Лекция технологии развития критического мышления «Толстый и тонкий вопросы»




Скачать 142.78 Kb.
НазваниеЛекция технологии развития критического мышления «Толстый и тонкий вопросы»
Дата конвертации18.11.2013
Размер142.78 Kb.
ТипЛекция
УО «Борисовский государственный медицинский колледж»


Теоретическое занятие

лекция технологии развития критического мышления «Толстый и тонкий вопросы» для учащихся третьего курса специальности

2-79 01 01 «Лечебное дело»

ЭНТЕРОВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ. РОТАВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ.

метод – наглядный (иллюстративно-демонстрационный)





Преподаватель: Татарченко

Светлана Анатольевна

2011г

ИНСТРУКЦИЯ

для самостоятельной работы учащихся с методическим комплексом по теме «Энтеровирусные инфекции. Ротавирусные инфекции».


1.Прежде чем приступить к изучению темы внимательно изучите вопросы, входящие в неё.

2.Ознакомтесь с основным материалом темы (прочитайте, останавливая внимание на тех абзацах или отрывках, которые вас больше всего заинтересовали)

3.Разбейте весь материал на части, удобные для более детального изучения.

4.Разделите вопросы темы соответственно выделенным вами частям.

5.Составте краткий конспект по вопросам темы.

6.Выполните задания для учащихся, не заглядывая в итоговый ответ. Сравните свой конспект с итоговым ответом. Если расхождения значительны, просмотрите соответствующие материалы и внесите изменения

7.Внимательно прочитайте получившийся конспект лекции.

8.Ответьте на вопросы домашнего задания.

9.Выборочно постарайтесь воспроизвести ответы на вопросы вслух.

10.В случае, если воспроизведение затруднительно, внимательно прочитайте материал ещё раз.

11. Ознакомьтесь с темами рефератов.

12. Если какая - то из предложенных тем вас заинтересовала, просмотрите материалы темы ещё раз, выберите те материалы, которые соответствуют выбранной теме.

13.Ознакомьтесь с дополнительными материалами темы.

14.Кратко законспектируйте заинтересовавшие вас вопросы.


ХОД ЗАНЯТИЯ:

1 Организационно воспитательный момент: оценка готовности группы к занятию (наличие медицинской формы, журнала группы, дневника старосты, необходимого оснащения, готовность аудитории, знакомство с группой)(5 мин).

2. Фронтальный устный опрос по вопросам домашнего задания (20 мин):

  • Что такое эпидемический очаг? Каковы задачи и методы эпидемиологического обследования очага?

  • Каковы задачи и методы эпидемиологического обследования очага?

  • Какие эпидемиологические мероприятия проводятся в очагах ботулизма, сальмонеллёза, иерсиниоза?

2.Рассмотрение выполненных творческих заданий, заслушивание рефератов.(10 мин)


3. Изложение нового материала: (50 минут)


3. Энтеровирусные инфекции

3.1.1. Энтеровирусные инфекции (комментарий преподавателя)

3.1.2 . Энтеровирусные инфекции (этиология, клиника, диагностика, лечение, материал для конспекта, «тонкие» вопросы»)

3.1.3. Энтеровирусные инфекции - «толстый» вопрос преподавателя по теме.)

3.2. Ротавирусные инфекции (комментарий преподавателя)

3.2.1. Ротавирусные инфекции («тонкие» вопросы преподавателя)

3.2.2. Ротавирусные инфекции («толстый» вопрос преподавателя)

3.3. Толстый вопрос преподавателя по теме.


4. Домашнее задание.(5минут)

5.Литература для учащихся

6.Литература для преподавателей


3. Изложение нового материала: (50 минут)

3.1. Что такое энтеровирусные инфекции?


Комментарий преподавателя.


Энтеровирусные болезниострые инфекционные болезни, вызываемые кишечными вирусами; нередко протекают с поражением мышц, ЦНС и кожных покровов.


Встречаются в виде спорадических случаев и эпидемических вспышек. Основные механизмы передачи фекально-оральный и аэрозольный механизмы передачи. Пути передачи пищевой и воздушно-капельным путем. Основной хозяин вирусов в природе - человек. Широко распространено носительство возбудителя инфекции, которое может продолжаться месяцами.


Этиология, патогенез. К энтеровирусам, помимо вирусов полиомиелита, относятся 23 типа вируса Коксаки А, 6 типов вируса Коксаки В, 32 типа вирусов ECHO и еще 4 энтеровируса человека (энтеровирусы 68-71). Все они могут вызывать заболевания. Ворота инфекции - слизистые оболочки респираторного и пищеварительного тракта. В месте внедрения могут возникать воспалительные изменения. Вирусы быстро проникают в кровь, разносятся по всему организму, фиксируясь преимущественно в нервной системе, мышцах и эпителиальных клетках, вызывая их изменения.


Симптомы, течение.

Инкубационный период продолжается от 2 до 10 дней (чаще 3-4 дня). Энтеровирусная инфекция обусловливает многообразные клинические проявления. Наиболее часты ОРЗ и «малая болезнь», серозный менингит, герпангина, эпидемическая миалгия; геморрагический конъюнктивит, реже наблюдаются миелиты с параличами, энцефалиты, перикардиты, миокардиты, инфекционные экзантемы, энтеровирусные диареи.


Вопрос преподавателя: Что такое ОРЗ?


Ответ учащихся: У всех ОРЗ есть три общие черты.

Во-первых, все ОРЗ

Во-вторых все возбудители

И в-третьих, именно эти органы дыхания

Отсюда, происходит и само название ОРЗ —


Материал для конспекта.


Энтеровирусное ОРЗ начинается остро. Лихорадка может быстро нарастать и достигать 39-40 градусов, после чего сохраняться на протяжении нескольких дней, сопровождается симптомами общей интоксикации (слабость, головная боль, миалгии, возможна рвота и тошнота центрального генеза). Может отмечаться энтеритная диарея. Лихорадка может протекать волнообразно, в особенности при рецидивирующем течении инфекции. При внешнем осмотре отмечают гиперемию лица, инъекции склер, на слизистой ротоглотки отмечают умеренное покраснение, на задней стенке глотки – зернистость. Могут отмечаться разнообразные высыпания.Острое респираторное заболевание может быть вызвано любыми энтеровирусами, но преобладающий возбудитель — вирус Коксаки А-21.


Вопрос преподавателя: Что такое «Малая болезнь»?


Ответ учащихся: «Малой болезнью» называют …


Материал для конспекта.


Малая болезнь

Малая болезнь (трехдневная лихорадка, летний грипп) вызывается вирусами Коксаки и ECHO, проявляется умеренной кратковременной лихорадкой, слабостью, мышечными болями. Продолжительность заболевания обычно не превышает З дней.


Вопрос преподавателя: Что такое серозный энтеровирусный менингит ?


Ответ учащихся: Серозный энтеровирусный менингит начинается остро с …


Материал для конспекта.


Серозный менингит энтеровирусной этиологии занимает одно из первых мест среди вирусных серозных менингитов. Он может вызываться сероварами из всех групп энтеровирусов. Вслед за остро возникшими лихорадкой и интоксикацией на 1-2-й день от начала болезни появляются менингеальные симптомы. Иногда наблюдаются миалгия, экзантема и другие симптомы. При люмбальной пункции ликвор вытекает под давлением, прозрачный, цитоз-200-300 в Чмкл.П ри его исследовании подтверждается диагноз серозного менингита. У части больных может быть вторая волна лихорадки.


Вопрос преподавателя: Что такое гиперангина?


Ответ учащихся: Герпангина вызывается вирусами …


Материал для конспекта.


Герпангина




Возбудитель герпангины - вирус Коксаки группы А; болеют преимущественно дети. Заболевание начинается остро: появляется лихорадка, боль в горле, усиливающаяся при глотании, головная боль и миалгия, иногда - боли в животе. Слизистая неба, зева и глотки воспаляется, на ней образуются мелкие везикулы с красным ободком. Везикулы вскрываются и превращаются в поверхностные язвы, которые заживают в течение недели. Диаметр везикул не превышает 2 мм, язвы гораздо крупнее — до 5 мм.


Вопрос преподавателя: Что такое эпидемическая миалгия?

Ответ учащихся: Эпидемическая миалгия также вызывается …

Материал для конспекта.

Эпидемическая миалгия (эпидемическая плевродиния, болезнь Борнхольма) обусловлена преимущественно вирусами Коксаки В. На фоне внезапно возникшей лихорадки, интоксикации появляются сильные боли в мышцах живота, нижних отделов грудной клетки. Приступы миалгии продолжаются 5-10 мин и возобновляются через 30-60 мин. Чаще отмечается поражение мышц груди, живота, спины и конечностей. Боли носят приступообразный характер, усиливаются при движении. При локализации болей в мышцах груди дыхание становится затруднительным, поверхностным. Глубокие вдохи очень болезненны, в некоторых случаях отмечается икота. Такой вариант течения заболевания получил название плевродинии. Иногда боли имитируют острый живот и больные подвергаются оперативному вмешательству.


Вопрос преподавателя: Что такое инфекционная экзантема?

Ответ учащихся: Инфекционная экзантема, эпидемическая экзантема) чаще вызывается …

Материал для конспекта

Энтеровирусная экзантема может как проявляться самостоятельным преимущественным симптомокомплексом, так и сопровождать другие формы энтеровирусных инфекций (серозный менингит, герпангину). Сыпь появляется на 2-3 день лихорадки и интоксикации, локализуется преимущественно на лице, туловище, конечностях, стопах. Сыпь полиморфна, может напоминать экзантему при кори, скарлатине или краснухе, быть розеолезной, пятнисто-папулезной, петехиальной. Часто экзантема сопровождается энантемой в ротовой полости.

Диагностика. Некоторые типы вирусов Коксаки А и все типы вирусов Коксаки В размножаются в культуре клеток эмбриона человека, почек обезьян и других культурах, оказывая выраженное ЦПД. Все типы могут быть выделены при заражении сосунков белых мышей, у которых возникает паралитическая форма инфекции.


Лечение. Этиотропное лечение для энтеровирусных инфекций не разработано, терапия включает применение дезинтоксикационной терапии и симптоматических средств по показаниям. Тяжелая форма инфекции с поражением нервной системы является показанием к назначению кортикостероидных препаратов и мочегонных средств для коррекции водно-электролитного и кислотно-щелочного баланса. При развитии угрожающих жизни состояний может потребоваться интенсивная терапия и реанимационные меры.


Для стабилизации сосудистого тонуса и улучшения реологических характеристик крови назначают кавинтон, солкосерил, трентал, активно применяют витаминотерапию. В зависимости от симптоматики назначают анальгетики, седативные препараты. Развитие вторичной бактериальной инфекции является показанием к назначению курса антибиотикотерапии в соответствии с чувствительностью бактерий к препаратам.


Прогноз. Энтеровирусные инфекции преимущественно протекают легко, либо в среднетяжелой форме, выздоровление наступает в сроки от нескольких дней, до 2-3 недель. Прогноз ухудшается в случае тяжелого течения, развития осложнений. Некоторые осложнения энтеровирусной инфекции (в основном со стороны нервной системы) могут закончиться летальным исходом, либо оставить после себя неустранимые функциональные нарушения.


Профилактика. Общая профилактика энтеровирусных инфекций включает мероприятия по контролю над загрязненностью объектов окружающей среды канализационными отходами, соблюдением санитарно-гигиенических требований при обезвреживании сточных вод, предоставлением населению пищевых продуктов должной степени эпидемической безопасности.


Индивидуальная профилактика заключается в строгом следовании правилам личной гигиены, необходимой обработке пищевых продуктов.


Специфических мер профилактики энтеровирусных инфекций не разработано. Детям до 3 лет, имевшим контакт с больным, назначается интерферон и иммуноглобулин интраназально на 7 дней.


В очаге инфекции производится комплекс дезинфицирующих мероприятий.


Вопрос преподавателя (толстый вопрос): Что общего у рассмотренных энтеровирусных инфекций?

Ответ учащихся: Зависит от степени усвоения материала и способности критически мыслить. Лучшие ответы оцениваются, неправильные не критикуются, по возможности следует формировать ситуацию успеха, одобряя даже те ответы, которые отрывочны и не тянут на отметку. Отрицательные отметки недопустимы.

3.2.Ротавирусные инфекции.


Комментарий преподавателя.


Ротавирусная инфекция (ротавироз, желудочный грипп)


Ротавирусная инфекция (син. Ротавирусный гастроэнтерит, желудочный грипп, кишечный грипп) – одна из форм острой кишечной инфекции, возбудителем которой является Ротавирус человека из рода Rotavirus.


Ротавирусы (от лат. rota – колесо) представляют собой род семейства Reoviridae, объединяющий большое количество сходных по морфологии и антигенной структуре вирусов, вызывающих гастроэнтерит у человека, млекопитающих и птиц. Систематическое изучение ротавирусов человека началось в 1973 году, когда при электронной микроскопии биоптатов слизистой оболочки 12-перстной кишки детей, больных острым гастроэнтеритом, были впервые обнаружены вирусные частицы, по виду напоминающие колесо с широкой ступицей, короткими спицами и четко очерченным ободом. В том же году аналогичный вирус был найден в фекалиях больных гастроэнтеритомИсточник инфекции и развитие болезни


Заболеть ротавирусной инфекцией могут люди в любом возрасте , однако чаще всего болеют дети от 6 месяцев до года. В некоторых странах (например, в США) на долю кишечного гриппа приходится до 40% всех случаев острых кишечных инфекций у детей. Взрослые заболевают ротавирозом заражаясь им ухаживая за больными детьми.


Вопрос преподавателя: Кто является источником ротавирусной инфекции?


Ответ учащихся:

Источником инфекции ротавируса служит …

Комментарий преподавателя.


Вирус размножается в клетках слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта и выделяется с калом. Выделение ротавируса начинается с первых дней болезни, одновременно с появлением первых симптомов болезни. Основной механизм передачи ротавирусной инфекции – фекально – оральный. Путь передачи – пищевой. В детских коллективах ротавирусная инфекция может вызывать вспышки острой диареи (поноса). Ротавирус поражает слизистую желудка и тонкого кишечника с возникновением гастроэнтерита (гастро - желудок, энтеро - тонкий кишечник). Поражение слизистой пищеварительного тракта нарушает переваривание пищи и приводит к развитию сильной диареи и обезвоживанию организма.


Вопрос преподавателя: Каковы симптомы ротавирусной инфекции?

Ответ учащихся: Инкубационный период болезни длится …


Комментарий преподавателя.




К описанным симптомам очень быстро присоединяется острый понос (диарея). Понос у больного ротавирусной инфекцией обильный желтоватого цвета с резким неприятным, кислым запахом.





При осмотре больного ротавирозом можно заметить покраснение конъюнктивы глаз.





Наблюдается гиперемия слизистой оболочки зева и небных дужек (воспаленное горло).


Основная опасность ротавирусной инфекции связана с обезвоживанием организма из-за сильного поноса. Течение ротавирусной инфекции обычно доброкачественное. Болезнь заканчивается через 4-7 дней полным выздоровлением.

Описанные симптомы следует отличать от симптомов холеры, сальмонеллеза, пищевого отравления. После перенесенного «желудочного гриппа» остается стойкий иммунитет, поэтому повторное заболевание этой инфекцией наблюдается редко.


Лечение ротавирусной инфекции. Специфического лечения ротавирусной инфекции (желудочного гриппа) не существует. Показано симптоматическое лечение болезни: лечение поноса (главным образом адекватная регидратация организма), снижение температуры, легкая диета и ферментные препараты (Смекта, Креон).


Профилактика ротавирусной инфекции

Профилактика ротавирусной инфекции заключается в соблюдении мер личной гигиены и изолировании больного во время болезни.

В качестве эффективного средства против ротавирусной инфекции ВОЗ рекомендует проведение профилактической вакцинации.Для специфической профилактики ротавирусной инфекции на настоящий момент существует две вакцины, прошедшие клинические испытания. Обе принимаются орально и содержат ослабленный живой вирус. Ротавирусные вакцины в настоящее время доступны только в Европе и США.


Вопрос преподавателя (толстый вопрос): Почему ротавирусную инфекцию называют кишечным гриппом?

Ответ учащихся: Зависит от степени усвоения материала и способности критически мыслить. Лучшие ответы оцениваются, неправильные не критикуются, по возможности следует формировать ситуацию успеха, одобряя даже те ответы, которые отрывочны и не тянут на отметку. Отрицательные отметки недопустимы.


5. Домашнее задание.(5минут)


1.Подготовить устные ответы на следующие вопросы:

1.1. Какова этиология энтеровирусных инфекций?

1.2. Основные клинические проявления энтеровирусной инфекции?

1.3.В чем основа диагностики энтеровирусных инфекций?

1.4.Какова профилактика энтеровирусных инфекций?

1.5.Какова этиология ротавирусных инфекций?

1.6. Основные клинические проявления энтеровирусной инфекции?

1.7. В чем основа диагностики ротавирусных инфекций?

1.8. Какова профилактика ротавирусных инфекций?

1.9. Что общего у рассмотренных энтеровирусных инфекций?

1.10 Почему ротавирусную инфекцию называют кишечным гриппом?


2.Изучить этиологию, патогенез, клинику и лечение лептоспироза и бруцеллёза.

3.Темы рефератов:

3.1.Задачи и методы эпидемиологического обследования и наблюдения в очаге энтеровирусных инфекций..

3.2.Противоэпидемические и дезинфекционные мероприятия в очагах ротавирусной инфекции.

3.3. Значение мероприятий в очаге по отношению к общавшимся с больными энтеровирусной и ротавирусной инфекцией.

3.4.Роль фельдшера в организации и проведения медицинского наблюдения в очагах энтеровирусной и ротавирусной инфекцией.

3.5.Роль фельдшера в профилактике энтеровирусной и ротавирусной инфекций.


4.Темы бесед:

4.1 Где подстерегает энтеровирус?

4.2. Как помочь ребёнку с энтеровирусной инфекцией до прихода врача?

4.3. Что должна знать хозяйка о инфекционной безопасности кухни?

4.4. Как правильно хранить овощи?

4.5. Что такое кишечный грипп?


Литература для учащихся

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ:

  1. Покровский В.И., Пак С.Г., Брико Н.И. Инфекционные болезни и эпидемиология: Учебник. – М.: ГЭОТАР Медицина, 2000. 304 с.

  2. Руководство по эпидемиологии инфекционных болезней: Т.1, 2 / Под ред. В.И.Покровского. – М.: Медицина, 1993. – 464 с.

  3. В.И.Покровский. Инфекционные болезни, М., Медицина, 1998

  4. Ющук Н.Д. Инфекционные болезни. М.,1995.

  5. Хотько Н.И., Дмитриев А.П., Коломиец В.В.: Клинико-лабораторная диагностика и организация противоэпидемических мероприятий при инфекционных заболеваниях. – Пенза, 2002

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  1. Баран В.М., Талапин В.И. Фармакотерапия инфекционных болезней. Мн.,1995.

  2. Васильев B.C., Комар В.И., Цыркунов В.М. Практика инфекциониста. Минск: Вышейшая школа, 1994.

  3. Воробьева Н.Н. Клиника, лечение и профилактика иксодовых клещевых боррелиозов. Пермь, 1998.

  4. Исаков Ю.Ф., Белобородова Н.В.. Сепсис у детей. - М., 2001 г.

  5. Лобзин Ю. В. Инфекционные болезни. М.,2002

  6. Нисевич Н.И., Учайкин В.Ф. Инфекционные болезни у детей. М, 1992.

  7. В.И.Покровский. Инфекционные болезни, М., Медицина, 1998.

  8. Страчунский Л.С. (ред) Практическое руководство но антиинфекционной терапии. М., 2002 г.

  9. Сэнфорд Дж., Гильберт Д., Гербердинг Дж., Сэнде М. Антимикробная терапия. М.,2005.

  10. Тейлор Р.Б. Трудный диагноз. М., 1992.

  11. Учайкин В.Ф. Инфекционные болезни у детей. М., 2000г.

  12. Учайкин В. Ф., Шамшева О. В. Вакцинопрофилактика. Настоящее и будущее. - М. :'Теотар": Мед., 2001. - с.212-215

  13. Харрисон Т.Р. Внутренние болезни. М., 2005.

  14. Шерлок. Гепатология. М., 2001

  15. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни. М., 2002.

ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ

1.http://www.vak.org.by/index.php?go=Box&in=view&id=380

2. medkarta.com

3.vt-inform.ru

4.immunar.ru

5.www.nortonhealthcare.com

6.www.gippokrat.by

Похожие:

Лекция технологии развития критического мышления «Толстый и тонкий вопросы» iconЛекция технологии развития критического мышления «Толстый и тонкий вопросы»
Прежде чем приступить к изучению темы внимательно изучите вопросы, входящие в неё
Лекция технологии развития критического мышления «Толстый и тонкий вопросы» iconЛекция технологии развития критического мышления «Толстый и тонкий вопросы»
Прежде чем приступить к изучению темы внимательно изучите вопросы, входящие в неё
Лекция технологии развития критического мышления «Толстый и тонкий вопросы» iconЛекция технологии развития критического мышления «Толстый и тонкий вопросы»
Прежде чем приступить к изучению темы внимательно изучите вопросы, входящие в неё
Лекция технологии развития критического мышления «Толстый и тонкий вопросы» iconПлан конспект урока с элементами технологии развития критического мышления и информационной технологии по географии в 9 классе на тему
С элементами технологии развития критического мышления и информационной технологии
Лекция технологии развития критического мышления «Толстый и тонкий вопросы» iconПриемы технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо
Много лет проработав в школе, каждый раз восхищаюсь коллегами, которые ведут постоянные методические поиски. Желание привнести в...
Лекция технологии развития критического мышления «Толстый и тонкий вопросы» iconПояснительная записка
Сборник методических разработок уроков истории по технологии развития критического мышления
Лекция технологии развития критического мышления «Толстый и тонкий вопросы» iconУрок русского языка в 6 классе по теме «Существительные общего рода» в рамках технологии развития критического мышления
Автор – учитель русского языка и литературы моу «сош №53» г. Кургана Ефимова Н. Н
Лекция технологии развития критического мышления «Толстый и тонкий вопросы» icon"Общая характеристика щелочных металлов"
Разработка урока по химии в 9-м классе с использованием технологии критического мышления по теме
Лекция технологии развития критического мышления «Толстый и тонкий вопросы» iconУрок по физике 10 класс «Внутренняя энергия»
Показать практическую значимость технологии критического мышления для преподавания физики
Лекция технологии развития критического мышления «Толстый и тонкий вопросы» iconЛингвостилистический анализ
Технология: технологии критического мышления; технология проблемного обучения, мастерская ценностных ориентаций
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©tnu.podelise.ru 2013
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница