Наук, профессор, член-корр. Нан республики Беларусь




Скачать 376.08 Kb.
НазваниеНаук, профессор, член-корр. Нан республики Беларусь
страница1/3
Дата конвертации14.11.2013
Размер376.08 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3




СоставителИ:

Ф.И.Висмонт, заведующий кафедрой патологической физиологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор, член-корр. НАН Республики Беларусь;

Е.В.Леонова, профессор кафедры патологической физиологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;

А.В.Чантурия, доцент кафедры патологической физиологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент

Рецензенты:

Кафедра патологической физиологии Учреждения образования «Витебский государственный медицинский университет»;

Л.М.Лобанок, член-корреспондент НАН Республики Беларусь, профессор кафедры нормальной физиологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой патологической физиологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 3 от 13.10.2008 г.);

Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 3 от 26.11.2008 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию

(протокол № 3 от 12.01.2009 г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Патологическая физиология – наука и учебная дисциплина о жизнедеятельности больного организма, о природе и механизмах устойчивости к заболеваниям, изучающая общие закономерности возникновения, развития и исхода болезни, характеризующаяся быстрым ростом фундаментальных и прикладных знаний.

Типовая учебная программа разработана в соответствии с образовательным стандартом Республики Беларусь «Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело» (ОС РБ 1-79 01 03-2008) и типовым учебным планом № L 79-008/тип (утвержден Министерством образования Республики Беларусь 16.04.2008).

Типовая учебная программа дисциплины «Патологическая физиология» включает новейшие научные данные по молекулярной патологии, моделированию и экспериментальной терапии наиболее распространенных болезней и болезненных состояний человека. Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции.

Цель преподавания и изучения патологической физиологии состоит в формировании у студентов и приобретении ими научных знаний об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и болезненных состояний, принципах их выявления, терапии и профилактики.

Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет знание:

  • основных понятий общей нозологии, роли причин и условий внешней и внутренней среды, а также реактивных свойств организма в возникновении, развитии и исходе болезни;

  • причин и механизмов типовых патологических процессов и реакций, их значение для организма и проявление при развитии различных заболеваний;

  • причин, механизмов и важнейших проявлений типовых расстройств органов и функциональных систем организма;

  • факторов риска основных неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых, онкологических, болезней обмена веществ);

  • принципов патологической физиологии составляющих основу этиотропной и патогенетической терапии.

Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции при обучении студентов:

  • методам исследований, способствующих формированию клинического мышления при соблюдении норм медицинской этики и деонтологии;

  • методам проведения патофизиологического анализа смоделированной патологии и клинических ситуаций для обучения использованию патофизиологических принципов при выборе оптимальных средств и методов профилактики болезни и лечения.

Преподавание и успешное изучение дисциплины «Патологическая физиология» осуществляется на базе приобретенных студентами знаний и умений по разделам следующих дисциплин:

Общая химия. Электролитный состав крови, буферные системы крови. Кислотно-основное состояние.

Медицинская и биологическая физика. Дозовые характеристики ионизирующего излучения. Параметры электрического тока. Переходы электрической энергии в другие виды энергии.

Медицинская биология и общая генетика. Наследственность и изменчивость, типы наследования, генотип и фенотип. Методы исследования в медицинской генетике.

Биологическая химия. Свертывающие, противосвертывающие и фибринолитическая система крови. Механизмы гемостаза.

Гистология, цитология и эмбриология. Генез форменных элементов крови. Типы и периоды кроветворения.

Нормальная физиология. Закономерности функционирования клеток, тканей, органов, систем здорового организма и механизмы их регуляции. Показатели функций здорового организма, широко используемые в практической медицине, их параметры в норме.

Микробиология, вирусология, иммунология. Понятие об иммунитете и аллергии, общая характеристика реакций клеточного и гуморального иммунитета.

Требования к подготовке студента по окончании дисциплины

Студент должен знать:

  • основные понятия общей нозологии;

  • причины, основные механизмы развития и исходов типовых патологических процессов;

  • основные закономерности и механизмы развития заболеваний и выздоровления человека;

  • механизмы компенсации и принципы коррекции структурно-функцио-нальных нарушений при типовых патологических процессах;

  • роль экспериментальных исследований в изучении патологических процессов, их возможности и ограничения, перспективы, а также требования, предъявляемые к эксперименту и экспериментатору;

уметь:

  • выявлять и оценивать патологические и компенсаторно-приспособительные реакции, функциональные резервы организма при различных формах патологии органов и систем;

  • выявлять основные типы нарушений сердечного ритма, функции внешнего дыхания, функции печени и почек по данным клинического и дополнительных методов исследований;

  • выявлять типовые нарушения внешнего дыхания по показателям вентиляции легких и газового состава крови;

  • выявлять типовые нарушения секреторной функции желудка по данным анализа желудочного сока и интрагастральной рН-метрии;

  • определять в мазках крови патологические форменные элементы;

  • проводить патогенетический анализ гемограмм больных с различными формами патологии;

  • давать заключение по гемограмме о наличии типовых форм патологии системы крови, оценивать степень выраженности возникших изменений: судить о функциональном состоянии кроветворной системы, ее компенсаторно-приспособительных возможностях, глубине и обратимости обнаруженных отклонений; распознавать патологические процессы, при которых возможны такого рода изменения;

  • использовать приобретенное знание патологической физиологии при изучении клинических дисциплин и в последующей медицинской деятельности.

Характеристика рекомендуемых методов обучения

При организации педагогического процесса, следует использовать традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, лабораторные занятия, контролируемая самостоятельная работа студентов, промежуточный и итоговый контроль знаний, а также внедрять инновационные методы – использование мультимедийных лекций, электронных учебников, интерактивных интернет-ресурсов, систем дистанционного обучения, а также системы компьютерного тестового контроля знаний студентов.

На лабораторных занятиях студенты проводят исследования нарушений процессов жизнедеятельности, изучают готовые мазки крови, гемограммы, электрокардиограммы, результаты биохимических анализов и др. Учатся правильно представлять результаты в виде диаграмм и графиков, формулировать выводы, давать им логическое обоснование. Практическая подготовка обеспечивается также решением студентами ситуационных задач, анализом учебных протоколов опытов.

Студентов знакомят с приемами, особенностями работы с лабораторными животными и техникой безопасности, основными требованиями, предъявляемому к экспериментатору и эксперименту. Контроль и коррекция знаний исходного и выходного уровней проводится путём устных и письменных (в том числе тестовых) опросов в процессе лабораторных занятий

Гуманизация процесса обучения студентов является неотъемлемым биоэтическим аспектом преподавания дисциплины. В этом направлении крайне важным является отказ от экспериментов на лабораторных животных в учебном процессе, создание и использование необходимых учебно-методических пособий (практикумов), компьютерных программ, учебных кинофильмов.

Важным фактором учебного процесса является вовлечение студентов в учебно-научную исследовательскую работу.
  1   2   3

Похожие:

Наук, профессор, член-корр. Нан республики Беларусь iconМеждународный конгресс по интеллектуальным системам и информационным технологиям
Ран маслов В. П. (Москва), член-корр. Ран русаков С. Г. (Москва), член-корр. Ран рябов Г. Г. (Москва), член-корр. Ран сойфер В. А....
Наук, профессор, член-корр. Нан республики Беларусь iconПонятие границы: рецепция ф. М. Достоевского в австрийской литературе (Ф. Кафка и Р. Музиль)
Член-корр. Раен, доктор философских наук, кандидат филологических наук, профессор Кондаков Игорь Вадимович
Наук, профессор, член-корр. Нан республики Беларусь iconРеинкарнация ключ к истине Под редакцией член-корреспондента нан кр д. А. Адамбекова
Рекомендовано к печати Научно-исследовательским центром Навье-Стокса Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына, директор,...
Наук, профессор, член-корр. Нан республики Беларусь iconОргкомитет конференции
Голубенко А. Л. – ректор Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля, доктор технических наук, профессор,...
Наук, профессор, член-корр. Нан республики Беларусь iconМеждународная академия наук педагогического образования гоу впо «новосибирский государственный педагогический университет» Совет по психолого-педагогическому образованию нгпу
Е. В. Андриенко – доктор педагогических наук, профессор, зав кафедрой педагогики и психологии ифмиэо, председатель совета по психолого-педагогическому...
Наук, профессор, член-корр. Нан республики Беларусь iconОснователь Залевский Генрих Владиславович, д психол н., профессор, член-корр. Рао, заслуженный деятель науки РФ
Залевский Генрих Владиславович, д психол н., профессор, член-корр. Рао, заслуженный деятель науки РФ
Наук, профессор, член-корр. Нан республики Беларусь iconРецензенты: доктор педагогических наук, действительный член рао, профессор Г. Н. Волков; доктор педагогических наук, член-корреспондент рао, профессор А. В
Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский...
Наук, профессор, член-корр. Нан республики Беларусь iconЭмбриогенез систем органов человека (Учебно-методическое пособие по нормальной анатомии) Минск 2007 Министерство здравоохранения Республики Беларусь Белорусский
Рецензенты: профессор кафедры морфологии бгму, д-р мед наук С. Л. Кабак, зав каф гистологии, эмбриологии и цитологии бгму, профессор,...
Наук, профессор, член-корр. Нан республики Беларусь iconОбразовательная программа «Основы лидерства» курс личностного развития старшеклассников Казань 2011
«Наша новая школа» по инициативе и личном участии Гильмутдинова А. Х., министра образования и науки Республики Татарстан, доктор...
Наук, профессор, член-корр. Нан республики Беларусь iconРектору Донецкого национального медицинского университета, член-корр. Намн украины, профессору Ю. В. Думанскому
Участие кружковцев во Всеукраинских научных студенческих конференциях и конкурсах (МЗ, нан и намн украины)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©tnu.podelise.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница