

Похожие:

Урока запиши в тетрадь Для проверки знаний по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов» iconУрока: систематизации и обобщения зун
Цель: обобщить, углубить и закрепить знания и умения по теме «Классификация растений», создать условия для проверки знаний и умений...
Урока запиши в тетрадь Для проверки знаний по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов» iconСпособность организмов воспроизводить себе подобных
Бесполое размножение – размножение организмов, происходящее без образования гамет с участием лишь одного родительского организма
Урока запиши в тетрадь Для проверки знаний по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов» iconПрезентация по теме "Индивидуальное развитие организмов онтогенез"
Актуализация известных знании проводится в форме фронтального опроса с использованием следующих вопросов
Урока запиши в тетрадь Для проверки знаний по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов» iconИсключи из цепочки лишнее слово. Запиши оставшиеся слова в тетрадь. Выдели суффиксы
...
Урока запиши в тетрадь Для проверки знаний по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов» iconТема Основные свойства живых организмов
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и...
Урока запиши в тетрадь Для проверки знаний по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов» iconИндивидуальное развитие организма онтогенез. 11 класс
Половое размножение, т к при большом количестве половых клеток значительно увеличивается возможность
Урока запиши в тетрадь Для проверки знаний по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов» iconКонспект урока в 6 классе по теме
При разработке урока использовалась тетрадь для обучения и развития учащихся авт. Беленкова Е. Ю., Лебединцева Е. А. «Математика...
Урока запиши в тетрадь Для проверки знаний по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов» icon«Класс Птицы. Размножение и развитие. Годовой жизненный цикл и сезонные явления» Тип урока. Урок изучения нового материала
Тема урока: «Класс Птицы. Размножение и развитие. Годовой жизненный цикл и сезонные явления»
Урока запиши в тетрадь Для проверки знаний по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов» iconТема «Индивидуальное развитие организмов. Онтогенез»
В процессе эволюции у животных зародышевые листки развивались в последовательности
Урока запиши в тетрадь Для проверки знаний по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов» iconКонспект урока «Обобщение и повторение темы Африка»
Цель урока: Обобщение и закрепление знаний по теме «Африка», развитие интеллектуальных способностей учащихся и интереса к географии...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©tnu.podelise.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница