Сальмонеллы возбудители брюшного тифа, паратифов и сальмонеллеза




Скачать 458.27 Kb.
НазваниеСальмонеллы возбудители брюшного тифа, паратифов и сальмонеллеза
страница1/4
Дата конвертации15.11.2013
Размер458.27 Kb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Читинская государственная медицинская академия

Кафедра микробиологии с вирусологией и иммунологией


Методические указания

к практическим занятиям по частной микробиологии для студентов

3 курса педиатрического факультетов


Чита 2009


Методические указания составлены в соответствии с рабочими программами факультетов по микробиологии, вирусологии и иммунологии и рекомендованы к изданию Центральным научно-методическим советом академии


Составители: доцент Т.Д. Примак,

ст. преподаватель Черепанова Т.А.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическому занятию № 1


ТЕМА: САЛЬМОНЕЛЛЫ – ВОЗБУДИТЕЛИ БРЮШНОГО ТИФА, ПАРАТИФОВ И САЛЬМОНЕЛЛЕЗА


Обоснование темы. Сальмонеллезные инфекции являются актуальной проблемой современности, характеризуются широким распространением среди людей и животных, антибиотикорезистентностью и госпитальным значением. В связи с продолжающимся распространением и нарастающей летальностью проблема ранней профилактики и адекватного лечения сальмонеллезных инфекций приобрела большое значение. Одновременно широкая встречаемость данной патологии обусловлена появлением антибиотико-резистентных штаммов среди животных по причине применения антибактериальных средств в животноводстве, птицеводстве, рыбоводстве и большого числа иммунодефицитных состояний у современного населения планеты. По-прежнему регистрируются и тифозная группа сальмонеллезов, включая брюшной тиф и паратифы.

Цель обучения. Определить роль сальмонелл человека в патогенезе вызываемых ими заболеваний, научить методам лабораторной диагностики, определению практической ценности методов и принципам профилактики и лечения этих заболеваний.

Студент должен знать:

  • основные биологические и морфологические свойства сальмонелл

  • антигенные особенности основных возбудителей, таксономию возбудителей брюшного тифа, паратифов, пищевых и госпитальных сальмонелл

  • патогенез брюшного тифа, сальмонеллезной инфекции

  • методы лабораторной диагностики сальмонеллезных инфекций

  • основные средства лечения и профилактики сальмонеллезных инфекций

Студент должен уметь:

  • выбрать наиболее эффективные методы исследования сальмонеллезной инфекции в конкретной ситуации;

  • оценить результаты исследования методом бактериологического анализа, серологического, микроскопического исследования, ИФА, ПЦР.



Вопросы для самоподготовки


  1. История открытия и изучения сальмонеллезной инфекций человека и животных. Пато­генность сальмонелл для человека и животных. Клинико-эпидемиологические сведения.

  2. Таксономическая характеристика. Классификация по Кауфману-Уайту.

  3. Сальмонеллы – возбудители брюшного тифа и паратифов А.

Сальмонеллы – возбудители сальмонеллезов. Сальмонеллы – возбудители госпитальных инфекций. Их биологические свойства.

  1. Антигенная структура. Основные механизмы иммунного ответа при инфекциях, вызванных сальмонеллами.

  2. Патогенез сальмонеллеза, брюшного тифа и паратифов. Механизм формирования бактерионосительства при брюшном тифе.

  3. Лабораторная диагностика. Выбор материала для лабораторного исследования. Микробиологическая диагностика сальмонеллезных инфекций на различных стадиях инфекционного процесса. Комплексная оценка результатов исследования. Схема выделения гемо -, уро - и копрокультуры. Серологические методы диагностики брюшного тифа и паратифов: реакция Видаля (инфекционный, анамнестический, прививочный Видаль), РНГА - реакция непрямой гемагглютинации, реакция нарастания титра фага (РНТФ), ее постановка. Фаготипирование брюшно-тифозных бактерий, его значение. Особенности микробиологического обследования на бактерионосительство.

  4. Сальмонеллезная инфекция как внутригоспитальная проблема.

  5. Этиотропная терапия и пути возможной профилактики сальмонеллезных инфекций.


Вопросы для самоконтроля

  1. Укажите морфологические особенности сальмонелл как представителей семейства энтеробактерий.

  2. Каковы основные этапы сальмонеллезного поражения тканей организма человека?

  3. Какие знаете особенности иммунного ответа при сальмонеллезных инфекциях?

  4. Перечислите основные клетки организма, участвующие в защите от сальмонеллезной инфекции?

  5. Перечислите сальмонеллезные инфекции, имеющие склонность к длительному и рецидивирующему течению.

  6. Перечислите основные органы и ткани, где может происходить длительная репродукция и сохранение возбудителей брюшного тифа.

  7. Перечислите основные пищевые источники сальмонеллеза?

  8. Назовите группу риска лиц по возникновению сальмонеллезных инфекций.

  9. Назовите возможные пути передачи сальмонеллезной инфекции новорожденному, выделив приоритетные.

  10. Перечислите условно-патогенные и патогенные возбудители, являющиеся представителями рода сальмонелл.

  11. Перечислите основные отличия пищевого и госпитального сальмонеллеза.

  12. Какие серологические реакции применяются при диагностике сальмонеллезных инфекций?

  13. Какие особенности имеются в лабораторной диагностике брюшного тифа и паратифов?

  14. В каких случаях применяется реакция Видаля?

  15. Каковы основные цели проводимой терапии при сальмонеллезной инфекции?

  16. Значение антибактериальных препаратов в эпидемиологии сальмонеллезной инфекции.

  17. Свойства сальмонелл при оценке их сохранения на объектах окружающей среды.

  18. Назовите основные мероприятия, применяемые с целью профилактики сльмонеллезной инфекции среди населения и некоторых профессиональных групп.

  19. Проанализируйте роль сальмонеллезной инфекции животных в эпидемиологии сальмонеллеза человека.

  20. Назовите основные направления поиска методов лечения и профилактики сальмонеллезной инфекции.


Самостоятельная работа


1. Учесть реакцию агглютинации (реакция Видаля) для выявления агглютининов в сыворотке крови больного к тифозным и паратифозным бактериям (антигенам) и РНГА с Vi –диагностикумом.

2. Изучить: демонстрационные наборы по лабораторной диагностике брюшного тифа на 1 -З-й неделе болезни:

а) на средах накопления с селенитом и Мюллера;

б) посев испражнений на средах Плоскирева, Левина и висмут-сульфит агаре.

г) биохимическую активность сальмонелл на среде Олькеницкого.

З. Из бесцветных колоний приготовить мазок, окрасить по Граму, промикроскопировать.

4.Учесть реакцию нарастания титра фага (РНТФ).

5.Изучить биопрепараты применяемые для диагностики, профилактики и терапии тифопаратифозных инфекций: моновакцину, спиртовую дивакцину ТАВ-tе, брюшно-тифозный фаг для профилактики; индикаторный брюшно-тифозный бактериофаг, агглютинирующие сыворотки, Vi -диагностикум.

6.Решение ситуационных задач.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическому занятию № 2


ТЕМА: ВОЗБУДИТЕЛИ ШИГЕЛЛЕЗОВ, ЭШЕРИХИОЗОВ И ХОЛЕРЫ


Обоснование темы. Энтеробактерии по-прежнему являются актуальной проблемой современности, характеризуются широким распространением среди людей и животных, появлением частых вспышек среди населения. Шигеллезы, эшерихиозы регистрируются как среди взрослого, так и детского населения. Холера остается эпидемиологической проблемой в связи с активной миграцией населения и завозом инфекции на территорию РФ.

Цель обучения. Определить роль шигелл, эшерихий и холерного вибриона в патогенезе вызываемых ими заболеваний, научить методам лабораторной диагностики, определению практической ценности методов и принципам профилактики и лечения этих заболеваний.

Студент должен знать:

  • основные биологические и морфологические свойства рода шигелл, эшерихий, холерного вибриона;

  • антигенные особенности основных возбудителей, таксономию возбудителей шигеллеза, эшерихиозов, холеры;

  • патогенез шигеллеза, эшерихиоза, холеры;

  • методы лабораторной диагностики шигеллеза, эшерихиоза, холеры;

  • основные средства лечения и профилактики шигеллеза, эшерихиоза, холеры.

Студент должен уметь:

  • выбрать наиболее эффективные методы исследования шигелл, эшерихий, холерного вибриона в конкретной ситуации;

  • оценить результаты исследования методом бактериологического анализа, серологического, микроскопического исследования, ИФА, ИФМ, ПЦР, экспресс-диагностику холерной инфекции.



Вопросы для самоподготовки


  1. История открытия и изучения шигелл, эшерихий и холерного вибриона человека.

  2. Роль шигелл, эшерихий и холерного вибриона в патологии современного человека.

  3. Таксономическая характеристика, классификации и биологические свойства представителей рода шигелл и эшерихий. Таксономическая характеристика и биологические свойства холерного вибриона.

  4. Клинико-эпидемиологические сведения, Патогенезы и особенности механизмов шигеллеза, эшерихиоза, холеры.

  5. Антигенное строение шигелл, эшерихий

Основные механизмы иммунного ответа при кишечных инфекциях.

  1. Лабораторная диагностика шигеллеза, эшерихиозов, холеры на различных стадиях эпидемиологического расследования. Особенности забора и транспортировки материала при подозрении на холеру. Лабораторные исследования на холерный вибрион в чрезвычайной ситуации, дифференциация штаммов V. сhоlеrае и Эль-Тор. Комплексная оценка результатов исследования при диагностике кишечных инфекций.

  2. Этиотропная и патогенетическая терапия пути возможной профилактики шигеллеза, эшерихиоза и холеры.


Вопросы для самоконтроля

  1. Какие знаете особенности возбудителей дизентерии, холеры?

  2. Укажите морфологические особенности эшерихий как представителей семейства энтеробактерий.

  3. Каковы классификационные группы эшерихий?

  4. Перечислите основные механизмы, участвующие в иммунном ответе на дизентерийный возбудитель.

  5. Назовите известные вам клинические проявления холеры и объясните их патогенез.

  6. Перечислите основные органы и ткани, где происходит размножение шигелл.

  7. Перечислите основные пути передачи холерного вибриона?

  8. Назовите профессиональные группы риска по возникновению кишечных инфекций.

  9. Назовите возможные пути инфицирования шигеллезом.

  10. Какое значение имеет эшерихиоз в педиатрической практике?

  11. Объясните причины распространения эшерихиозов среди современных людей?

  12. Перечислите основные отличия шигелл и эшерихий в патогенетическом аспекте.

  13. Какие серологические реакции применяются при диагностике дизентерии и в каком случае?

  14. Какие особенности имеются в бактериологической диагностике холеры?

  15. Каков режим доставки биологического материала при холере?

  16. Каковы основные цели проводимой терапии при холере?

  17. Значение антибактериальной терапии в санации организма от дизентерийных возбудителей.

  18. Свойства шигелл, эшерихий и холерного вибриона при оценке их сохранения на объектах окружающей среды, в воде, пищевых продуктах.

  19. Назовите основные мероприятия, применяемые с целью профилактики кишечных инфекций в детских учреждениях, объектах общепита.

  20. Назовите основные направления поиска методов лечения и профилактики шигеллеза, эшерихиоза, холеры.



Самостоятельная работа

  1. Окрасить по Граму и произвести микроскопию мазков с чистой культуры шигелл, эшерихий. Изучить морфологию холерных вибрионов в демонстрационных препаратах. Отметить разницу в морфологических свойствах.

  2. Изучить характер роста колоний на средах Эндо, Левина и Плоскирева из испражнений больного с подозрением на кишечную инфекцию.

  3. Изучить характер шигелл, эшерихий на трехсахарном агаре.

  4. Произвести постановку реакций агглютинации с адсорбированными дизентерийными сыворотками и коли-сыворотками для определения патогенных серотипов кишечной палочки и серологической идентификации изучаемой культуры шигелл со скошенного МПА.

  5. Демонстрация пробы с бактериофагом методом «дорожки» для идентификации шигелл.

  6. Учесть результат демонстрационной развернутой реакции агглютинации с ОВ и 0-сыворотками для окончательной идентификации выделенной культуры эшерихий.

  7. Изучить характер роста холерного вибриона на 1% щелочной пептонной воде.

  8. Произвести дифференциальную диагностику штаммов вибрионов Коха и Эль-Тор по гемолитической активности, чувствительности к полимиксину и бактериофагу.

  9. Изучить биопрепараты, применяемые для диагностики, профилактики, лечения шигеллезов, колиэнтеритов и холеры.



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическому занятию № 3


ТЕМА: УСЛОВНО-ПАТОГЕННЫЕ МИКРООРГАНИЗМЫ - ВОЗБУДИТЕЛИ ПИЩЕВЫХ ТОКСИКОИНФЕКЦИЙ


Обоснование темы. Условно-патогенные микроорганизмы (УПМ) являются актуальной проблемой современности, характеризуются широким распространением среди людей, резистентностью к антибактериальным, дезинфицирующим средствам и госпитальным значением. В связи с продолжающимся распространением и нарастающей летальностью проблема ранней профилактики и адекватного лечения условно-патогенных инфекций приобрела большое значение. Широкая встречаемость данной патологии обусловлена появлением большого числа иммунодефицитных состояний у современного населения планеты.

Цель обучения. Определить роль УПМ человека в патогенезе вызываемых ими заболеваний, научить методам лабораторной диагностики, определению практической ценности методов и принципам профилактики и лечения этих заболеваний.

Студент должен знать:

  • основные биологические и морфологические свойства семейства энтеробактерий;

  • антигенные особенности основных возбудителей, таксономию возбудителей протейной, клебсиеллезной, энтеробактериальной инфекций;

  • патогенез пищевой токсикоинфекции;

  • методы лабораторной диагностики УПМ;

  • основные средства лечения и профилактики УПМ инфекций.

Студент должен уметь:

  • выбрать наиболее эффективные методы исследования УПМ инфекции в конкретной ситуации;

  • оценить результаты исследования методом бактериологического анализа, серологического, микроскопического исследования, ИФА, ИФМ, ПЦР.



Вопросы для самоподготовки


  1. История открытия и изучения условно-патогенных микроорганизмов человека и животных. Инфекции, вызванные УПМ как внутригоспитальная проблема.

  2. Роль УПМ в патологии современного человека. Клинико-эпидемиологические сведения.

  3. Иерсинии – возбудители кишечного иерсиниоза и псевдотуберкулеза.

  4. Пищевые токсикоинфекции, вызванные представителями семейства энтеробактерий (шигеллами Зонне, кишечной палочкой, клебсиеллами, протеями, цитробактером, эдварсиеллами, иервиниями), псевдомонадами, стафилококками, энтерококками, анаэробами. Микотоксикозы.

  5. Патогенез пищевой токсикоинфекции и интоксикации.

  6. Основные механизмы иммунного ответа при инфекциях, вызванных УПМ.

  7. Лабораторная диагностика инфекций, вызванных УПМ. Комплексная оценка результатов исследования.

  8. Этиотропная терапия и пути возможной профилактики госпитальных инфекций.


Вопросы для самоконтроля

  1. Какие знаете особенности иммунного ответа при УПМ инфекциях?

  2. Укажите морфологические особенности протея как представителя семейства энтеробактерий.

  3. Каковы основные этапы патогенеза пищевой токсикоинфекции?

  4. Перечислите основные механизмы, участвующие в иммунном ответе на УПМ.

  5. Назовите известные вам УПМ – представителей семейства энтеробактерий.

  6. Перечислите основные органы и ткани, где может образование и всасывание токсинов при пищевой токсикоинфекции.

  7. Перечислите основные пищевые источники УПМ?

  8. Назовите группу риска лиц по возникновению УПМ инфекций.

  9. Назовите возможные пути инфицирования УПМ новорожденного, выделив приоритетные.

  10. Объясните причины выраженной антибиотикорезистентности УПМ?

  11. Перечислите основные отличия госпитальных штаммов УПМ.

  12. Какие серологические реакции применяются при диагностике УПМ инфекций?

  13. Какие особенности имеются в лабораторной диагностике протейной инфекции?

  14. В каких случаях УПМ инфекции применяется посев крови на стерильность?

  15. Каковы основные цели проводимой терапии при УПМ инфекции?

  16. Значение антибактериальных препаратов в эпидемиологии УПМ инфекции.

  17. Свойства УПМ при оценке их сохранения на объектах окружающей среды.

  18. Назовите основные мероприятия, применяемые с целью профилактики УПМ инфекции в лечебно-профилактических учреждениях.

  19. Проанализируйте роль УПМ инфекции кишечника человека в эпидемиологии дисбактериозов желудочно-кишечного тракта и других локализаций.

  20. Назовите основные направления поиска методов лечения и профилактики УПМ инфекции.

Самостоятельная работа

  1. Изучить характер роста протея на косом агаре при посеве мясного фарша. Приготовить мазок, окрасить по Граму, промикроскопировать.

  2. Описать характер роста колоний, выросших при посеве крема на молочно-солевой агар. Приготовить мазки, окрасить по Граму, промикроскопировать.

  3. Изучить признаки патогенности стафилококка, выделенного из крема (гемолитическая активность, выработка лецитиназы, плазмокоагулазы, биологическая проба).

  4. Оцените результаты посева пищевых продуктов на среде Эндо, Левина, Плоскирева. Укажите изменения на среде Олькеницкого.

  5. Нарисуйте схему алгоритма диагностики при пищевой токсикоинфекции.

  6. Выделите на схеме методы диагностики, применяемые в качестве ранних методов диагностики.

  7. Выделите на схеме методы диагностики, являющиеся окончательными в диагностике УПМ инфекции.

  8. Решение ситуационных задач.



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическому занятию № 4


ТЕМА: ГРАМПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КОККИ

Обоснование темы. Кокки - обширная группа микроорганизмов, включающая патогенные, условно-патогенные и непатогенные шаровидные бактерии. Они чаще всего вызывают гноеродные процессы, особенно у новорожденных, детей раннего возраста, лиц с ослабленной иммунорезистентностью. Характер течения заболеваний, вызванных кокками, зависит и от биологических свойств микроба. Знание вопросов указанной темы необходимо для последующего обучения на кафедрах патологической физиологии, терапии, педиатрии, хирургии, нервных, глазных, кожно-венерических болезней, а также в будущей врачебной работе.

Цель обучения - сформировать представление о роли кокков в развитии патологических процессов у человека, о биологических свойствах микробов, их способности вызывать различные клинические формы заболеваний; научить основам микробиологической диагностики и интерпретации полученных результатов исследования.

Студент должен знать:

  • основные факторы иммунной защиты и неспецифической резистентности

  • правила забора материала для исследований

  • принципы микробиологической диагностики


Студент должен уметь:

  • приготовить и окрасить мазки по Граму

  • оценить культуральные свойства микробов на питательных средах

  • оформить и правильно интерпретировать результаты исследований



Вопросы для самоподготовки

  1. Эволюция кокковой группы бактерий, их общая характеристика

  2. Стафилококки. История открытия и изучения стафилококков, их роль в развитии заболеваний. Экология и распространенность. Таксономия. Морфология и физиология. Аппарат агрессии (токсины, ферменты патогенности). Патогенез стафилококковых инфекций, особенности возникновения внутригоспитальных инфекций стафилококковой этиологии. Антигены. Особенности иммунитета. Состояние неспецифической резистентности. Лабораторная диагностика. Препараты специфической профилактики и терапии

  3. Стрептококки. История открытия стрептококков. Таксономия. Роль стрептококков в развитии патологических состояний (этиологическая и патогенетическая роль стрептококков группы А при респираторных инфекциях, рожистом воспалении, ангине, скарлатине, остром гломерулонефрите, ревматизме, сепсисе, стоматологических заболеваниях. Роль стрептококка пневмонии, стрептококков группы В в патологии ребенка и взрослого человека). Экология и распространенность. Морфология и физиология. Характеристика аппарата агрессии. Антигены стрептококков, особенности иммунитета. Лабораторная диагностика. Профилактика и лечение

  4. Энтерококки. Биологические свойства. Роль в патологии человека. Энтерококки как показатель санитарного состояния окружающей среды.

  5. Анаэробные грамположительные кокки (пептококки, пептострептококки). Таксономия. Роль в патологии человека. Биологические свойства. Факторы патогенности. Методы микробиологической диагностики.


Вопросы для самоконтроля

  1. Какие заболевания вызывают стафилококки, стрептококки, энтерококки, пептококки и пептострептококки?

  2. Сколько видов включены в род Staphylococcus?

  3. Какие виды стафилококков чаще вызывают заболевания у человека?

  4. Какие питательные среды используют при выделении чистых культур стафилококков, стрептококков?

  5. Ведущие признаки патогенности стафилококков, стрептококков.

  6. Что такое экстрацеллюлярная и клеточная коагулаза, способы ее выявления?

  7. Какие антигены стафилококков отнесены к суперантигенам?

  8. Роль белка "А" в развитии стафилококковой инфекции.

  9. Отличительные свойства золотистого стафилококка

  10. Для чего определяется чувствительность к новобиоцину?

  11. Правила забора крови и соотношение объемов крови и питательной среды у взрослых, детей, а также при заборе материала на фоне антибиотикотерапии.

  12. Какие признаки положены в основу классификаций стрептококков, какие классификации вы знаете?

  13. Назовите ведущие признаки, позволяющие идентифицировать Streptococcus pneumoniae.

  14. Методы экспресс - диагностики стафилококковых и стрептококковых инфекций.

  15. Роль стафилококков и стрептококков в развитии иммунокомплексной патологии.


Самостоятельная работа

1. Приготовить мазки из гноя, окрасить по Граму, промикроскопировать, зарисовать.

2. Описать культуральные свойства стафилококков в готовых посевах на жидких и плотных питательных средах.

4. Изучить признаки патогенности стафилококков: плазмокоагулазную, лецитоветилазную, гемолитическую активность, способность утилизировать маннит в аэробных и анаэробных условиях.

5. Определить чувствительность стафилококков к антибиотикам.

6. Определить фагогруппу стафилококков.

7. Промикроскопировать готовые мазки со стрептококками.

8. Изучить характер роста стрептококков на КМПА, сахарном бульоне.

9. Изучить биопрепараты, применяемые для диагностики, профилактики и лечения заболеваний, вызванных стафилококками и стрептококками.

10. Составить алгоритм диагностики стафилококковых и стрептококковых инфекций.

11. Решить предложенные ситуационные задачи.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическому занятию № 5


ТЕМА: ГРАМОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ДИПЛОКОККИ: МЕНИНГОКОККИ, ГОНОКОККИ.


Обоснование темы. Менингококковая и гонококковая инфекции являются актуальной проблемой современности вследствие возрастания количества тяжелых форм заболеваний и хронических форм соответственно. В связи с продолжающимся распространением и нарастающей летальностью проблема ранней профилактики и адекватного лечения менингококковой инфекции приобрела большое значение. Одновременно широкая встречаемость гонококковой патологии обусловлена, как социальными причинными, так и появлением ВИЧ-инфекции и ростом иммунодефицитных состояний у современного населения планеты.

Цель обучения. Определить роль менингококковой и гонококковой инфекций человека в патогенезе вызываемых ею заболеваний, научить методам лабораторной диагностики, определению практической ценности методов и принципам профилактики и лечения этого заболевания.

Студент должен знать:

  • основные биологические и морфологические свойства менингококков;

  • антигенные особенности менингококка, таксономия возбудителя;

  • основные биологические и морфологические свойства гонококков;

  • антигенные особенности гонококка, таксономия возбудителя;

  • патогенез локализованного и генерализованного менингококкового инфекционного процесса;

  • патогенез гонореи и особенности лабораторной диагностики гонококковой процесса;

  • методы лабораторной диагностики менингококковой инфекции;

  • основные средства лечения и профилактики менингококковой и гонококковой инфекций.

Студент должен уметь:

  • выбрать наиболее эффективные методы лабораторной диагностики менингококковой и гонококковой инфекций в конкретной ситуации;

  • оценить результаты исследования методом бактериологического анализа, серологического, микроскопического исследования.



Вопросы для самоподготовки


  1. История открытия и изучения менингококка и гонококка.

  2. Роль менингококковой и гонококковой инфекций в патологии современного человека

  3. Таксономическая характеристика и биологические свойства представителей диплококков

  4. Клинико-эпидемиологические сведения, патогенез менингококковой инфекции.

  5. Основные механизмы иммунного ответа при менингококковой инфекции и гонореи

  6. Патогенез гонореи и механизм формирования хронической формы заболевания.

  7. Выбор материала для лабораторного исследования. Лабораторная диагностика менингококковой и гонококковой инфекций на различных стадиях инфекционного процесса. Комплексная оценка результатов лабораторного исследования.

  8. Этиотропная терапия менингококковой инфекции и гонореи.

  9. Специфическая профилактика менингококковой инфекции. Возможные пути профилактики гонококковой инфекции среди взрослого и детского населения.


Вопросы для самоконтроля

  1. Какие знаете особенности иммунного ответа при гонококковой инфекции?

  2. Укажите морфологические особенности менингококков.

  3. Каковы основные этапы гонококкового поражения тканей мочевыделительной системы организма человека?

  4. Перечислите основные защитные системы организма, участвующие в патогенезе менингококковой инфекции?

  5. Перечислите формы менингококковой инфекции, относящиеся к локализованным формам?

  6. Назовите формы менингококковой инфекции, относящиеся к генерализованным формам.

  7. Назовите представителей диплококков в микрофлоре ротоглотки и мочевыделительной системы здорового человека.

  8. Назовите группу риска лиц по возникновению молниеносных форм менингококковой инфекции.

  9. Назовите возможные пути передачи менингококковой и гонококковой инфекций, выделив приоритетные.

  10. Перечислите лабораторные методы диагностики менингококковой инфекции в экстренной ситуации.

  11. Перечислите условия диагностики гонореи при хроническом течении.

  12. Какие серологические реакции применяются при диагностике менингококковой гонококковой инфекций?

  13. Какие методологические особенности имеются в применении лабораторных методов исследования при гонорее острой и хронической?

  14. Перечислите диагностические методы, применяемые для скрининга при подозрении на менингококковое носительство.

  15. Каковы основные цели проводимой терапии при менингококковой инфекции?

  16. Значение социальной профилактики в эпидемиологии гонококковой инфекции.

  17. Свойства менингококков и гонококков при оценке их сохранения на объектах окружающей среды.

  18. Назовите основные мероприятия, применяемые с целью профилактики менингококковой инфекции среди населения и некоторых профессиональных групп.

  19. Назовите основные направления профилактики менингококковой инфекции.

  20. Определите значение гонококковой инфекции в проблеме роста бесплодия среди населения.


Самостоятельная работа

  1. Изучить морфологию гонококков в мазках, приготовленных из гноя уретры больного острой гонореей и морфологию менингококков в готовых препаратах, приготовленных из спинномозговой жидкости больного эпидемическим цереброспинальным менингитом. Обратить внимание на характер незавершенного фагоцитоза

  2. Учесть РСК, применяемой при диагностике хронической гонореи

  3. Изучить биопрепараты, применяемые для диагностики, профилактики и терапии заболеваний, вызываемых пневмококками, менингококками, гонококками

  4. Оцените результаты посева гонококка на двухкомпонентной среде

  5. Оцените РНГА методом парных сывороток при менингококковой инфекции

  6. Нарисуйте схему алгоритма применения диагностических методов исследования при менингококковой инфекции.

  7. Нарисуйте схему алгоритма применения диагностических методов исследования при гонококковой инфекции.

  8. Выделите на схемах методы диагностики, являющиеся решающими в диагностике менингококковой и гонококковой инфекций.

  9. Решение ситуационных задач.



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическому занятию № 6


Контрольная работа по частной бактериологии (занятия № 1- № 6)


Контрольная работа предполагает собеседование или письменное изложение теоретических вопросов из предлагаемого перечня и защиту практических навыков. Практические навыки: узнавание питательных сред, характеристика роста микроорганизмов на питательных средах, описание биохимической активности, прочтение результатов серологических реакций, выполнение посева исследуемого материала и пересева культур, защита протоколов практических занятий.
  1   2   3   4

Похожие:

Сальмонеллы возбудители брюшного тифа, паратифов и сальмонеллеза icon10. Бактерионосительство брюшного тифа и паратифов 1 !
Острые кишечные инфекции, вызванные неустановленными возбудителями, пищевые токсикоинфекции неустановленной этиологии
Сальмонеллы возбудители брюшного тифа, паратифов и сальмонеллеза iconОсторожно – сальмонеллы!
Это малоприятное заболевание может настигнуть людей любого возраста, и, наверное, столь широкое распространение сальмонеллёза во...
Сальмонеллы возбудители брюшного тифа, паратифов и сальмонеллеза iconКлинико-патоморфологическая характеристика и этиотропная терапия брюшного тифа
Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учре­ждении высшего профессионального образования «Военно-медицинская...
Сальмонеллы возбудители брюшного тифа, паратифов и сальмонеллеза icon1. Для въезда в Чили сертификат о прививках не требуется, но врачи рекомендуют в любой поездке иметь прививки от гепатита А, брюшного тифа и столбняка. 2
Купаться можно только в строго отведенных для этого местах, так как прибрежные течения очень сильны
Сальмонеллы возбудители брюшного тифа, паратифов и сальмонеллеза iconВозбудители зоонозных бактериальных инфекций
Бактерии-возбудители зоонозных инфекций, не образующие спор: Y. pestis F. tularensis B. melitensis
Сальмонеллы возбудители брюшного тифа, паратифов и сальмонеллеза iconЛекция тема : «Возбудители трансмиссивных инфекций. Возбудители риккетсиозов»
Цель: ознакомить студентов с возбудителями трансмиссивных инфекций, возбудителями риккетсиозов, особенностями их морфологии, культуральными...
Сальмонеллы возбудители брюшного тифа, паратифов и сальмонеллеза iconВ 2011 году в автономном округе был зарегистрирован 1481 случай сальмонеллеза (показатель 94,8 на 100 тыс населения), что на 40% выше уровня 2010 года (1042
В 2011 году в автономном округе был зарегистрирован 1481 случай сальмонеллеза (показатель 94,8 на 100 тыс населения), что на 40%...
Сальмонеллы возбудители брюшного тифа, паратифов и сальмонеллеза iconИнструкция по санитарно-гельминтологической оценке рыбы
В целях охраны населения и животных от заболеваний дифиллоботриозами возбудители
Сальмонеллы возбудители брюшного тифа, паратифов и сальмонеллеза iconМетодические указания по определению возбудителей гельминтозоонозов в пресноводных рыбах
Гельминтозоонозы группа паразитарных болезней, возбудители которых в личиночной
Сальмонеллы возбудители брюшного тифа, паратифов и сальмонеллеза iconЧто вызывает такое опасное заболевание, как сальмонеллез?
В по­следние годы доминирующим штаммом, вызывающим болезнь у детей, стали сальмонеллы, имеющие пищевой путь распространения в основном...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©tnu.podelise.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница